Едва только российская финансовая система преодолела первую волну кризиса, Центробанк обратился к государственным банкам с рекомендацией ежемесячно увеличивать кредитный портфель на 2%. Идеальный годовой прирост в этом случае составил бы 24%. Вряд ли именно это послужило отмашкой для большинства коммерческих банков страны, но представители негосударственных кредитных организаций стали говорить о том, что работа с заемщиками из числа малого и среднего бизнеса (SMB) становится одним из важнейших направлений. Правда, чистое увеличение кредитного портфеля в этом сегменте сейчас никого не интересует — на первый план в списке приоритетов выходят вопросы качества и ликвидности.
Мы попросили представителей банков, занимающихся кредитованием малых и средних предпринимателей СФО, рассказать, какие изменения произошли в их отношениях с заемщиками. Помимо общего курса правительства на поддержку некрупного бизнеса в регионах, этот сегмент представители банков называют одним из самых надежных и ответственных заемщиков — как правило, просрочка секторе ничтожно мала, бизнес прозрачен и легко поддается оценке, а темпы его роста таковы, что кредитные потребности постоянно растут, позволяя банкам работать «на перспективу».
У нас нет «черного списка»
Генеральный директор Банка Сосьете Женераль Восток в Новосибирске Игорь Смуров
— Ожидаете ли вы роста конкуренции в сегменте кредитования малого и среднего предпринимательства? Приведет ли это к появлению продуктов с более гибкими условиями и невысокими процентными ставками?
— В данный момент мы отмечаем достаточно низкий уровень конкуренции на рынке из-за того, что многие банки, в силу кризиса ликвидности, были вынуждены либо сократить, либо совсем закрыть свои кредитные программы. Но даже в такой ситуации конкуренция на рынке присутствует. Если говорить о продуктах с более гибкими условиями и низкими ставками, то появление их возможно лишь в случае улучшения финансовой ситуации. Пока стоимость привлечения ресурсов для банков относительно велика, они не смогут снижать ставки и свои требования к потенциальным заемщикам.
— Какие продукты для сегмента SMB появились или готовятся к запуску в вашем банке?
— Для BSGV в целом само направление по работе с компаниями малого бизнеса является новым. Этот проект сначала был пилотным, и лишь совсем недавно он запущен во всей сети Банка Сосьете Женераль Восток. Мы рады предложить компаниям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям пакет услуг «Тандем», кредитование, лизинг, и другие услуги.
— Какие отрасли экономики сегодня наименее рискованно кредитовать? Каков подход к выбору и оценке обеспечения, сроки, объемы выдаваемых займов в вашем банке?
— В BSGV нет как такового «черного списка» отраслей, которые банк не кредитует, хотя, безусловно, мы обращаем внимание при принятии решения на состояние сектора, в котором работает клиент. Главное при рассмотрении заявки не сфера предприятия, а потребность компании в привлечении заемных ресурсов и способность эти ресурсы возвращать. Если говорить более детально, то каждый случай достаточно индивидуален, и каждый раз сроки, объемы, залоговое обеспечение могут отличаться в зависимости от финансового положения клиента и целей получения ссуды.
— В какой мере спрос на кредиты со стороны предпринимателей региона соответствует предложению? Как вы оцените платежеспособность заемщиков региона? Когда прогнозируете повышение спроса со стороны предпринимателей? Какие сегменты будут требовать наибольших вливаний?
— Мы наблюдаем стабильный спрос на кредитные продукты банка среди предприятий региона. Специфика малого бизнеса такова, что для развития компании в большинстве случаев необходимо привлечение денежных ресурсов извне, а самый эффективный способ получить внешнее финансирование — обратиться в банк.
Если говорить о каких-либо прогнозах, то в нынешней ситуации крайне тяжело предсказывать даже то, что будет в обозримом будущем. Можно лишь сказать, что мы стараемся оперативно реагировать на любые изменения на рынке.
Для нас первична оценка клиента
Член правления ЮниКредит Банка Кирилл Жуков-Емельянов
— Есть ли продукты для сегмента SMB, которые появились или готовятся к запуску в вашем банке?
— Мы не прогнозируем каких-то крупномасштабных перемен в корпоративном бизнесе — здесь мы не отличаемся от большинства банков и продвигаем продукты в комплексе, то есть предлагаем не только кредиты или депозиты, а стараемся заинтересовать клиента полной палитрой продуктов, в том числе и комиссионной. Поэтому я могу отметить тенденцию развития таких направлений, как транзакционный бизнес, документарные продукты, инструменты хеджирования валютных и процентных рисков. В ближайшие годы получат большее развитие продукты, которые непосредственно не связаны с кредитным риском, — и это нормальная мировая логика развития банковской системы.
— Какие отрасли экономики сегодня наименее рискованно кредитовать?
— Банк всегда вел весьма осторожную политику в области корпоративного кредитования, как в отношении заемщиков, так и выбора отраслей, в которых мы работаем. Например, у нас в портфеле никогда не было компаний, осуществляющих жилищное строительство. Вообще, кредитный портфель равномерно распределен по всем отраслям российской экономики, так что нельзя сказать, что какой-то отрасли мы уделяем особое внимание — все зависит от клиента и его потребностей. Что касается разбивки по регионам, то стоит отметить, что структура портфеля в том или ином регионе «тянется» за основными отраслями данной территории.
— Каков подход к выбору и оценке обеспечения, сроки кредитования, объемы выдаваемых ссуд в вашем банке?
— Мы продолжаем активно работать в корпоративном сегменте, поддерживаем партнерские отношения с нашими клиентами. Но, в отличие от прошлого года, основной акцент стали делать на эффективности и поддержании кредитного качества нашего корпоративного бизнеса. Это означает более жесткие подходы к обеспечению и анализу финансово-хозяйственного положения наших клиентов.
Для нас первична оценка клиента, его рыночных перспектив, понимание его финансового положения. Залог для нас играет вторичную роль — как дополнительный инструмент обеспечения возвратности. К тому же стоимость залога проциклична, и если банку потребовался дополнительный залог из-за проблемы в некой отрасли, то с большой вероятностью активы, которые в ней находятся, также потеряли в стоимости.
Вообще, то, что сейчас наблюдается на рынке как со стороны банков, так и со стороны клиентов, можно назвать фокусировкой отношений. Если до сентября клиенты старались иметь как можно больше открытых кредитных линий, которые могли годами полностью не использоваться, то сейчас с их стороны происходит укрепление партнерских отношений с основными банками (от двух до четырех). Со стороны банков тоже происходит фокусировка на основных клиентах. Так что ключевое направление — это работа с уже существующими клиентами.
Мы заинтересованы в заемщиках
Заместитель генерального директора УРСА Банка Петр Морсин
— Ожидаете ли вы рост конкуренции в сегменте кредитования малого и среднего предпринимательства?
— Да, ожидаем. Причем, если в 2007–2008 годах целью банков было увеличение доли рынка за счет активного привлечения новой клиентской базы, то основным приоритетом 2009 года станет укрепление действующей клиентской базы. В связи с этим мы не ждем от рынка появления кардинальных изменений в продуктовых предложениях.
— Что за продукты для сегмента SMB появились или готовятся к запуску в вашем банке?
— Основные изменения в линейку своих продуктов мы вносили в 2008 году. Сейчас она отвечает потребностям наших клиентских групп (от представителей микробизнеса до более крупных организаций).
— Каков подход к выбору и оценке обеспечения, сроки кредитования, объемы выдаваемых кредитов в вашем банке?
— Связь между платежеспособностью организации и отраслью, в которой она работает, очевидно, есть, но весьма условна. Банк оценивает риски в индивидуальном порядке, равно как и подходы к обеспечению по кредиту. Безусловно, при выдаче средств на длительные сроки или при крупных суммах залог должен быть ликвидным. Но мы предоставляем, в том числе, и беззалоговые займы, а также с частичным обеспечением.
— В какой мере спрос на кредиты со стороны предпринимателей региона соответствует предложению? Как вы оцените платежеспособность заемщиков региона? Когда прогнозируете повышение спроса со стороны предпринимателей? Какие сегменты будут требовать наибольших вливаний кредитных ресурсов?
— С ужесточением условий предоставления займов банками-конкурентами наблюдаем повышение спроса к нашим кредитным продуктам со стороны новых клиентов. Мы заинтересованы в заемщиках, которые имеют постоянные, прогнозируемые источники погашения. Мы рассчитываем на увеличение активности этого рынка уже в третьем-четвертом кварталах 2009 года.
Вместе с увеличением предложения на рынке кредитов малому и среднему бизнесу банкиры отмечают падение спроса, связанное с уменьшением объема бизнеса своих клиентов и их отказом от ряда проектов, требующих финансовых вливаний. Кроме того, возросшая стоимость кредитных ресурсов сделала новые займы и вовсе неподъемными для ряда малых и средних предприятий — как правило, их представители отличаются более реальным взглядом на свое финансовое состояние, что удерживает их от заявок на новые ссуды, которые им будет не по силам обслуживать. Растущая конкуренция на рынке банковских услуг для сегмента SMB не приведет к снижению ставок — по крайней мере, банкиры говорят, что эти ставки (21–26%) сейчас обоснованы общей экономической ситуацией.
В структуре кредитного портфеля представители банков не замечают каких-либо изменений — сегодня, как и до кризиса, ссуды берут на пополнение оборотных средств и инвестиции в основной капитал. Правда, отмечают новую волну — те, кто может себе это позволить, стали просить средства на приобретение недвижимости и транспорта, объясняя это тем, что цены значительно упали по сравнению с докризисным периодом и сейчас самое время для инвестиций, позволяющих впоследствии обойтись без издержек на аренду и логистические услуги. Падение спроса, по оценкам представителей опрошенных банков, колеблется от 50% до 100%.
Персоной нон-грата в области кредитования по-прежнему остается строительный бизнес, правда, сейчас стали осторожно подходить к кредитованию заемщиков из смежных отраслей — производства отделочных материалов, торговли ими и грузоперевозок. А вот торговый бизнес пострадал не столь сильно — большинство предпринимателей продовольственной и непродовольственных сфер по-прежнему активно кредитуются в банках.