Согласно расчётам, проведённым группой профессора Гамбургского университета Дирка Мейера, отказ от единой валюты обойдётся немцам в 340 миллиардов евро, а спасение евро — в 560 миллиардов. Одним из главных тезисов сторонников немедленного отказа от евро выступает то, что стабильность евро с самого начала обеспечивалась, прежде всего, немецкой маркой. Деятельность по спасению еврозоны понемногу переходит в состояние, которое наиболее ёмко описывается фразой «хотели как лучше, а получилось как всегда». Во всяком случае, многочисленные попытки стабилизировать экономику ЕС не только не дали положительных результатов, но напротив, распространили долговые проблемы отдельных членов Евросоюза на всё политическое объединение. Должностные лица, от согласованной работы которых зависит будущее евро, демонстрируют исключительную медлительность и широкую палитру взглядов на то, как именно следует решать глобальную проблему. Дурную службу сыграло и стремление еврочиновников планировать долгосрочную стратегию исходя из самых оптимистических предположений относительно дальнейшего развития событий. Реальность, напротив, как раз подтверждает правоту пессимистов. Последние утверждали — любые меры, согласование и принятие которых возможно реализовать на практике, заранее будут недостаточными и неактуальными. Долги растут слишком быстро, и столь же стремительно падает доверие инвесторов, начинает лихорадить банковскую систему и рынок труда. Власти ЕС борются, в лучшем случае, с бедами дня вчерашнего, хотя сдаваться не собираются. Но если подвести промежуточные итоги спасения еврозоны, то они будут неутешительными. 26 октября, на саммите еврозоны было принято решение повысить капитал Европейского фонда финансовой стабильности с 440 миллиардов до 1 триллиона евро. И, если бы эти деньги действительно нашлись месяц назад, то многие негативные факторы были бы устранены. Но в данный момент от первоначальных 440 миллиардов после выделений кредитов Греции, Ирландии и Португалии в фонде осталось около 250 миллиардов. Министры финансов стран еврозоны сходятся во мнении, что этой суммы недостаточно для того, чтобы оказать поддержку какой-либо из проблемных европейских стран. Что, впрочем, неудивительно, ведь долги одной только Греции перевалили за 360 миллиардов евро. За прошедший месяц выяснилось, что из-за резкого ухудшения финансового состояния Италии, которую не спасти теперь и триллионом евро, повышать капитал EFSF до таких пределов уже незачем. Стоимость займов для итальянских трехлётних бумаг составляет 7,89%, что в 1,6 раза выше уровня месячной давности. И на заседании Еврогруппы 29 ноября было решено не стремиться к триллионному лимиту. Хотя министры финансов стран еврозоны, кажется, исключительно по инерции, договорились о механизмах увеличения EFSF до цифры в 500-750 миллиардов. Для чего нужна такая сумма — сказать сложно. Италии, например, только в 2012 году во избежание немедленного дефолта, необходимо занять около 400 миллиардов евро. Вопрос о том, где брать деньги для Испании, Греции, Португалии и Ирландии, таким образом, повисает в воздухе. А не брать их нельзя — отсутствие доступа к кредитам вызовет дефолт с непредсказуемыми последствиями. Министры финансов еврозоны уже согласовали выделение очередного транша Ирландии объемом в 4 миллиарда, в рамках предоставления общей финансовой помощи размером в 67 миллиардов евро. По той же причине продолжается спасение Греции — 8 миллиардов евро будут доступны к середине декабря. Сколько денег выделят Португалии, общая нужда которой равняется 78 миллиардам, пока не сообщается. Более того, совершенно неясно, откуда возьмутся и обещанные 500 миллиардов. Европейские министры настаивают на том, что EFSF будет наполняться преимущественно за счёт сторонних инвестиций, в том числе — капитала частного. Заполнить фонд за счёт отчислений от самих стран еврозоны уже невозможно, это нанесёт новый удар по государственным бюджетам и ещё больше увеличит долговую нагрузку. Вариантов остаётся немного — либо просить денег у Китая, либо создавать привлекательные условия для частного капитала. В обеих случаях необходимы соответствующие гарантии — мало кто желает во время кризиса рисковать вложениями в европейские финансы. Ранее агентство Moody’s предупредило, что может в очередной раз понизить рейтинг по долговым обязательствам европейским банкам. Под угрозой оказались 87 банков в 15 странах еврозоны, прежде всего в Австрии, Испании, Италии, и Франции. Неприятные известия получили такие крупные банки, как BNP Paribas, Societe Generale, UniCredit SpA, Banco Santander, Credit Suisse AG и UBS AG. По мере сил способствуют ослаблению банковской системы Европы и население проблемных стран. Издание Spiegel International сообщает, что греки с начала кризиса сняли со счетов около 50 миллиардов евро — пятую часть всего объема депозитов. По сведениям Банка Италии, в августе и сентябре было выведено больше 80 миллиардов евро. Даже церковь подпитывает недоверие к государственным финансовым институтам — неназванный греческий монастырь перевёл в наличные около 700 000 евро. Таким образом, чтобы обеспечить интерес к европейским долговым обязательствам, который неизбежно упадёт в случае реализации намерений Moody’s и дальнейшего ажиотажа среди вкладчиков, инвесторам необходимо предоставить дополнительные гарантии. Глава EFSF Калус Реглинг предлагает выпустить особые сертификаты EFSF, которые бы страховали риски инвесторов при покупке бондов. Вот только сертификат будет страховать от 20% до 30% риска «в зависимости от текущей ситуации на рынке», что с учётом величины сумм, которые будут доверены инвесторами Евростабфонду, может оказаться недостаточным. К тому же, сертификат будет продаваться за дополнительную плату. В качестве другого способа «разбавить» государственные деньги EFSF частными, предлагается создать дочерние фонды с совместными инвестициями. Они должны оказывать содействие самому EFSF, снабжая проблемные страны кредитами в достаточном количестве. Правда, Реглинг признал, что при такой организационной структуре совершенно невозможно оперативно реагировать на изменения ситуации в той или иной стране еврозоны, интерес инвесторов непостоянен. Тем не менее, оба механизма должны быть запущены в начале будущего года. Насколько получится наполнить Стабфонд за счёт указанных мер, не знает никто. Председатель Еврогруппы и премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер сообщил: «Не зная точного объема средств, которые могут понадобиться, ЕFSF должен быть способен увеличить собственные ресурсы на сумму до 250 млрд евро». Таким образом, какая либо конкретика в области EFSF отсутствует. Методы его наполнения существуют исключительно на бумаге, и даже если получится перевести бумажные расчёты в физическое воплощение, это ничего не решает. При самых самоотверженных усилиях частных инвесторов не получится увеличить казну ЕС до необходимых пределов. И если буквально месяц назад оставалась немалая уверенность в том, что Евросоюз сможет обойтись «малой кровью», то сейчас сомнения в переформатировании финансового или политического устройства Евросоюза практически исчезли. Негативное влияние кризиса затрагивает самые стабильные страны ЕС, биржевые торги последних дней фиксируют устойчивое увеличение доходности бумаг Франции, Бельгии, Нидерландов, Австрии и Финляндии. Так, во время аукциона, состоявшегося 23 ноября, Германия не смогла полностью разместить свои 10-летние облигации.. Объем заявок составил 3,9 миллиарда евро при том, что Бундесбанк рассчитывал продать бумаги на значительно большую сумму, 6 миллиардов евро. В комментариях европейских финансистов наиболее часто звучало слово «катастрофа». Причины такого падения интереса к германским бумагам двояки. Внутренняя причина состоит в том, что экономика Германии, будучи поставлена в положение донора проблемных стран ЕС, начинает терять темп. Долги Германии подобрались к 80% от ВВП. Но главным фактором низкого спроса выступает то, что немецкие облигации номинированы в евро. Валюте, будущее которой не выглядит светлым. 27 ноября премьер-министр Италии Марио Монти заявил, что в случае неспособности Рима рассчитываться по долгам, европейская валюта не сможет это пережить. С этим очевидным фактом согласились канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози. А биржевые игроки начали разрабатывать стратегии, которые предусматривают исчезновение евро или, по крайней мере, резкое ухудшение его позиций. The Wall Street Journal сообщает, что брокерская компания ICAP тестирует программу для торгов греческой драхмой на случай выхода Греции из еврозоны. Также к возможному краху евро готовится еще один крупный участник рынка — валютный оператор CLS Bank. Экономисты швейцарского банка UBS обнародовали подробные расчёты, какими убытками обернётся для жителей какой-либо страны отказ от евро. При этом, как полагают эксперты UBS, развитые страны легче перенесут отказ от евро, нежели те, кто находится в кризисе. Затраты рядового немца, к примеру, в случае выхода из еврозоны оцениваются в 6-8 тысяч евро в первый год. Население слабых стран теряет на 50-70 процентов больше.. Неудивительно, что подобная аналитика дала новый толчок дискуссии в самой Германии — что будет дешевле, спасать евро дальше или вернуться к национальной валюте? Согласно расчётам, проведённым группой профессора Гамбургского университета Дирка Мейера, отказ от единой валюты обойдётся немцам в 340 миллиардов евро, а спасение евро — в 560 миллиардов. Одним из главных тезисов сторонников немедленного отказа от евро выступает то, что стабильность евро с самого начала обеспечивалась, прежде всего, немецкой маркой. И события наших дней ещё больше убеждают в том, что стабильность европейской валюты зависит, прежде всего, от экономики Германии. Учитывая то, что до введения евро фактической резервной мировой валютой была именно марка, мировая экономика, в принципе, не должна пострадать от перехода Германии к национальной валюте. Следующий саммит Евросоюза состоится в Брюсселе 9 декабря. Новости с финансовых рынков всё больше напоминают фронтовые сводки, ресурсы для «мягкого» лечения будут исчерпаны в самом ближайшем будущем, а поступление новых средств — под большим вопросом. Пожалуй, единственным сообщением, способным положить конец длительной дискуссии о судьбе евро, может стать лишь известие о том, сколько стран покинет еврозону в самое ближайшее время. А также о том, пойдет ли речь о слабых игроках или о сильных державах, желающих сбросить тянущий вниз балласт.
Вернуться назад
|