Ситуация в Италии стремительно меняется. Если изначально страна была лишь одним из возможных кандидатов в «неудачники», то сейчас она — главная жертва долгового кризиса. Постепенное увеличение затрат по обслуживанию суверенного долга, несмотря на программу выкупа облигаций Европейским Центральным банком, говорит о крайне тяжелом положении. Рост доходности облигаций может очень дорого обойтись итальянской экономике, как и экономике стран Еврозоны, спровоцировав длительную рецессию. Аналитики уже сейчас отмечают, что восстановление экономики ЕС остановилось, доверие со стороны инвесторов снижается, негативно влияя на уровень инвестиций и потребление. Слабый рост мировой экономики сдерживает экспорт, а срочная консолидация бюджетов негативно отражается на внутреннем спросе. На фоне столь мрачных прогнозов в докладе комиссии ЕС отмечается, что в текущем году экономика Евросоюза перейдет из стадии стабилизации в стадию необходимой консолидации государственных финансов, в рамках которой будет наблюдаться замедление роста всех ключевых показателей. Но куда более мрачными прогнозами делятся представители крупных финансовых организаций. Последние «инвестиционные листки» выходили под заглавием: «итальянский вопрос уже решен». Имелось в виду то, что главы еврозоны и правительство Италии уже упустили возможность спасти экономику страны. Результаты простых расчетов показывают, что меры экономии и стимулирования не могут компенсировать растущую стоимость заимствований, доходность по итальянским облигациям выше 5,5% — это зона перегиба, где фактически «игра окончена», так как экономика страны не сможет обеспечить столь высокие выплаты. Риски торговли итальянскими облигациями непрерывно растут, вынуждая поднимать по ним маржинальные требования. Еще в прошлый понедельник доходность десятилетних бондов итальянского правительства выросла до 6,46% годовых. Тогда «шокированные» аналитики спешно заявляли, что это рекордная отметка за все время членства страны в еврозоне — еще пара-тройка недель и будет преодолен рубеж в 7%. Однако обострение политического кризиса и форсированное принятие антикризисной программы стимулировало рывок в доходности, которая без труда прошла «двухнедельную» дистанцию, превысила сперва 7%, затем 7,4%, и так практически до 7,8%. Столь высокие уровни доходности практически полностью нивелируют меры, которые политическое руководство готовит как ответ «долговому кризису». Италия фактически лишилась половины прогнозируемых € 60 млрд., которыми бы располагала в 2014 году в случае удачной реализации антикризисной программы. При сохранении текущих объемов заимствований, дополнительные расходы на рефинансирование итальянского долга могут свести программу экономии на нет, так как они составят более € 28 млрд. В течение следующих трех лет Италии необходимо занять от €825 млрд. до €907 млрд., причем долговой рынок для страны постепенно закрывается. ЕЦБ не сможет вечно поддерживать спрос на гособлигации, к тому же не планирует расширять объемы выкупа, и брать на себя основную роль по разрешению долгового кризиса в еврозоне. Глава ЦБ Нидерландов Клаас Кнот, который входит в управляющий совет Европейского Центробанка заявлял: «ЕЦБ и так уже много сделал в рамках имеющихся компетенций. Не нужно ждать от него большего. Сейчас все зависит от решений европейских правительств. Они обязаны устранить сомнения в кредитоспособности каждого конкретного государства ЕС». Президент Европейской Банковской Федерации Кристиан Клаузен пошел еще дальше, предложив банкам избавляться от итальянских активов: «Банкам Европы стоит продолжить избавляться от итальянских облигаций и других активов, эмитенты которых являются объектами долгового кризиса, в противном случае, кредиторы рискуют попасть в эпицентр долговых проблем». Неудивительно, что распространение долгового кризиса пугает глав европейских государств. И если ранее о пересмотре границ Евросоюза не было и речи, то постепенно риторика относительно этого вопроса меняется. Как стало известно, Ангела Меркель и Николя Саркози рассматривали возможность сужения зоны евро, проведя переговоры о реформировании валютного блока Евросоюза, предполагающего создание более интегрированной структуры, но с меньшим количеством стран-участников. Однако, даже если такая инициатива будет осуществлена, необходимые процедуры реализации этого плана продлятся, как минимум, год, а кризис к этому моменту существенно расширит свои границы. Еще одним примером столь кардинальной переориентации служит резолюция, предусматривающая возможность выхода отдельных стран из зоны евро, подготовленной христианско-демократическим союзом, который возглавляет канцлер Германии Ангела Меркель. Документ предполагает создание механизма выхода из зоны евро, при этом сохраняя членство в Евросоюзе, если государство еврозоны не в состоянии или не желает отвечать финансово-экономическим требованиям. Немецкие экспортеры готовы пойти еще дальше инициатив Ангелы Меркель и Николя Саркози. Для них важность свободного рынка на порядок выше единой для большинства европейцев валюты. Экспортеры уверены, что Германия не сильно потеряет, вернув в обращение марку. Аналогичное мнение все чаще можно услышать и от рядовых граждан, об этом свидетельствуют результаты опросов, по результатам которых больше половины немцев хотели бы вернуться к национальной валюте. Такое развитие ситуации предвидел главный экономист Deutsche Bank Томас Майер, который еще в феврале прошлого года предлагал Германии покинуть еврозону, ссылаясь на вердикт Федерального конституционного суда 90-х годов, согласно которому, марка вновь может вернуться в обиход, если еврозона будет являться источником инфляции или немецкие налогоплательщики станут «фактическими спасителями» единой валюты. В этой ситуации трудно понять общий новостной фон и риторику политиков относительно необходимости спасения Евросоюза. Вроде бы цепной механизм уже запущен, и этого даже никто не пытается отрицать. Кажется, пора задумываться о добровольном «разводе», но один поток заявлений вдруг сменяет другой — о необходимости сохранения еврозоны в текущих границах. Уместно выдвинуть предположение, что экономической логике процесса противостоит логика политическая, в основе которой лежат амбиции Германии. Германия стала экономическим лидером Европы, однако в области политики до сих пор не играла доминирующей роли, уступая по своему влиянию Франции и Великобритании. В аморфном Евросоюзе у Германии не было шансов на политическое лидерство. Совсем другое дело — Европа консолидированная, где экономический локомотив неминуемо становится политическим флагманом. На этом фоне вполне логично, что канцлер Германии Ангела Меркель заявила: ЕС необходимо стать политическим союзом, и это единственный способ уверенно выйти из кризиса суверенных долгов в еврозоне. «Для сохранения текущих границ еврозоны необходимы фундаментальные изменения в политике, поэтому следующим шагом в восстановлении доверия инвесторов должно стать завершение процесса европейской интеграции, превращение ЕС в бюджетный союз, а затем и в политический», — отметила Меркель в своем недавнем интервью. Удастся ли Германии обратить поражение евро в собственный политический триумф? Предстоящий 2012 год должен дать ответ на этот вопрос. Алексей Пухаев
Вернуться назад
|