ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Готовы провалиться
Готовы провалиться23-09-2011, 13:30. Разместил: VP |
Мы ходим по тонкому льду, который грозит проломиться даже не под натиском «второй волны», а при малейшем намеке на нее.
В последнее время много разговоров о том, будет ли «вторая волна» кризиса в мире и зацепит ли она Россию. Полемика развернулась вполне серьезная. Одни уверены, что «вторая волна» накроет всё и вся, а другие считают это глупостью. Третьи, их больше всего, делают оптимистичные прогнозы, но богато сдобренные всяческими опасливыми оговорками: дескать, все может быть, не исключая худший сценарий.
Мне ближе версия о том, что если мы в зоне риска, то накроет обязательно. В том положении, в котором сейчас находится российская экономика и финансовый сектор в частности, бояться «второй мировой волны» излишне, да и говорить об этом бессмысленно. Не стоит бояться цунами, ведь нам, чтобы начать тонуть, будет достаточно легкого шторма. Первые признаки уже налицо: динамика по ценам на золото показывает, что состояние мировой экономики продолжает ухудшаться.
«Характерным отличием периода 2000-х годов от двух предшествовавших десятилетий является рост, а не снижение цены золота. Достигнув прошлого пика на волне кризисных потрясений 1973-1982 годов, золото дешевело с уровня в $550 за унцию в начале 1980-х годов. В динамичный для мирового капитализма период 1990-х годов оно снижалось в цене особенно активно, опустившись с более чем $400 до $270 за тройскую унцию», - отмечают в Институте глобализации и социальных движений (ИГСО). По мнению экспертов ИГСО, смена описанной динамики (то есть устойчивый рост цен на золото) стала проявлением подготовки общего кризиса неолиберальной модели экономики. Ведь следом за долларом США в 2008-2011 годах теряли абсолютную ценность другие валюты, способные относительно укрепляться к доллару.
Пусть большинство экспертов стесняется об этом говорить, но отечественная экономика и банки в первую очередь, и правда ходят по очень тонкому льду. Не нужно питать иллюзий, что этот лед из замерзшего наспех тонкого слоя мнимого успокоения разобьет лишь «вторая волна». Вполне будет достаточно намека на нее, чтобы вселить в сердца владельцев российского бизнеса и руководителей отечественных предприятий новый панический импульс ‘’хватай нажитое непосильным трудом и беги’’. Впрочем, инвесторы и так уже ничего хорошего не ждут – масштабный отток капитала из России продолжается.
Ничего удивительного и парадоксального в этом нет. У российской экономики сформировалась устойчивая негативная репутация. Вспомнить только события 2008 года, когда, что греха таить, при первых признаках опасности, не дожидаясь реальных проблем, основная масса предприятий страны начала лихорадочно сокращать издержки. Безжалостно увольнялись сотрудники и обрезались все не относящиеся к основному бизнесу расходы. Это все при том, что реального падения прибыли еще не произошло. Ну, про массовые увольнения в тот период известно всем. А вот что касается сокращения непрофильных расходов организаций, так это очень хорошо мне стало заметно на примере стремительного падения сборов у отделов продаж СМИ.
Для несведущих в этой теме уточню: упомянутые отделы собирают деньги за размещение рекламы в своем издании, за счет чего оно и существует. Заработки на тиражах, надо отметить, – атавизм столетней давности, а доходы от подписки – жалкие копейки, на которые зачастую невозможно окупить даже десятую долю расходов. Так или иначе, а те же рекламные расходы сократили. Хотя, они у российских бизнесменов всегда почему-то не входили в число жизненно важных.
Также из страха всемирного коллапса (или просто оправдываясь им) другие предприятия решили попридержать платежи. Перечисления с собственного счета, в том числе взносы в погашение кредитов и выплаты лизинговым и факторинговым компаниям, казались в такой ситуации совершенно поспешными. Банки за голову схватились от катастрофического роста просроченной задолженности, а лизинговые и факторинговые компании подошли вплотную к разорению. Некоторые организации, казавшиеся еще недавно очень перспективными, и готовившие выпуски продвинутых бумаг, даже рухнули.
Реальному сектору тоже было несладко: поставщики всевозможных услуг и товаров, не получившие очередных платежей от запаниковавших партнеров, тоже сникли. В общем, пошла цепная реакция, печальные последствия который до сих пор расхлебываются. Конечно, подкованные в экономической теории и практике читатели с пеной у рта начнут доказывать, что у всего произошедшего были реальные и серьезные причины. Но давайте будем честны сами с собой: многие руководители предприятий начали «дергаться» намного раньше того момента, как у них начала реально падать прибыль.
А собственники бизнеса, которые только и мечтали, как бы у них появился повод сократить ненавистные расходы, приняли известия о мировом кризисе чуть ли не с радостью. Думаю, что чуть ли не каждый второй читатель, занимающий руководящий пост, в 2008 году с удовольствием воспользовался кризисом. Было совершено то, что давно хотелось сделать, но было как-то стыдно, потому что не находилось оправдательной аргументации. И вот, наконец, появилась «железная» отговорка - кризис.
С какой радостью и внутренним удовлетворением сокращали давно раздражавших сотрудников, а всевозможные начинания и проекты, требующие вложений, а потому захламляющие начальственные столы, со вздохом облегчения выкидывали в мусорное ведро. Лица топ-менеджеров приобретали особую горестную торжественность, когда они на общем совещании объявляли об урезании зарплаты всем на одинаковые 20%. Только глаза ораторов, которые сложно заставить лгать, лучились особым радостным сиянием. Оно и понятно, зарплаты сотрудников высшего звена тогда страдали много меньше или не страдали вовсе за счет ловкого урезания зарплат и увольнения их подчиненных.
Дело доходило до курьезов. Даже гастарбайтеры объясняли двукратное удорожание своих услуг по укладке плитки мировым кризисом. Мясники потупляли очи долу, ковыряясь указательным пальцем в куске мяса, и с кислой миной сокрушались по рухнувшему банку «лимон бразерс», когда клиент замечал удвоение цен. Услышав знакомое слово, ко вселенской скорби торопились присоединиться продавцы лимонов. А как тогда потратились на печать новых ценников гипермаркеты!
Думаю, в душе многие чувствуют, хотя и не желают признать, что кризис 2008 года в России был скорее надуманным и мнимым. Многих проблем можно было бы легко избежать, если бы удалось устоять перед нарастающей паникой и воздержаться от малодушного применения железной отговорки – «кризис». Конечно, у банков возникли проблемы с фондированием, однако это не было бы так критично, если заемщики не стали бы массово задерживать платежи, а вкладчики – забирать деньги.
Однако все случилось - цепная реакция была запущена. Отказы, перебои в платежах клиентов нарастали как лавина. Массовый панический «зажим» денег сделал свое черное дело. Вот почему нынешнее якобы затишье и иллюзия восстановления могут рухнуть в один миг. Российский бизнес уже продемонстрировал, как он подвержен панике и податлив настроениям извне. Даже при отсутствии реальных, серьезных оснований массовое урезание расходов и «зажим» платежей могут повториться в любой момент. Первый же небольшой шторм на мировом рынке, и российский бизнес начнет истерично выбрасывать грузы за борт и сливать топливо. Когда же станет понятно, что «вторая волна» все еще не пришла, цепную реакцию будет уже не остановить. Груз выброшен, топливо слито, а судно дрейфует порожняком без цели и толка. Понятно, что таким «капитанам», когда они вернутся из плавания, возвращать кредит тому же банку будет не из чего.
Так что разговоры о второй волне считаю пустыми. Жаль, что почти незаметно более толковых рассуждений, например, про то, как вернуть доверие инвесторов или оградить бизнес от массовой истерии, а банки – от ее последствий. Есть правда, один успокоительный довод: до выборов ничему плохому не позволят случиться.
Российские монетарные власти не допустят потрясений в банковском секторе как минимум до президентских выборов 2012 года, прогнозирует рейтинговое агентство «Эксперт РА». Предполагается, что при необходимости будут задействованы все отработанные в период кризиса инструменты пополнения банковской ликвидности, вплоть до возобновления беззалоговых аукционов.
Согласитесь, это смешно и обидно, что приходится верить в стабильность лишь до выборов, а потом – хоть трава не расти. Вернуться назад |