ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Страх сильнее жадности

Страх сильнее жадности


25-03-2009, 09:14. Разместил: VP

Большие деньги — большие проблемы. Клиентов рrivate banking* кризис заставляет нервничать не меньше, а, пожалуй, даже больше, чем людей, обслуживающихся в розничных подразделениях банков.// Дмитрий Веретенников. «D`» №6 (69)/23 марта 2009.

 

Так, если для большинства вкладчиков после повышения госстраховки до 700 тыс. руб. вопрос надежности банка фактически потерял актуальность, то «приватников» эта дилемма по-прежнему мучает.galt

Клиенты рrivate banking из-за кризиса теряют деньги, а банки - клиентов. «Из многих банков люди сбежали, некоторые игроки потеряли где-то до 75% клиентов. Доверия к нашим частным банкам сейчас мало», - говорит Алексей Гусев, главный эксперт Российской академии госслужбы при президенте РФ. Последний раз массовый исход «випов» из отечественных банков наблюдался во времена «дела Юкоса»: тогда, как и после дефолта 1998 года, большинство частных инвесторов выводили деньги на Запад. Но нынешняя ситуация уже не столь однозначная. «Если в то время клиенты переходили из российских банков в иностранные, то сегодня после банкротства ряда крупных западных банков они обращают больше внимания на надежность кредитной организации, а не на ее "национальность"», - отмечает Элеонора Шаврина, начальник управления частного банковского обслуживания Газпромбанка. Кроме того, европейским банкирам сегодня по большому счету не до российских денег. «На Западе сейчас тоже идет передел клиентской базы: люди уходят из банков, чья стабильность вызывает сомнения, и другие игроки пытаются подхватить эту аудиторию. Западным игрокам важнее получить местных клиентов: они более понятны, у них стандартизованные предпочтения, они приходят надолго. А россиянин может через год уйти, при этом у него завышенные запросы. Им, конечно, не отказывают, но и не ждут с распростертыми объятиями», - рассказывает Алексей Гусев. Да и вовсе не факт, что за границей деньги будут в большей безопасности, чем в России, - это признают даже сами иностранные финансисты. «Сейчас даже открывая счет за рубежом, нужно серьезно задумываться о репутации и надежности банка, - считает Наталья Солодовникова, глава департамента private banking в России банка HSBC. - Клиенты, решающиеся сегодня сменить банк, в основном переходят либо в российские госбанки, либо в местные "дочки" зарубежных банков, которые считаются мировыми лидерами в сфере рrivate banking. У нас, например, отмечен серьезный приток клиентов». То, что кризис помог им улучшить рыночные позиции, не скрывают и в госбанках. «Не секрет, что у некоторых банков были проблемы с ликвидностью, поэтому часть их состоятельных клиентов отдали предпочтение более надежным и стабильным финансовым институтам, в частности нашему банку», - рассказывает Дмитрий Уколов, и. о. директора департамента по работе с VIP-клиентами банка ВТБ 24. «За прошлый год у нас объем средств VIP-клиентов вырос более чем на 40%. Такая же опережающая динамика сохраняется и в нынешнем году. Мы даже рассматриваем возможность увеличения штата персональных менеджеров департамента», - говорит Дмитрий Брейтенбихер, управляющий директор департамента частного банковского обслуживания Банка Москвы. То, что богатые клиенты частных банков активно понесли деньги в госбанки, косвенно подтверждает и пример Сбербанка. У него пока нет специального подразделения по обслуживанию VIP-клиентов, но в конце прошлого года в розничной линейке вкладов «Сбера» появились ставки для депозитов от 200 млн руб. и $3 млн или €3 млн. Вряд ли консервативный гигант стал бы вводить такие суммовые градации, не будь на них серьезного спроса.

Пик миграции «випов», по словам банкиров, пришелся на разгар банковского кризиса ликвидности - октябрь-ноябрь. Сейчас некоторые клиенты, видя, что с их прежними банками ничего плохого не происходит, стали возвращаться. Впрочем, миллионеры - народ пугливый, поэтому до тех пор, пока ситуация в экономике не нормализуется, частным банкам вряд ли стоит рассчитывать на восстановление своей клиентуры. Если до кризиса предоставление рrivate-услуг декларировал почти каждый второй банк, то к его окончанию расклад, скорее всего, будет совершенно другой. «Private banking несет большие затраты для банка - это более дорогой офис и менеджеры, прочие расходы, поэтому в случае сокращения клиентской базы этот сегмент бизнеса для многих банков перестает быть рентабельным, и они будут решать, продолжать вкладываться в это направление или нет», - объясняет один из банкиров. Игроков на рынке рrivate banking станет меньше, а их услуги будут обходиться дороже, некоторые банки уже повысили тарифы. «Если раньше банки субсидировали расчетно-кассовое обслуживание за счет доходов, получаемых от кредитования и других операций, то с сужением возможности их проведения (то есть получения процентного дохода) встал вопрос о выводе VIP-обслуживания на уровень рентабельности. И те игроки, которые еще не сделали этого, в ближайшее время начнут двигаться в этом направлении», - считает Илья Федукин, замдиректора департамента по работе с VIP-клиентами банка «Петрокоммерц».

Пороги входа в рrivate banking массово пока не снижаются (см. «VIP-статус»), но в банках, в которых был значительный отток клиентов, к кандидатам в «випы» стали относиться либеральнее. «Сейчас, даже если вкладчик приносит всего $100 тыс., его в розницу уже не отправляют, а сразу предлагают весь набор услуг рrivate banking. Раньше ему бы предложили лишь часть из них, а остальные он получил бы, только увеличив объем размещения средств», - рассказывает Алексей Гусев. Отток «випов» в госбанки и «дочки» крупных западных игроков заставляет остальных искать способы поддержания своей конкурентоспособности. «Удержать клиентов пытаются повышением сервиса, дополнением продуктовой линейки внешними продуктами. У нас, например, есть западные партнеры, с помощью которых мы предлагаем клиентам ряд банковских и инвестиционных услуг, которые сами пока в силу ряда ограничений не можем оказывать», - говорит Валерий Чумаченко, директор по маркетингу «Уралсиб | Банк 121».

Никакого риска

yu Кризис изменил отношение VIP-клиентов не только к банкам, но и к предлагаемым ими финансовым продуктам. «Клиенты стали гораздо консервативнее в части выбора инструментов инвестирования. В связи с нестабильной экономической ситуацией и отсутствием понимания относительно перспектив ее развития у большинства клиентов страх потерять имеющееся намного сильнее желания заработать», - рассказывает Дмитрий Брейтенбихер. «В целом менее востребованными стали инвестиционные продукты, снизилось количество операций на фондовом рынке. Продолжает расти интерес к продуктам, гарантирующим сохранность капитала, в первую очередь к депозитам. Растет также интерес к вложениям в «вечные ценности» (золото, серебро) и размещению средств на обезличенных металлических счетах (ОМС)**», - говорит Андрей Лиховид, гендиректор дирекции частных инвестиций банка «Зенит». Такое поведение характерно для состоятельных россиян, обслуживающихся не только в отечественных, но и в западных кредитных организациях. «Аппетит клиентов к риску значительно снизился. Сегодня мы наблюдаем отток капитала из рискованных продуктов, например хедж-фондов и фондов акций. Частные инвесторы ориентируются на более короткие временные горизонты, более высокий уровень ликвидности и консервативные низкорискованные инвестиционные инструменты. Отдают предпочтение депозитам, облигациям с высоким рейтингом», - заявили D' в российской «дочке» Deutsche Bank.

Часть «випов» настолько напугана происходящим, что опасается открывать даже вклады. «Очень много состоятельных людей сейчас "сидят в кэше", средства они держат в банковских ячейках и из услуг рrivate banking используют только расчетно-кассовое обслуживание», - отмечает Алексей Гусев. Судя по общению с рrivate-банкирами, их клиентов сейчас если и интересуют продукты, связанные с биржевыми инвестициями, то исключительно с гарантией возврата капитала: индексируемые депозиты*** или структурированные ноты***. «Большинство клиентов не готовы рисковать суммой вложений, но могут рискнуть потенциальным доходом. Поэтому продукты с защитой капитала, где гарантируется безубыточность, пользуются спросом», - объясняет Наталья Солодовникова.

Если на основе опрошенных нами глав подразделений рrivate banking составить рэнкинг продуктовых приоритетов их клиентов, то безоговорочным лидером стоит признать депозиты - инструмент банальный, но в нынешние времена, пожалуй, единственный, гарантирующий получение стабильной и предсказуемой прибыли. Второе-третье места в предпочтениях «випов» делят между собой вложения в драгметаллы (либо напрямую, либо через ОМС) и инвестпродукты с защитой капитала. На этом список инструментов, пользующихся значительным спросом, заканчивается, к другим вариантам заработка основная масса «приватников» сейчас равнодушна. Видимо, этим и объясняется то, что никакие специальные антикризисные продукты на российском рынке рrivate banking пока не появились. «Нам неизвестно, чтобы кто-то пытался внедрять какие-то совершенно новые продукты. Их, конечно, можно придумать много, но большинству клиентов сейчас нужны наиболее простые инструменты в виде обычных депозитов и продуктов, позволяющих сохранить накопленный капитал, например на базе драгметаллов», - говорит Ольга Петрова, директор департамента по работе с VIP-клиентами банка «Петрокоммерц». Вклады открывают в основном валютные. «С началом девальвации рубля клиенты стали переводить сбережения в валюту: размещают примерно в одинаковой пропорции - половина в долларах, половина в евро. На фоне волатильности курсов интерес вызывают и мультивалютные депозиты», - рассказывает Дмитрий Уколов. Некоторые банки предложили «випам» иную «страховку» от валютной неопределенности - форвардные контракты. С клиентом заключают договор о том, что банк через определенный срок обязуется, например, продать ему доллары по установленному в контракте курсу, независимо от того, каким он будет на тот момент. Таким образом, клиент может застраховаться от роста стоимости доллара.

Возвращаясь же к вкладам, стоит отметить, что «длинные» депозиты VIP-клиенты практически не заводят. «В основном открывают вклады не больше чем на полгода. На более длительный период развитие ситуации вообще сейчас сложно прогнозировать. Кроме того, люди считают, что по истечении этого срока могут появиться более выгодные возможности для вложений», - полагает Наталья Солодовникова.

lyi8 Новые варианты инвестиций в рамках рrivate banking, судя по всему, действительно будут предлагаться. «Сейчас масса активов дешевеет, поэтому, несомненно, будут создаваться ориентированные на них инвестфонды. Например, фонды, скупающие за копейки у банкротящихся компаний инвестиционно привлекательную недвижимость. Возможно, появятся фонды, которые станут приобретать потенциально прибыльные и перспективные предприятия или бизнесы, находящиеся сейчас в тяжелой ситуации. Вхождение частных инвесторов в такие фонды может дать значительные прибыли», - прогнозирует Валерий Чумаченко. Впрочем, подобные инвестиции к безрисковым никак не отнесешь, поэтому тем, кто не готов к возможным потерям, рrivate-банкиры советуют в кризис не пытаться ловить журавлей, а довольствоваться синицами. «Для сохранения личного капитала в условиях кризиса мы рекомендуем своим клиентам пока консервативные финансовые инструменты, в основном депозиты», - говорит Дмитрий Уколов.

Антикризисный набор

Итак, состоятельных россиян сейчас в основном интересуют депозиты, драгметаллы и инструменты с возвратом капитала. Мы решили сравнить эти продукты у банков, считающихся главными игроками на отечественном рынке рrivate banking. Определить таковых можно исключительно субъективным путем, так как никаких официальных данных об объеме привлеченных банками средств именно в рамках рrivate banking нет. Поэтому мы просто путем опроса глав банковских подразделений рrivate banking и экспертов определили лидеров, которые и вошли в наш список. Из российских игроков в нем оказались ВТБ 24, Газпромбанк, «Зенит», Банк Москвы, «Петрокоммерц», Росбанк, «Уралсиб | Банк 121», а из «иностранцев» - Credit Suisse, Deutsche Bank, HSBC и UBS.

Многие банки (особенно «дочки» западных) свои услуги почему-то предпочитают вообще не афишировать. Объяснения из разряда «каждому клиенту предлагается индивидуально для него созданный продукт, а так как нет стандартных условий, то их и нельзя разместить на сайте» не принимаются. Как правило, «випам» предлагают как раз типовые продукты. А уж в случае с депозитами рассматриваемых игроков мы вообще ни у кого не обнаружили каких-то эксклюзивных подходов к клиентам. Некоторые банки («Зенит», Банк Москвы, «Петрокоммерц») и вовсе предлагают обычные розничные вклады, завести которые может любой желающий, а не только клиент рrivate banking. В банках, где депозитные линейки для обычных и VIP-клиентов различаются, ставки по рrivate-вкладам выше. В этом плане среди наших конкурсантов в середине марта выделялся Credit Suisse: у него в середине марта можно было открыть полугодовой рублевый депозит под 23% годовых! Вклады «западников» отличаются сверхконсервативностью: ни пополнять, ни снимать с них часть средств без потери процентов, ни конвертировать сумму из одной валюты в другую нельзя. У «россиян» есть продукты, наделенные этим удобным для клиентов функционалом (см. altтаблицу). В целом же отечественные депозитные VIP-линейки не продвинутее розничных. Так, если на обычном депозитном рынке уже чуть ли не каждый второй банк предлагает мультивалютные вклады, то среди рrivate-продуктов, судя по оцениваемым нами банкам, это до сих пор редкость.

В отличие от депозитов возможность инвестирования в драгметаллы через ОМС предлагают не все отобранные нами банки (см. altтаблицу 2). Иностранцы здесь вновь выделяются консервативностью: у них нет срочных ОМС, на которые бы, как на депозит, начислялся процентный доход. Что касается российских игроков, то у тех из них, кто ОМС предлагает еще и обычным клиентам, условия по металлическим счетам для «випов» практически ничем не отличаются от розничных.

А вот продукты с защитой капитала ни в одном банке недоступны для «простых смертных», предлагают их исключительно «приватникам». Большинство продает структурированные ноты - если выбор не устраивает, продукт могут сконструировать специально под запросы клиента. Правда, индивидуальным «пошивом» ноты банки готовы заниматься, только если клиент вложит в продукт не менее $1-2 млн. Самый высокий «нотный» порог у Deutsche Bank - $5 млн. Ноты также продают Credit Suisse, HSBC, Газпромбанк, «Уралсиб | Банк 121».

Банк Москвы и «Зенит» предлагают клиентам не ноты, а индексируемые депозиты. В первом можно открыть вклады, привязанные к росту индекса РТС, стоимости золота и нефти марки Brent. Максимальная прибыль по депозитам ограничена 20% годовых; если же актив не вырастет в цене, доход начислят по ставке 0,1% годовых. Открыть депозит можно на полгода или год. Порог входа ниже, чем у банков, предлагающих ноты: по вкладу на индекс РТС - 2,5 млн руб., а по золотому и нефтяному депозиту - $100 тыс. или €100 тыс. В банке «Зенит» индексируемый депозит можно открыть лишь на один актив - индекс РТС (минимальная сумма - 3 млн руб.). Прибыль вы получите только в том случае, если он вырастет, но больше 15% годовых при депозите на шесть месяцев и 20% годовых при депозите на один год заработать не удастся. Если ставка не сыграет, доход начислят по утешительной ставке 0,1% годовых.


Вернуться назад