ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Как изменятся государственные расходы в России в 2025?

Как изменятся государственные расходы в России в 2025?


3-10-2024, 08:01. Разместил: Око Политика

Как изменятся расходы федерального бюджета РФ в 2025 году?

Минфин РФ планирует потратить 41.5 трлн руб в 2025 году. Много это или мало, с чем сравнить?

По изначальному проекту бюджета расходы на 2024 закладывались в размере 36.7 трлн, далее были расширены до 37.2 трлн, а в проекте бюджета 2025-2027 Минфин РФ допускает рост расходов до 39.4 трлн с дефицитом 3.3 трлн по сравнению с дефицитом 2.12 трлн по последней модификации №175-ФЗ.

Как изменятся расходы федерального бюджета РФ в 2025 году? Минфин предполагает «незадекларированный» бюджетный импульс в 2 трлн руб в конце 2024. Если это так, рост расходов предполагается всего на 5.3% г/г по номиналу или +2.1 трлн, а по №175-ФЗ  увеличение расходов на 11.6% г/г или +4.3 трлн руб. Поэтому, смотря с чем сравнивать, 2024 год еще предстоит закрыть по бюджетной росписи. 

В таблице представлена расширенная структура расходов федерального бюджета, но сравнить все же стоит с 2021 (досанкционный и доконфликтный год), т.к. основные экономические и бюджетные трансформации начались с 2022.

За 4 года (2025 к 2021) рост расходов федерального бюджета предполагается на колоссальные 16.7 трлн или 67.3%. Накопленная инфляция за три года составит не менее 30% (2024 к 2021 по среднегодовым ценам) по ИПЦ и если инфляция замедлится до 5% в 2025, накопленный рост цен составит почти 37%.

В этом сравнении бюджетные расходы существенно опережают официальную инфляцию – накопленный рост расходов может составить 22% в реальном выражении за 4 года, но здесь важна структура расходов.

Оказывается, что почти 10 трлн в общем росте расходов на 16.7 трлн за 4 года обеспечила только одна категория – оборона. 

Очень быстро растут процентные расходы, которые утроились за 4 года или +2.1 трлн, а если сюда добавить нацбезопасность +1.1 трлн и общегосударственные расходы +0.75 трлн, - получается, что 13.9 трлн расходов (83.2% в общем росте расходов) обеспечивают статьи расходов, не имеющие прямого отношения к социальной политике, человеческому капиталу или экономике. С учетом межбюджетных трансфертов уже 85% расходов.

•  Расходы на человеческий капитал (образование, медицина, культура, кинематография и спорт) в совокупности составят 3.74 трлн в 2025 или рост на 35.8% за 4 года (+1 трлн), что в точности соответствует приросту инфляции при условии, если в 2025 удастся удержать инфляцию не выше 5% и около 8% в 2024.

•  Расходы на экономику (национальная экономика, ЖКХ, охрана окружающей среды) вырастут на 32% или 1.7 трлн за 4 года, что ниже инфляции (незначительное падение в реальном выражении).

•  Расходы на социальную политику сократятся 2.7% или 0.2 трлн по номиналу за 4 года или минус 29% с учетом инфляции!

С точки зрения структуры бюджета, человеческий капитал и экономику пытаются удержать в паритете с ростом цен, т.е. нулевой бюджетный импульс за 4 года и фиксируется значительное урезание социальные расходов в пользу экспоненциального роста расходов на оборону.

Расходы на безопасность (оборона + нацбезопасность) составят рекордные в современной истории России 40.9% от расходов бюджета vs 23.9% в 2021 и 26.6% в среднем за 2017-2021.

Какие добавочные расходы на безопасность в связи с фактором СВО? Около 6.5 трлн в год. Общие расходы бюджета в 2021 скорректированные на 35-37% (потенциальная инфляция за 4 года) и умноженные на 0.266 (средняя доля расходов на оборону в 2017-2021) – получается около 9 трлн потенциальных расходов, что на 6.5 трлн меньше плановых расходов на 2025.

Основные приоритеты государственного бюджета РФ в 2025

??Если предположить среднюю инфляцию около 8% г/г в 2024 и 5% г/г в 2025, социальные расходы в соответствии с проектом бюджета 2025 обновят минимум, по крайней мере, за последние 15 лет и окажутся на 36% (!) ниже, чем в 2020 (максимум за 15 лет).

До 2023 года социальные расходы были самой крупной статьей расходов, но стремительно уступают первенство оборонным расходам. 

??На оборону и нацбезопасность потратят в 2025 почти 17 трлн руб vs 5.9 трлн в 2021. С учетом инфляции был установлен максимум за всю современную историю России и почти на 80% выше доконфликтного максимума в 2016.

С 2017 года оборонные расходы резко сократились с учетом инфляции и оставались низкими до 2021 (темп прироста незначительно опережал уровень инфляции), а с 2022 начался параболический рост, с выходом на абсолютный и относительный максимум в 2025.

??Расходы на человеческий капитал (образование, медицина, культура и спорт) остаются стабильными с 2021 и растут в соответствии с темпами инфляции. Текущая база является максимумом, как минимум, за 15 лет.

Расходы на человеческий капитал сокращались с 2012 по 2017 почти на 38% с учетом инфляции и последовательно начали расти с 2018 с резким выбросом в 2020 и закреплением положительного результата в 2021. 

В 2025 расходы на человеческий капитал окажутся по планам на 86% выше, чем минимум в 2017, но лишь на 16% выше уровня 2012 года в реальном выражении.

??Минфин РФ планирует резко нарастить расходы на экономику и инфраструктуру в 2025 почти на 35% г/г или 1.8 трлн руб за счет удвоения расходов на ЖКХ (+919 млрд) и роста в 1.9 раза расходов на охрану окружающей среды (+436 млрд) при увеличении расходов на национальную экономику всего на 12% или +465 млрд.

С учетом инфляции расходы на экономику и инфраструктуру в 2025 компенсируют сокращение 2022-2024, практически достигая максимума за 15 лет, установленного в 2021, оказываясь в  1.6 раза выше с учетом инфляции, чем в 2017-2019.

В целом, необоронные расходы без учета процентных и общегосударственных расходов стагнируют три года с 2023, что на 15% ниже, чем в 2021 (с учетом инфляции), но на 21% выше, чем в 2017-2019.

Общие расходы в 2025 по всем позициям будут на 22-23% выше, чем в 2021 и на 55% выше, чем в 2017-2019 за счет вклада обороны и процентных расходов (с учетом инфляции).

Минфин РФ предполагает сокращение нефтегазовых доходов в 2025 году до 10.9 трлн руб по сравнению с 11.3 трлн руб в 2024, что по всей видимости, станет минимальной долей в современной истории России – всего 27.1% от совокупных доходов федерального бюджета в 2025.

С 2011 по 2014 года доля нефтегазовых доходов РФ составляла в среднем 50.3% от доходов бюджета, в период низких цен на нефть и первой волны санкций в 2015-2017 доля сократилась до 39.5%, минимальная доля за 20 лет была в 2020 – всего 28% на фоне обвала цен на нефть, падения экспорта и квот по ОПЕК+, а в 2021 доля составила 35.8%.

В 2022 доля нефтегазовых доходов выросла до 41.6%, в 2023 – 30.3%, а в 2024 может составить 31.3%. 

Следует отметить, что снижение доли нефтегазовых доходов происходит при существенном росте совокупных доходов и сокращении дефицита бюджета – подобной комбинации не было с 1991 года. Обычно сжатие нефтегазовых доходов совпадало с расширением дефицита бюджета или падением доходов бюджета.

Минфин РФ прогнозирует дальнейшее снижение доли нефтегазовых доходов до 25.2% в 2026, т.е. зависимость от внешней конъюнктуры снижается.

Это означает, что у США и союзников становится меньше прямых рычагов воздействия на бюджетную систему РФ, т.к. глубина диверсификации экономики за 10 лет выросла, а нефтяные санкции оказались неэффективными. 

Санкции могли бы сработать, если страхование, логистика, финансовое сопровождение и портовая инфраструктура были бы под полным контролем США и союзников, а основные покупатели российских нефтегазовых ресурсов (Китай, Индия, Турция) действовали бы в соответствии с протоколами США, но это не так.

Совокупные доходы федерального бюджета в 2025 ожидаются на уровне 40.3 трлн руб, что на 11.6% г/г выше, чем по плану в 2024 (36.1 трлн руб) и в 1.6 раза (!) выше доходов в 2021 (25.3 трлн).

Из 15 трлн руб прироста доходов за 4 года на нефтегазовые доходы приходится лишь 1.9 трлн или менее 13% от прироста доходов. 

Минфину РФ удалось зациклить бюджетные денежные потоки внутри российского контура – все то, что поступает в экономику по разным статьям расходов бюджета так или иначе мультиплицируется и возвращается обратно через налоги и сборы. 

Самое необычное в этом то, что значительная часть расходов бюджета условно «внеэкономическая», т.е. связана с обслуживанием госаппарата, процентными расходами и обороной.

Источники финансирования дефицита бюджета РФ

Дефицит бюджета на 2024 ожидается  на уровне 3.3 трлн, что на 1.2 трлн выше заложенных в бюджет ФЗ №173 (2.1 трлн) и вдвое выше изначального плана в 1.6 трлн по проекту бюджета 2024 в прошлом году.

Расширение дефицита в 2024 обусловлено более мощным фискальным импульсом в конце года, чем предполагалось ранее – поступит дополнительно примерно 2 трлн руб. 

Для сравнения, дефицит бюджета в 2023 – 3.2 трлн, а в 2022 – 3.3 трлн, т.е. за три года с начала СВО накопленный дефицит почти в 10 трлн. Идем ровно на 3.2-3.3 трлн годового дефицита, так уже три года подряд.

Дефицит бюджет на 2025 ожидается в пределах 1.2 трлн руб, что связано с относительно незначительным ростом расходов при оптимистичном плане доходов (особенно ненефтегазовых). На 2026-2027 вообще не имеет смысла смотреть из-за низкой прогнозной точности.

Обычно при составлении бюджета план формирования баланса расходов и доходов практически никогда не попадает в цель по экономическим, конъюнктурным или внешнеполитическим причинам, поэтому ожидаемый дефицит – это скорее проекция желаний/намерений, чем прямое руководство к действиям. Все зависит от финансово-экономической, политической ситуации, потребностей и возможностей государства.

По источникам финансирования дефицита:

В 2023 чистые заимствования Минфина РФ составили 1.5 трлн, в 2024 ожидается 2.5 трлн, а в 2025 резкое расширение аппетита до 3.3 трлн с последующим наращиванием после 2025.

Учитывая крайне слабый спрос на ОФЗ в 3кв24 с сильным отклонением от плана, сложно сказать, каким образом Минфин собирается изъять с внутреннего рынка почти 3.3 трлн в следующем году?

По комментариям Минфина:

«Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета, как и ранее, будут выступать внутренние заимствования. В целях минимизации рисков, связанных с обслуживанием и рефинансированием госдолга, долговая политика, как и ранее, будет нацелена на привлечение необходимого объема заемных ресурсов с приоритизацией предложения средне- и долгосрочных облигаций с постоянным доходом.

С учетом рыночной конъюнктуры планируется обеспечивать комфортную дюрацию долгового портфеля и минимизацию стоимости заемных средств. При этом будет продолжена практика диверсификации предложения долговых инструментов по типам и срокам до погашения для максимального удовлетворения спроса различных категорий инвесторов, повышения ликвидности и развития долгового рынка.»

Что касается ФНБ, в 2024 не предполагается чистое изъятие в рамках покрытия дефицита бюджета, а наоборот – пополнение в пределах 0.25 трлн руб, в 2025 собираются еще пополнить на 1.8 трлн руб.

Объем ФНБ на конец 2024 оценивается в 12.6 трлн руб, где резервные активы – 5.25 трлн, а в 2025 ожидается рост ФНБ до 14.7 трлн, где 7.33 трлн – резервные активы. 

Внутренний государственный долг в 2024 вырастет до 25 трлн vs 20.8 трлн в 2023 и 10.2 трлн в 2019, а в 2025 ожидается рост внутреннего госдолга до 29.4 трлн руб.

Структура расходов консолидированного бюджета России 

Почти 80 трлн руб (79.9 трлн, если быть точным) или 37.2% от ВВП составят расходы бюджетной системы РФ (федеральный бюджет + субъекты РФ + внебюджетные госфонды).

В оценке бюджетного импульса и роли государства в экономике необходимо оценивать государственные расходы на всех уровнях, поэтому характеристика консолидированного бюджета или бюджетной системы РФ более показательна, чем федеральный бюджет.

За год расходы вырастут на внушительные 11.3 трлн руб или 16.4%, за два года прирост почти на 20 трлн или 32.6%, а в сравнении к 2021 году рост расходов на 32.9 трлн или 69.8% (!), что значительно выше накопленной инфляции на 36-37% (2025 к 2021), если принять рост инфляции в 2024 на уровне 8-8.2% г/г и около 5% г/г в 2025. 

Здесь ситуация отличается от структуры федерального бюджета.

Сильный провал социальных расходов не подтверждается, т.к. через федеральный бюджет на 2025 распределяется лишь 28% от всех социальных расходов.

??Консолидированные социальные расходы на 2025 ожидаются на уровне 23.2 трлн руб, что на 12% выше проекта бюджета 2024 (окончательные данные могут измениться), рост на 20.7% за два года и +45.2% за 4 года. 

Номинальный прирост социальных расходов выше накопленной инфляции за 4 года, прирост социальных расходов с учетом инфляции за 4 года около 6.3% (примерно по 1.5% в год), что не так много, но компенсирует рост цен, по крайней мере, по официальной инфляции.

оциальные расходы в реальном выражении сделали существенный рывок в 2020 с закреплением результата в 2021 после 6 лет стагнации (2014-2019). Социальные расходы в 2025 могут оказаться на 18% выше уровня в 2019 с учетом инфляции.

??Расходы на человеческий капитал (образование, медицина, культура и спорт) по плану вырастут на 49.5% за 4 года (11.1% г/г и +21.7% за два года по номиналу), а с учетом инфляции прирост на 9.5% за 4 года (2025 к 2021).

Расходы на человеческий капитал в реальном выражении сильно сокращались в 2015-2017 на 13.6% в сравнении к уровню 2014 года, а с 2017 по 2021 выросли на 34%.

??Расходы на экономику (национальная экономика, ЖКХ и охрана окружающей среды) вырастут на 53.6% за 4 года по номиналу (20.2% г/г и +24.7% за два года), а с учетом инфляции рост на 12.5% за 4 года (14.5 г/г и +9.8% за два года).

Инвестиции в экономику и инфраструктуру резко сократились в 2015-2016 на 29% к уровню 2014 и оставались на низком уровне до 2018, начав рост с 2019 по 2021 в 1.5 раза с учетом инфляции.

??Расходы на государственный аппарат (общегосударственные вопросы, оборона, нацбезопасность, СМИ и процентные расходы) растут по параболической траектории – 145% за 4 года за счет обороны (+281%) и процентных расходов (+175%), за год рост на 22.1%, а за два года импульс на 62.8%.

С учетом инфляции расходы на государственный аппарат выросли на 79.3% за 4 года (+16.3% г/г и +43.4% за два года).

Если консолидировать все расходы без государственного аппарата, с учетом инфляции прирост всего на 8.9% и +7.6% за два года. 

За 4 года в общем росте расходов бюджета на 32.9 трлн, расходы на оборону выросли более, чем на 10 трлн или свыше 1/3 в структуре прироста всех расходов.


Вернуться назад