ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Александр Кокшаров: Эпизод второй

Александр Кокшаров: Эпизод второй


6-06-2011, 14:54. Разместил: VP
Страны еврозоны выходят на новый виток кризиса. Вслед за небольшими периферийными экономиками с проблемой госдолга могут столкнуться Испания и Италия
Греки не хотят снижения уровня жизни, но альтернативы, похоже, нет
Фото: AP

 

 

 

«Или мы согласуем с кредиторами программу жестких мер и результатов, беря на себя ответственность за прежние ошибки, или мы возвращаемся к драхме», — с таким заявлением выступила в конце мая еврокомиссар от Греции Мария Даманаки, отметив, что ее страну «все больше отделяют от евро». Хотя в Брюсселе Даманаки курирует рыболовство и не занимается экономической политикой (ни на европейском, ни на национальном уровне), до своего назначения она была высокопоставленным членом правящей Социалистической партии Гр

еции, которую возглавляет премьер Георгиос Папандреу. Поэтому ее заявление о возможном отказе от евро имеет существенный вес.

В конце мая Греция, с которой начались проблемы суверенного долга в еврозоне, вновь оказалась в центре внимания финансовых рынков. Срочной финансовой помощи, оказанной Афинам партнерами по еврозоне и МВФ год назад, оказалось недостаточно. Сегодня вновь ведутся переговоры, направленные на попытку найти компромисс и предотвратить дефолт греческого правительства.

 

Проблемы отмечаются не только в Греции, но и в Ирландии и Португалии (эти три страны были вынуждены обратиться за финансовой помощью), а также в более крупных и значимых Италии и Испании. Последние — третья и четвертая крупнейшие экономики еврозоны — тоже переживают кризис суверенного долга, который бьет по государствам в рамках Европейского валютного союза. Провальные выборы, акции протеста, снижение кредитных рейтингов, а также опасения по поводу скрытых долгов регионов и муниципалитетов в Испании по времени совпали с ростом неопределенности в Италии, где продолжает увеличиваться уровень госдолга.

 

В еврозоне сегодня вновь опасаются «эффекта домино». И если в прошлом году многие связывали «эффект домино» с вопросом «если?», то сейчас большинство наблюдателей вопрошают «когда?». Для многих инвесторов и аналитиков происходящее на рынках означает, что проблемы евро и еврозоны системны и не сконцентрированы в конкретных странах. В условиях политической разобщенности государств еврозоны на повестке дня вновь встал вопрос сохранения евро.

Испания на грани

На прошедших в конце мая в Испании местных и региональных выборах правящая Социалистическая партия потерпела серьезное поражение. Из-за опасений по поводу экономической ситуации в стране правоцентристская Народная партия смогла получить 37% голосов, в то время как социалисты — всего 28%. Власть ушла из рук социалистов в их традиционных городах Барселоне и Севилье и регионе Кастилия—Ла-Манча, где они правили весь ХХ век. Для премьер-министра Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро это было равносильно поражению его партии. Впрочем, он исключил проведение досрочных парламентских выборов. Голосование проходило в разгар массовых выступлений против высокой безработицы и сокращения госрасходов правительством. Демонстранты, в основном молодежь и студенты, разбили палаточные городки в центре Мадрида, Барселоны, Валенсии и других городов.

 

Сапатеро заявил, что провал его партии на выборах стал следствием трех лет экономического кризиса: «Кризис разрушил тысячи рабочих мест, серьезно повлиял на настроения граждан. Я знаю, что многие испанцы испытывают огромные трудности и переживают за свое будущее. Сегодня они высказали свое неудовольствие». Хроническая безработица превратилась в главную проблему Испании. В первом квартале 2011 года она составила 21%, это самый высокий уровень среди развитых стран. Безработица среди молодежи оказалась еще выше — 45%. После выборов Сапатеро заявил, что его правительство не пойдет на новые сокращения расходов, но при этом отметил необходимость уменьшения дефицита бюджета до 6% в 2012 году. «Проблема в том, что даже если более серьезное сокращение и будет необходимо, не факт, что он сможет на него пойти по политическим причинам, ведь следующие выборы пройдут уже через год», — прокомментировала «Эксперту» экономист исследовательского центра Economist Intelligence Unit Майя Имберг.

 

Если же на следующих выборах победят оппозиционные правоцентристы из Народной партии, то не будет ли это пирровой победой, поскольку не ясно, в каком состоянии они найдут финансы регионов и городов. Так, на прошлогодних выборах в Каталонии дефициты оказались значительно выше, чем заявлялось ранее. Проблема скрытых долгов муниципалитетов и регионов Испании может привести к переоценке финансового положения страны инвесторами и повысить стоимость обслуживания долга.

 

Сразу же после выборов глава испанского центробанка Мигель Анхель Ордоньес заявил, что страна не должна соглашаться с чрезвычайно высокой стоимостью обслуживания госдолга и должна срочно проводить реформы, поскольку пока все большая часть госрасходов тратится на обслуживание процентов по госдолгу. В настоящее время спреды по испанским облигациям выросли до рекордного уровня с сентября 2000 года.

 

По иронии, резкий рост спредов произошел именно во время произнесения Ордоньесом своей речи.

Конец сладкой жизни

Испанские неурядицы случились в то время, когда Standard & Poor’s изменил прогноз кредитного рейтинга Италии на отрицательный.

 

Правоцентристское правительство Сильвио Берлускони заявило о планах сокращения госрасходов и повышения налогов в ближайшие два года, чтобы к 2014 году сбалансировать бюджет, но инвесторы не уверены, что Рим способен достичь этой цели.

 

Бюджетный дефицит Италии (4,6% в 2010 году) скромный по европейским меркам, но неясные перспективы экономического роста страны заставляют рынки нервничать. Непонятно, как именно Италия сможет снизить уровень госдолга, который сегодня составляет 120% ВВП. Согласно оценкам итальянского Istat, в последнее десятилетие ВВП Италии рос всего на 0,2% в год, в то время как в среднем по зоне евро рост составлял 1,1% ВВП.

 

По мнению экономистов, правительство Италии должно будет к 2014 году сократить дефицит бюджета на 49–56 млрд долларов. «Проблема заключается в том, будут ли такие сокращения достигнуты. Или же они останутся лишь планами, в то время как действительное уменьшение дефицита окажется значительно более скромным. Предыдущий опыт Италии и особенности политической ситуации ставят большой вопрос по поводу способности Рима сокращать дефицит. А это, по-видимому, означает дальнейший рост госдолга», — пояснил «Эксперту» Джонатан Лойнс, главный экономист консалтинговой компании Capital Economics.

 

Вопрос о способности правительства достичь поставленных целей ставят и инвесторы — спреды по итальянским гособлигациям росли, в то время как акции на бирже в Милане стали снижаться. Масштабные акции протеста в Риме и других городах страны показали, насколько непопулярным окажется любое сокращение госрасходов. Все больше инвесторов считают, что Италия может пойти по пути Испании, и «эффект домино», стартовавший в Афинах в конце 2009 года, достигнет и Рима.

Неизбежный крах

Одновременно европейские лидеры пытались оказывать давление на Грецию, чтобы добиться скорейшего проведения приватизации, которая должна дополнительно обеспечить 70 млрд долларов суммарных доходов бюджета. План приватизации, включающий продажу портов Афин и Салоников, банка Postbank, телекоммуникационного оператора ОТЕ и крупнейшего в Европе оператора лотерей Opap, — часть условий, по которым в прошлом году Афинам было предоставлено срочное финансирование от партнеров по еврозоне и МВФ.

 

Срочная распродажа госсобственности Греции сегодня выступает единственной альтернативой реструктуризации госдолга страны (что технически представляло бы собой дефолт). Причина — растущая критика со стороны ряда северных соседей по еврозоне (от Германии до Нидерландов и Финляндии). А также стремление ЕЦБ не допустить реструктуризации госдолга Греции, что поставило бы под вопрос устойчивость евро (хотя на Грецию, Португалию и Ирландию приходится всего 5% ВВП еврозоны, на банки этих стран приходится 350 млрд евро кредитов ЕЦБ, что составляет 55% всех средств, предоставляемых центробанком финансовой системе еврозоны).

 

Впрочем, до сих пор властям Греции не удавалось провести успешную приватизацию означенных компаний. Отчасти это связано с оппозицией профсоюзов, которые неоднократно блокировали попытки разгосударствления.

 

Министр финансов Нидерландов Ян-Кис де Ягер предложил партнерам по еврозоне проводить греческую приватизацию не силами властей этой страны, а специально созданным международным агентством, куда вошли бы МВФ и партнеры по зоне евро. Выведенные в агентство активы могли бы использоваться в качестве залога для будущих кредитов в рамках Европейского фонда финансовой стабильности. «Это предложение о фактическом внешнем управлении является реакцией государств — спонсоров еврозоны, прежде всего Германии, на необходимость оплачивать все новые пакеты экстренной финансовой помощи Греции и другим проблемным государствам», — говорит Майя Имберг из EIU.

 

Но даже если приватизация будет успешно проведена, она не исключает более серьезных проблем для Греции и еврозоны. Так, премьер-министр Люксембурга и глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер вновь выдвинул идею, чтобы ЕЦБ разрешил властям Греции провести «мягкую реструктуризацию» госдолга (который к концу 2011 года может достигнуть 160% ВВП, а спустя год — 170%), продлив срок действия своих долговых инструментов и снизив выплаты по ним. В отличие от жесткого дефолта она подразумевала бы договоренности с кредиторами. Это позволило бы уменьшить последствия такой реструктуризации для кредитных рейтингов — причем не только Греции (рейтинг которой был снижен до «спекулятивного»), но и европейских банков — кредиторов Афин. Однако Юнкер не исключает того, что МВФ может перестать поддерживать Грецию, если та не предоставит гарантий собственной платежеспособности на ближайшие 12 месяцев.

 

Пока этого не произошло, стоимость обслуживания госдолга Греции выросла до астрономического уровня 16,8%. Доходность облигаций Германии составляет всего 3,05%.

 

Евро как валютный союз множества стран с разной структурой экономики, находящихся в разных фазах экономического цикла, и без общей фискальной политики фактически потерпел крах

Порочный круг

Идея реструктуризации долгов, по мнению многих аналитиков, весьма опасна. Агентство Moody’s предупредило, что реструктуризация долга Греции может привести к полномасштабному кризису еврозоны. При таком сценарии резко возрастет стоимость заимствования для других проблемных экономик зоны евро, а также для банков и финансовых компаний внутри Греции и за ее пределами.

 

«Каждый раз, когда политикам не удается найти прочное долгосрочное решение, они приходят к некоему компромиссу. И каждый такой компромисс приводит к уходу инвесторов с европейского долгового рынка», — прокомментировал Джим Рейд, аналитик по стратегии Deutsche Bank в Лондоне.

 

Ситуацию усугубляют политические проблемы. В 2011 году выборы или предвыборные кампании проходят в семи странах еврозоны. Политический фактор препятствует переводу государственных бюджетов в режим экономии, ведь любое сокращение расходов означает уменьшение поддержки нынешнего правительства со стороны электората (а оппозиция в случае прихода к власти может во всем обвинить своих предшественников). В этих условиях проваливаются любые инициативы фискальной гармонизации в рамках зоны евро.

 

«Когда евро запускался, существовало предположение, что это приведет к росту торговли и инвестиций в рамках зоны евро, а страны внутри нее создадут единую европейскую экономику, в которой национальные уровни производительности труда и потребления выравняются. Предполагалось также или хотя бы высказывалась надежда, что это приведет к политическому сближению, включая фискальное. Считалось, что, когда европейцы начнут пользоваться едиными монетами и купюрами, они станут ближе друг другу. Очевидно, что этого не произошло, и сейчас жители одних стран не хотят оплачивать счета других», — поделился с «Экспертом» экономист Центра европейской реформы в Лондоне Саймон Тилфорд.

 

Фактический провал евро как валютного союза множества стран с разной структурой экономики, находящихся в разных фазах экономического цикла, при отсутствии фискального союза привел к росту неопределенности. Опрошенные «Экспертом» аналитики, хотя и говорят, что в ЕС наличествует политический консенсус по поводу необходимости сохранения еврозоны, осторожно оценивают вероятность различных сценариев.

 

Так, одни утверждают, что реструктуризация долга Греции (а в будущем и других проблемных стран) неизбежна, хотя и указывают на катастрофичность этого события для еврозоны в целом. Другие полагают, что единственным вариантом сохранить евро оказывается возвращение Греции к драхме (с переноминированием ее долга в национальной валюте), а затем существенная девальвация и восстановление конкурентоспособности. Какой из вариантов в итоге будет реализован, предсказывать не берется никто.

 

Лондон


Возможные сценарии развития ситуации в Греции
http://expert.ru/data/public/317803/317809/expert_756_034-2.jpg
Государства периферии еврозоны пошли на резкое увеличение дефицитов своих бюджетов
http://expert.ru/data/public/317803/317812/expert_756_033-1.jpg
Экономический кризис 2007-2009 годов привел к резкому нарастанию долга на периферии еврозоны
http://expert.ru/data/public/317803/317811/expert_756_033-2.jpg

Вернуться назад