Для политиков и монетарных властей уходящий 2010 год можно назвать годом упущенных возможностей и несбывшихся надежд. Еще в конце 2009 года были призрачные надежды на то, что все рассосется, все восстановится и жизнь станет лучше. Прошел год, надежды рассеиваются, реальность вырисовывается и крупнейшие центробанки мира продолжают в аварийном порядке вкачивать в экономику ликвидность с расчетами, что она дойдет до потребителей. Хотя они осознают, что в условиях глобализированной финансовой системы часть свеженапечатанных папирусов безвозвратно сгорают в долговой махине, другая часть оседает на спекулятивных счетах. В принципе, существует два отдельных, слабо зависимых между собой мира. Один реальный мир - экономика, другой чуть менее, чем полностью виртуальный - фин.система, который за счет своего могущества и влияния имеет больший вес на экономику, чем экономика на тот потусторонний, вырожденный мир. Для того, что на примере проследить степень наркотической зависимости, то внимательно проследите историю рынков с момента окончания программы ФРС по выкупу MBS к себе на баланс в середине апреля этого года и к моменту непосредственного начала в середине августа. Фактически дилеры формируют не только рынки, новостной фон, но и монетарную политику, настроения потребителей и экон.обстановку. Не нужно смешивать и путать реальную экономику с доминированием идиотизма и с массовым помешательством на финансовых рынках, вызванными принудительной национализацией фондового рынка со стороны ФРС через первичных дилеров. Но сейчас речь не о рынках. Посмотрим, чего добилась экономика за год, пробежавшись по основным макроиндикаторам.
2010 год заканчивается тем, что никаких улучшений на рынке труда нет, что фактически свидетельствует о том, что текущий кризис стал самым тяжелым со времен Великой Депрессии. За 80 лет не было ни одного случая, чтобы уровень безработицы оставался на столь высоких значениях в течение длительного периода времени – по сути уже 2 года. Уровень безработицы находится на 9,8% (против 10% год назад), что является максимум с середины 1983 года, не считая пика нынешнего кризиса. Еще один негативный момент заключается в том, что процентное отношение рабочей силы к численности населения находится на минимальных уровнях с середины 80-х годов из-за массовых исключений работников из состава рабочей силы по множеству причин, в том числе из-за застойной безработицы, когда люди отчаялись и перестали искать работу.
Фундаментальное отличие кризиса 2007-2010 состоит в том, что на этот раз безработица стала перманентной и застойной. Сейчас 42% всех людей, кто не имеет работу находятся в статусе безработных более полу года, что лишает их всяких шансов на поиск достойного места трудоустройства. Речь идет о 6,4 млн человек – это максимальный уровень за всю историю и больше, чем было в прошлом году, когда было 5,9 млн. Люди теряют навыки, квалификацию, т.е. время играет против них и с каждым месяцем будет все сложнее найти работу. А это ограничивает людей в тратах из-за крайне низких доходов, поэтому ждать восстановление потребительского спроса в среднесрочной перспективе не имеет смысла – безработные не являются полноценным потребителем.
Еще один интересный график, показывающий среднее пребывание в статусе безработных, которое сейчас на предельном уровне за всю историю – 34 недели против 28 недель год назад. Вновь ухудшение ситуации.
Занятость вне с/х за год изменилась в плюс на 842 тыс, что крайне мало по сравнению с сокращениями во время кризиса, которые на пике достигали 6.8 млн человек. Вообще экономика США на текущий момент потеряла 7.4 млн. занятых от максимума в декабре 2007, что при текущих темпах роста (при условия отсутствия шоков) приведет к тому, что рынок труда может восстанавливаться около 10 лет.
Однако, есть важный нюанс. За это время население выросло почти на 8 млн. человек, но чтобы картина совсем не была ужасной, то возьмем не общую численность населения, а только рабочую силу. Получается, что пока никакого фактического улучшения нет и уровни середины 80-х годов.
За год частный сектор нанял 1.09 млн человек, гос.сектор сократил 246 тыс персонала. Но, если гос.сектор во время острой фазы кризиса почти не сокращал работников, то частный сектор резал свирепо, где доходило до 7 млн.человек, поэтому говорить об улучшении не приходится. Стабилизация, но не улучшение, особенно, если проводить корректировку на численность населения.
Причем из частного сектор по отношению к ноябрю 2009 восстанавливается далеко не все. Продолжаются сокращения в таких секторах, как строительство (-2% к прошлому году), ИТ (-1.6%), фин.сектор (-1.2%), в производстве товаров краткосрочного пользования (-0.7%) и т.д. Найм идет менеджеров, юристов и прочие кадры (+2.4%), в образовании (2%), медицине (1.2%), в товарах длительного пользования (1.8%).
---
Официальный уровень инфляции в США сигнализирует о дефляционных процессах в экономике. Сейчас 1,05%, год назад было 1,85%. Без учета продуктов питания и энергии 0,65% против 1,69% год назад, что является одним из самых низких уровней с момента начала ведения статистики.
С одной стороны, учитывая процесс делеверджа и крайне низкого совокупного потребительского спроса, то цены особо не могут расти, однако по многим неофициальным опросам и исследованиям картина иная. Я точно не помню где читал, но в США проводились независимые исследования по которым основные потребительские товары подорожали довольно существенно, по крайне мере по опросам домохозяйств. Вы сами можете в этом убедиться, если поспрашиваете резидендов.
Но для ФРС низкая инфляция выгодна. Спросите чем? Во-первых: позволяет иметь развязанные руки в денежно-кредитной политики и беспрепятственно вкачивать ликвидность в банковскую систему, с другой стороны это корректирует дефляторы, т.е. реальные экономические показатели улучшаются – это уже нужно для Конгресса и политиков, как оправдание принятых мер. Если бы инфляцию показали в 2,5%, то реальные ВВП не вырос бы на 2,6%, а в лучше случае был 1% - чувствуете разницу? Это происходит с любыми макропараметрами, пересчитанным в реальном выражении. В любом случае я не знаю ни одного политика, который желал бы инфляции, поэтому реальный уровень, как правило занижен.
---
Реальный ВВП в США находится на уровне 3 квартала 2008 года и вырос за последний квартал на 2,5% в годовом исчислении в квартальной динамике, а по отношению к прошлому году прирост 3,2%. За последний год основной прирост ВВП на 86% обеспечили инвестиции, потребительские расходы на 40%, чистый экспорт отнял от годовой прибавки 27%, гос.сектор прибавил примерно 0,1%. В поквартальной динамике инвестиции показывают замедление, потреб.расходы немного растут, однако доля в ВВП немного снизилась в пользу государства. Если 1,5 года назад было 71,3%, то теперь 70,3%
---
Рынок недвижимости в США продолжает перманентно пребывать в руинах.
Расходы на строительство в номинальном выражении в годовом исчислении находятся на уровне начала 2000-х годов, а в реальном выражении в ценах 2005 возле 1995 годов. Причем по отношению к прошлому году падение более, чем в 10%, а падают уже почти 5 лет без остановок. Фактически убитое 15 летие, а расходы на строительство составляли большую часть ВВП.
Чистые годовые продажи домов на первичном рынке жилья в США показали новый минимум с момента начала ведения статистики. Здесь вновь серьезное ухудшение к прошлому году. За 12 месяцев по ноябрь было продано 322 тыс. домов против 376 тыс. домов год назад – падение на 15%!! А еще кто то имеет смелость говорить про зеленые ростки и выход из кризиса? Ключевой сектор экономики, который выступал локомотивом роста на протяжений десятилетий впал в глубокую кому и даже не собирается входить. Еще более печальная картина, если провести корректировку на всю численность населения США. В пересчете на 1000 человек продают меньше одного дома – опять мощнейщее ухудшение по отношению к прошлому году и более, чем в 5 раза хуже пиков 2006 года.
Продажи на вторичном рынке также в полном ауте. Здесь аналогичное ухудшение к прошлому году. Для сравнения сейчас продают 4,68 млн в годовом исчислении, а в ноябре 2009 было почти 6,5 млн, хотя там была программа государства по поддержке рынка недвижимости в виде налоговых льгот, но даже средние показатели удручающие. Фактически хуже, чем на пике кризиса в 2009, а общие уровни в районе середины 90-х.
---
Уровень пром.производства восстановился, но лишь на половину в номинальном выражении и значительно хуже, если пересчитать с учетом инфляции и в среднем на экономического агента. В номинальном выражении прибавка к прошлому году 5,4%, однако, происходит естественное замедление темпов роста за последние 4 месяца.
Уверенное восстановление во многом обязано эффекту низкой базы после чрезмерно сильного падения на пике кризиса и пополнению товарно-материальных запасов, что достаточно сильно поддержало промышленность, кроме того различные субсидирующие программы государства (их много, но наиболее крупной была «деньги за хлам» несколько месяцев назад.) Учитывая то, что особого прироста за последние 5 месяцев нет – всего жалкий процент с копейками, то можно предположить, что уже к середине 2011 годовые темпы пром.производства станут отрицательными. Так что пока радоваться рано. Пока на само поддерживающий рост пром.производство не перешло, еще слишком много гос.закупок.
---
Реальные розничные продажи на душу населения долгое время находились на уровнях конца 90-х годов и лишь за последние пару месяцев совершили рывок, чтобы выйти на показатели 2002 года, но даже сейчас со всеми этим псевдо зелеными ростками розничные продажи примерно в 10% от максимумов,
а если исключить безумные траты федерального правительства, распределенные по округам на поддержку домохозяйств, то тут недалеко ушли от 20 летних минимумов. Что касается годовых продаж, то отскок всего 3,5% против 16% падения, так что при таких темпах расти лет 5 минимум.
---
На графике ниже можно будет понять, что частный спрос недееспособен, а фундаментальную роль в восстановлении экономики США играет государство.
Около 12% от всех располагаемых доходов населения формируется за счет правительства – это очень высокой уровень по историческим меркам, похожее было лишь в 40-х годах, но тогда война была, да и экономика объективно росла. Средний уровень за 50 лет всего 2,7%, во времена рецессий почти никогда не поднималось сильно выше 6%, сейчас же 12%. Никакого улучшения к прошлому году не произошло. По сути вся экономика США держится на допинге, стимуляторах. Вот уберите сильнодействующую дозу транквилизаторов и система, скорчившись от боли вновь войдет в разнос. Все кажущиеся стабильность и псевдо-восстановление было показано за счет того, что государство с одной стороны произвело замещение частных долгов на государственные, а с другой расширила субсидирующие программы, но это не может продолжаться вечно.
Кстати, на счет долгов домохозяйств к располагаемым доходам.
Где виден активный период кредитной экспансии с начала 90-х по середину 2000-х годов. Долговая нагрузка на домохозяйства в США еще слишком высока относительно исторических норм. На протяжении 25 лет с 1959 по 1984 отношение долга к располагаемым доходам в США колебалось возле 0.6-0.7, т.е. всего 0.6 года требовалось, чтобы покрыть весь долг домохозяйств. С 1985 года, когда финансовый сектор начал развиваться стремительными темпами с новыми сервисами и внедрением кредитных карт, то отношение долг/доход в течение 10 лет выросло с 0.7 до 0.85. В это время образ, стиль жизни в долг стал преобладать в американском обществе. Это идеология всячески пропагандировалась, как банками, так и государством. С конца 20 века до середину 2006 началась бурная кредитная экспансия, где отношение выросло до 1.3. Именно с 2007 года великая американская кредитная машина дала сбой, и начался процесс саморазрушения системы, на латание дыр которого были брошены все силы федерального правительства в виде экспоненциального наращивания дефицита бюджета.
С каждым годом, с каждым месяцем пространство для маневра у государства для субсидирования экономики сужается. Гос.долг, как в абсолютном, так и соотносительном выражении огромен, обслуживать его все сложнее. Дефицит серьезно не снижается, запустить экономику не удалось, первый этап QE с треском и грохотом провалился, хотя он и привел к стабилизации и остановки падения, но он не привел к полноценному росту. Как для поддержки банков с целью репатриации прибыли, так и для краткосрочной стабилизации трежерис, ФРС взяло курс на монетизацию долга, что может привести к крайне негативным последствиям в долгосрочной перспективе (но об этом в следующем обзоре по банкам и фин.сектору). Сейчас ни у кого нет столько денег, чтобы ежегодно обеспечивать чистые покупки трежерис на 1,5 трлн. в год.
С точки зрения дефицита бюджета никаких существенных улучшений также не произошло. Да, годовой дефицит немного сократился с 1,47 трлн. в декабре 2009 до 1,29 трлн. в ноябре этого года, но по историческим меркам это слишком много и чем дальше, тем сложнее финансировать бюджет. Годовые доходы на уровне 2,19 трлн., а по отношению к размеру экономики получается, что откатились лет на 8, зато расходы растут, по крайне мере точно не падают, стабилизировшись на уровне 3,4-3,5 трлн. в год. Расходы на стимулирование слишком высоки, а доходы не достаточны. В конечном итоге можно добиться того, что поступление в бюджет, даже не смогут покрывать обслуживание долга и чистые заимствования, что фактически может означать дефолт. Но исключительно на вере в трежерис и в доллар эта система держится с поддержкой неуемного печатного станка, не будет доверия к США – не будет США. Прямая, 100% монетизация долга приведет к полному коллапсу долгового рынка со всеми вытекающими последствиями. Далее, чтобы не повторяться:
Что касается уровня кредитования: http://spydell.livejournal.com/279112.html#cutid1 По долговой нагрузки экономических агентов: http://spydell.livejournal.com/280028.html По потреблению нефти и запасам: http://spydell.livejournal.com/282324.html По обслуживанию долга: http://spydell.livejournal.com/279500.html
ИТОГ: экономика критически зависит от помощи государства, участие правительства в формировании доходов населения находится на исторически максимальном уровне. При этом маневры для дальнейшей либерализации налогово-бюджетной политики исчерпаны в виду крайне высоких дефицитов бюджета и задолженности правительства. Пространство для смягчения денежно-кредитной политики также сильно ограничены из-за нулевых процентных ставок и агрессивной нетрадиционной политики по выкупу активов и облигаций. Любая следующая рецессия может нанести сокрушительны удар по экономике. Если раньше государство могло спасать банковский сектор, компании и потребителей, то когда пойдет в разнос долговой рынок это может привести к самым тяжелейшим последствиям в истории США, когда кризис 2008-2009 покажется легкой прогулкой.
Риски высокой инфляции в среднесрочной перспективе не имеют места быть в основном из-за процесса делевереджа, а недозагруженность производственных мощностей и низкий потребительский спрос будут сдерживать рост цен, однако в краткосрочной перспективе могут возникнуть риски инфляции активов и продовольственных товаров из-за политики количественного ослабления. Что приведет к инфляции издержек с рисками стагфляции, когда цены растут, а производство и экономика стагнирует.
Безработица слишком высокая и вероятно сохранится на этом уровне длительное время. Структурно безработица изменилась: более 40% всех безработных находятся в статусе безработных более 27 недель, хотя историческая норма 20%. Потеря квалификации в виду застойной безработицы может привести к дальнейшему ухудшению на рынке труда.
Условия кредитования достаточно жесткие, не смотря на падение ставок по федеральным фондам, обслуживание долга для домохозяйств практически не снизилось и находится на уровне 12% к личным доходам. Само кредитования продолжает сокращаться. Кредитование для крупных компаний происходит на выгодных условиях, однако мелкий и средний бизнес сталкивается с проблемами в получении кредита. Самок кредитование продолжает стремительно сокращаться.
Сектор недвижимости в США находится в руинах. Продажи на первичном рынке на историческом минимуме, продажи на вторичном рынке достигли 15 летнего минимума, не смотря на стимулирующие меры и низкие ставки по ипотечным кредитам. Цена на недвижимость продолжают снижение. Процессы банкротств немного сократились, но уровень изъятий домов очень высок по историческим меркам.
Все основные макроиндикаторы показали серьезное ухудшение в 2010 году: безработица, сектор недвижимости, кредитование, гос.финансы, долговая нагрузка переложена на плечи государства, что несет в себе высокие долгосрочные риски. Таким образом, можно констатировать, что экономика США стала хуже относительно 2009. Иллюзорная стабильность обеспечена лишь беспрецедентной гос.помощью. Время играет против них, при этом никаких фундаментальных преобразований в лучшую сторону не произошло, уроки из ошибок не выучены.
Наконец, главный провал десятилетия: ФРС открыла ящик пандоры 3 ноября 2010, объявив миру войну, но об этом потом! ))
Возможно, в следующий раз стоит рассмотреть фин.сектор, банки и т.д.)
Вернуться назад
|