ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Куда правительство России тратит деньги?
Куда правительство России тратит деньги?12-05-2023, 23:41. Разместил: Око Политика |
С марта 2022 Минфин перестал публиковать структуру госрасходов, однако через электронный бюджет можно восстановить структуру, дешифруя скрытые расходы федерального бюджета. Для общей картины лучше всего брать за основу консолидированный бюджет России (федеральные расходы + региональные (субъекты РФ) расходы + внебюджетные фонды) за исключением межбюджетных трансфертов, т.к. сальдо равно нулю. Диспозиция интересная. Совокупные расходы консолидированного бюджета в 2022 составили 55.1 трлн руб (треть от ВВП России), что на 17% или на 8 трлн выше 2021. В абсолютном сравнении – это рекордный рост расходов за все время, а в относительном – максимальные темпы, как минимум с 2011 года. В структуре прироста расходов на национальную оборону пришлось 2 трлн, социальная политика – 1.8 трлн, национальная экономика – 1.1 трлн, образование – 769 млрд, ЖКХ – 641 млрд, общегосударственные расходы – 458 млрд, здравоохранение – 386 млрд, а нацбезопасность и правоохранительная деятельность – 347 млрд. В совокупности указанные направления сформировали почти 95% от прироста всех общегосударственных расходов. ??Самая емкая категория – социальная политика, расходы на которую составляют 17.8 трлн (пенсии, пособия, дотации, материнский капитал, монетизированные льготы и все адресные выплаты в пользу населения). ??Национальная экономика – 8.4 трлн (в основном дорожное строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь и космос). ??Образование – 5.5 трлн (дошкольное образование, школы, среднее профессиональное образование, дополнительное образование и высшее образование). В эту категорию не включается наука и технологии, которые распределены в фундаментальных исследованиях в категории «общегосударственные вопросы» и в прикладных исследованиях по отраслевым категориям бюджета. ??Здравоохранение – 5.5 трлн (стационарная и амбулаторная помощь по всех видах и типах поликлиник и больниц). ??Оборона – 5.5 трлн и правоохранительная деятельность – 2.8 трлн. Пик расходов на правоохранительную деятельность был в 2013 году (8.5% от всех расходов консолидированного бюджета), а к 2022 доля расходов снизилась до 5.2% (самый низкий показатель, как минимум с 2011). В структуре расходов на нацбезопасность самые значительные статьи расходов – это МВД, Росгвардия, ФСБ/ФСО, пожарные, ФСИН, пограничники и прокуратура. Несмотря на СВО, расходы на национальную оборону даже не показали свой максимум – 10.1% от всех расходов бюджета в 2022 по сравнению с максимумом в 12.1% в 2016 году, хотя выше средней доли расходов в 8.8% за последние 10 лет. Здравоохранение – средняя доля за 10 лет до 2022 составляла 9.9%, текущая доля – 10.1%, пик логично пришелся на 2020 в период COVID. Образование – средняя доля за 10 лет 10.5%, в настоящий момент 9.9% (минимум с 2016) и есть тенденция на снижение. Национальная экономика – средняя доля 13.8%, в 2022 – 15.2% с тенденцией на увеличение. Расходы на национальную экономику являются одним из главных драйверов роста ВВП и общеэкономической устойчивости с 2020. ЖКХ – средняя доля за 10 лет 3.9%, а в 2022 – 5.1% и вновь тенденция на увеличение. Какая-то весомая часть ушла на восстановление инфраструктуры в новых регионах, но сколько? Нет ответа. Соцполитика пожирает треть от расходов государства, а в 2017 году показала максимум в приоритете государства (доля 37.1%), прервав сильнейший за 20 лет кризис потребительских доходов, т.к в 2015-2016 накопленное снижение доходов было сильнейшим с 1998. Сейчас тенденция на снижение соцполитики. С 2019 году расходы концентрируются преимущественно на экономике и инфраструктуре, включая ЖКХ (20.3% в 2022 по сравнению с 16.8% в 2018). Это и позволило сменить вектор экономического развития с затяжной деградации 2014-2017 к ограниченному, но все же росту. С 2022 все уходит на оборону. Социальная политика является самой тяжеловесной и емкой категорией госрасходов, поглощающую треть бюджета и с 2020 года расходы не поспевают за инфляцией – накопленное снижение на 3% за два года, тогда как накопленная среднегодовая инфляция составила почти 22%. В соцполитике было несколько импульсов роста расходов – 2009, 2012, 2017 и 2020 года. Каждый раз по разным причинам, но в целом, оценивая долгосрочную тенденцию, здесь скорее правильнее говорить о компенсации инфляции. Например, с 2013 по 2022 рост расходов на соцполитику в реальном выражении составил 9% (по 1% в год в среднем). Восстановились расходы на образование после резкого урезания в 2015-2017, но в сравнении с 2013 рост в пределах погрешности (около нуля). На здравоохранение расходы выросли более существенно – почти на 30% с 2013 (точка отсчета «новой посткрымской санкционной нормальности»), но естественным образом сокращаются с 2020 после экстраординарных антиковидных мер. Сильно выделяется в лучшую сторону ЖКХ, в том числе расходы на благоустройство городов. Расходы по данной категории удвоились с 2016 года в реальном выражении. В 2022 неизвестная часть инфраструктурных расходов ушла в новые регионы, где больше всего в Мариуполь. Достаточно существенно (на 50-55%) с 2015-2015 выросли расходы на национальную экономику и на 37% в сравнении с 2013. Самая «парадоксальная» категория – это нацбезопасность и правоохранительная деятельность, расходы на которую не меняются вот уже 6-7 лет в реальном выражении и упали почт на 30% с 2013! По субъективных представлениям иначе должно быть, но объективные измерения говорят о сокращении. Расходы на оборону установили новый максимум, но лишь незначительно выше (на 5%), чем в 2016. Учитывая обстоятельства, масштаб расходов в 2022 был не столь значительный, но в 2023 расходы будут заметно выше. Общие госрасходы в реальном выражении выросли на 3% г/г в 2022, на 17% с 2019, на 26% с 2015-2016 и увеличились на 17% с 2013. В структуре расходов на федеральный бюджет пришлось почти 2/3 (5.7 трлн руб). Обычно 50-52%, а по итогам 2022 федеральный бюджет имел долю 56% в консолидированном бюджете. Форсирование расходов было обусловлено активностью федерального бюджета и авансированием госзакупок в начале года. В структуре прироста совокупных расходов на 2.5 трлн за год почти 95% пришлось лишь на пять направлений: Министерство обороны через оборонные расходы, которые увеличились в 3.9 раза (!) за год с 525 млрд до 2036 млрд или плюс 1511 млрд руб, далее национальная экономика – плюс 54% г/г или 298 млрд руб, социальная политика – плюс 11% или 276 млрд, образование – плюс 24% или 162 млрд и здравоохранение – плюс 20% или 126 млрд. За январь-февраль 2022 оборонные расходы были лишь на пятом месте по объему распределенных средств, занимая долю 8.5% в общих расходах, а в 2023 оборонные расходы на втором месте сразу после социальной политики, занимая долю 23.3%! Не стоит экстраполировать 2 трлн за пару месяцев на весь год, т.к. значительная часть расходов - это авансирование ВПК в начале 2023, но разумно было бы делать проекцию на 8 трлн по итогам года против 5.5 трлн в 2022 и 3.6 трлн в 2021, хотя этот параметр, вероятно, не знает даже сам Минфин (события меняются очень быстро). Национальная безопасность и правоохранительная деятельность в 2023 может составить 4.4 трлн, что заложено в прогноз (https://t.me/spydell_finance/2810) правительства. По расходной части фактор СВО оценивается около 5 трлн сверхрасходов на нацбезопасность и оборону в соответствии с базой 2021 и инфляцией 2022-2023. ??Человеческий капитал – образование, здравоохранение, культура, кинематография, физическая культура и спорт. ??Экономика и инфраструктура – национальная экономика, ЖКХ (в том числе расходы на благоустройство городов), охрана окружающей среды. ??Государственный аппарат – нацбезопасность, правоохранительная деятельность, национальная оборона, СМИ и общегосударственные расходы (функционирование правительства, законодательная и исполнительная власть, судебная система, финансирование всех министерств и чиновнического аппарата, международные отношения, фундаментальные исследования и т.д). ??Соцрасходы – пенсии, пособия и все адресные субсидии в пользу населения. В оценке государственных расходов с учетом инфляции можно оценить приоритеты государства. С 2013 по 2019 год социальные расходы оставались на одном уровне в реальном выражении, существенно выросли в 2020 на антиковидной поддержке и вновь немного сокращаются с 2021. Расходы на человеческий капитал снижались в реальном выражении с 2013 по 2017, существенно выросли с 2018 по 2020 и также стагнирует с нисходящей траекторией с 2021. Расходы на экономику и инфраструктуру резко снизились с 2014 (поддержка банковской системы) по 2016, а с 2017 сформировался устойчивый восходящий тренд, где рост расходов продолжался и в 2022. Акцент государства на экономике и инфраструктуре выступил одним из основных стабилизирующих факторов, позволяющим вывести экономику из затяжной стагнации 2013-2017, и спасти от обрушения в 2020 и 2022. Госаппарат не был в приоритете с 2013 по 2021 (реальные расходы сократились на 7%), но с 2022 резкий рост, который будет продолжен в 2023. С 2023 года государственный аппарат (в основном через оборону и безопасность) будет доминировать в ущерб прочим статьям расхода, в первую очередь человеческому капитала, т.к. сжатие социальных расходов законодательно ограничено. Расходы на экономику могут продолжить рост, т.к. государство обеспечивает основные инвестиции и спрос. Вернуться назад |