ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > О бюджетной устойчивости в России
О бюджетной устойчивости в России7-03-2023, 07:56. Разместил: Око Политика |
Объем ФНБ России на 1 марта 2023 составляет 11.1 трлн руб (7.4% от ВВП). Объем ликвидных активов в структуре ФНБ составляет 6.44 трлн руб или 85.5 млрд долл (4.3% от ВВП). С 1 января 2023 ФНБ вырос почти на 700 млрд руб, из которых курсовая переоценка валютной составляющей составила 504 млрд руб из-за падения рубля. Также повлияла курсовая переоценка рублевой компоненты почти на 340 млрд руб. Так акции Сбербанка оцениваются в 1.92 трлн по сравнению с 1.59 трлн в конце 2022, а акции Аэрофлота – 66.8 млрд против 58 млрд. Префы РЖД – 467 млрд, акции ДОМ.РФ – 50 млрд, акции ГТЛК – 58.3 млрд, облигации «Уральские авиалинии» - 2.3 млрд, облигации «Авиакомпания Сибирь» - 11.8 млрд, привилегированные акции кредитных организаций – 329 млрд и субординированные депозиты ВТБ и ГБП – 138.4 млрд, ценные бумаги российских эмитентов по инфраструктурным проектам – 584 млрд. В совокупности по вышеуказанным позициям изменение и переоценка за два месяца около нуля. Есть еще депозит в ВЭБе на 650 млрд руб. Итого, валютная и курсовая переоценка оценивается почти в 850 млрд руб за два месяца в плюс, т.е. без учета роста акций Сбербанка, Аэрофлота и падения рубля, ФНБ сократился бы на 140-150 млрд руб. Что касается валютной компоненты, так в евро находится 10.4 млрд евро, в юанях – 300 млрд (минус 9 млрд за два месяца), в золоте – 539 тонн (минус 15 тонн). Все прочие позиции были ликвидированы. Валютная позиция в фунтах и иенах была ликвидирована в декабре 2022, а от долларов избавились в июле 2021. До февраля почти все валютные активы ФНБ хранились в долларах, евро и фунтах, где в долларах и евро почти 90%. В юани впервые вошли в феврале 2021. Сейчас ликвидная валютная часть оценивается в 32 млрд долл в золоте, 43.3 млрд долл в юанях и 11.1 млрд долл в евро позиции. Итого 86.4 млрд долл или 6.5 трлн руб, а без учета золота – 4.1 трлн руб. Минфин в феврале продал юаней и золота на 131.7 млрд руб. Основным источником финансирования дефицита является кэш в российских банках. Размышления о бюджетной устойчивости. Расходы в 5.7 трлн за два месяца – это бодрое начало года, и здесь остро встает вопрос о бюджетной консолидации. С очень высокой вероятностью уже в марте расходы сильно замедлятся. После начала СВО с марта по декабрь 2022 накопленные бюджетные расходы федерального правительства составили 27.5 трлн руб, и здесь проявляется следующий важный аспект бюджетной устойчивости. В январе 2023 расходы выросли на 73% г/г, а в феврале рост замедлился до 40% г/г, что в любом измерении является беспрецедентным бюджетным импульсом. Чтобы уместиться в бюджетную роспись за 2023 год в 29 трлн по планам правительства и Минфина, с марта по декабрь 2023 расходы должны составить 23.3 трлн, т.е. рухнуть на 15% по номиналу и это после роста на 52% за первые два месяца. Очевидно, что годовые расходы будут сильно выше 29 трлн. Если расходы в 2023 будут на уровне 2022, т.е. 27.5 трлн с марта по декабрь, выводя на общие расходы в 33.2 трлн, то с экономической устойчивостью и финансированием мероприятий, связанных с СВО, можно попрощаться. Этих расходов не хватит на те масштабные задачи, которые стоят перед страной в 2023 году, т.к. помимо СВО необходимо закрывать выпадающую частную инициативу бизнеса через госинвестиции, что происходит в каждый кризис, но на этот раз проявляется более выраженно. Масштабные инфраструктурные проекты, социальные задачи, поддержка системобразующих компаний, субсидирование и финансирование программ импортозамещения и так далее. Все эти актуальные направления закрываются через федеральный бюджет. Даже если инфляция удержится на уровне 6-7% по итогам года, самый минимум госрасходов, чтобы поддерживать неотложные задачи и проекты (при условии очень высокой эффективности расходов) – это 30 трлн руб с марта по декабрь, т.е. рост на 9% относительно 2022 по сравнению с ростом на 52% за январь-февраль 2023. Вот поэтому 30 трлн с марта по декабрь плюс 5.7 трлн с января по февраль и выводят на 36 трлн по итогам года. Это тот необходимый минимум, который в условиях грамотного бюджетного планирования и высокой эффективности расходов позволит сохранить макроэкономическую устойчивость, социальную стабильность, решая комплекс задач в ВПК и СВО. О росте ВВП в этих условиях говорить не приходится, т.к. выпадающие сектора будут замещаться растущими, а общий баланс при 36 трлн бюджетных расходов будет от минус 1 до плюс 1% ВВП. Чтобы форсировать рост экономики при высокой макроэкономической, политической неопределенности и увеличении зависимости экономики от госсектора, - бюджетные расходы должны быть существенно выше 36 трлн. Но не выйдет из-за бюджетного разрыва. Пока нет ответа по какому направлению пойдет Минфин. Расходы – это то, что государство однозначно может контролировать и управлять, но не доходами. Точнее может, но косвенно. Доходы во многом зависят от внешних факторов и макроэкономической устойчивости. Механизм сбора налогов практически доведен до совершенства и здесь нет пространства для радикального улучшения. Основная уязвимость в доходах – это нефтегазовая составляющая, которая в 2022 сформировала 42% в структуре доходов. Минфин закладывает 8.9 трлн по итогам 2023 против 11.6 трлн, но чтобы этого достичь мировые цены должны вернуться на уровень 2022, дисконт сократиться вдвое, а физический экспорт, особенно по газу восстановиться к уровням первой половины 2022. Это невозможно, поэтому более реалистичный сценарий – 5.2-6 трлн нефтегазовых доходов. Ненефтегазовые доходы в 2023 могут вырасти на 2-6% с 16.2 трлн до 16.5-17.4 трлн, где основной вклад внесут НДС и акцизы в совокупности на 8.3-8.6 трлн руб по сравнению с 7.6 трлн в 2022. Налоги, связанные с импортом, вырастут с 3.8 до 4-4.3 трлн на траектории стабилизации импорта. Налоги на прибыль могут упасть с 1.7 трлн до 1.2-1.4 трлн, а прочие доходы снизятся с 3 до 2.5-2.7 трлн из-за недобора свыше 600-700 млрд по дивидендам госкомпаний. Плюс взнос бизнеса на 300 млрд и налоги на сверхдоходы физиков в 160 млрд. В итоге получаем диапазон доходов в 22-23 трлн, что формирует дефицит в 13-14 трлн. Вернуться назад |