Вывод американских войск из Афганистана призван положить конец самой продолжительной войне в истории США. Что же касается Китая и России, для них уход американцев станет моментом истины. Москва и Пекин утверждают, что США оставляют после себя несостоятельное государство, которое не только находится под угрозой возобновления гражданской войны, но и вполне может стать очагом дестабилизации всего региона. В то же время, Россия и Китай уже давно скептически относятся к способности США решить афганскую проблему и полагают, что многолетний конфликт был лишь поводом для сохранения американского военного присутствия в Евразии с целью сдерживания геополитических амбиций региональных держав.
Теперь, когда войска США, наконец, уходят, Россия и Китай могут оказаться перед сложным выбором: стоит ли глубоко ввязываться в конфликт, который, как Москва знает по собственному печальному опыту восьмидесятых годов, легко может превратиться в вязкое болото. Если ситуация в Афганистане продолжит ухудшаться, Пекин и Москва могут оказаться вынуждены взять на себя большую часть бремени управления конфликтом и обеспечения региональной безопасности. Трудно сказать, способны ли они справиться с этими задачами.
Главной целью, как для Пекина, так и для Москвы, является предотвращение возврата к тотальной анархии, которая охватила Афганистан после вывода советских войск в 1988-1989 годах, и эта цель в общем и целом согласуется с желанием Соединенных Штатов оставить после себя «безопасный, стабильный, единый, демократический и самодостаточный Афганистан, живущий в мире с самим собой и соседями».
В то же время Россия и Китай также воспринимают Афганистан через призму своих планов наращивания влияния в Евразии, которые предполагают принятие большей ответственности за региональную безопасность и развитие, а также ограничение присутствия внешних игроков, таких как Соединенные Штаты. Российская риторика уже давно грешит противоречиями: Москва умоляет Вашингтон навести порядок в Афганистане одновременно и протестует против постоянного американского присутствия в этой стране.
В 2009-2015 гг. Москва разрешала США осуществлять транзитные военные поставки через свою территорию и территорию своих центральноазиатских партнеров в рамках соглашения о Северной распределительной сети. Аннулировав это разрешение после введения Вашингтоном санкций в связи с конфликтом на Украине, Путин отметил, что десять лет военных и миротворческих операций под руководством США «не привели к качественному улучшению обстановки».
Однако, когда США на самом деле начали планировать вывод войск, тон России изменился. Так, в октябре 2020 года Путин, напротив, заявил, что присутствие США в Афганистане способствует «стабильности в этой стране», и решительно опроверг обвинения в том, что Россия якобы платила талибам вознаграждения за убийство американских военнослужащих. Более того, в ходе саммита с американским президентом Джо Байденом 16 июля Путин призвал к более активной координации действий между США и Россией в Афганистане, и даже предложил Вашингтону доступ к российским военным базам в Центральной Азии.
По мере приближения вывода войск США, Китай и Россия предприняли шаги по преодолению последствий этого шага. Как и США, они поддерживают переговорный процесс с центральным правительством в Кабуле во главе с президентом Ашрафом Гани и его противниками (включая талибов», стремясь к компромиссному мирному соглашению. Однако, и Пекин и Москва страхуются от возможного провала переговоров, стремясь использовать свои связи, чтобы предотвратить распространение насилия и нестабильности на пределы Афганистана.
Как и США, Россия и Китай пришли к тому, что бы провести различие между «Талибаном», чьи амбиции ограничены в основном Афганистаном, и джихадистскими группировками, преследующими международные цели, такими как «Аль-Каеда», и афганское крыло ДАИШ (ИГИЛ), известное как «ИГИЛ-Хорасан», которые сохранили позиции в стране, несмотря на давление со стороны США, афганских сил безопасности и талибов. Хотя Пекин и Москва выступали против захвата власти талибами в 1996 году, со временем их позиция несколько изменилась, даже несмотря на то, что Талибан остается в списке организаций, запрещенных в России, и официальные представители Кремля настаивают на том, что не существует никаких планов по изъятию движения из этого списка.
Между тем, Китай и Россия обдумывают активизацию операций по обеспечению безопасности в Афганистане и вокруг него, на случай, если обстановка продолжит ухудшаться. Если быстрое продвижение талибов не приведет ни к политическому компромиссу, ни к падению правительства Гани, страна может погрузиться в затяжную гражданскую войну. В худшем случае возвращение к анархии начала девяностых может привести к огромным потокам беженцев и усилению транснациональных экстремистских группировок, таких как «ИГ-Хорасан» и «Аль-Каеда».
Россия, которая хорошо помнит итоги советской оккупации Афганистана в восьмидесятые годы, не горит желанием брать на себя ответственность за безопасность внутри Афганистана. На данный момент Москва сотрудничает с Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном в деле обеспечения безопасности их границ с Афганистаном, стремясь оградить себя от распространения нестабильности. Китайские официальные лица говорили о возможности отправки миротворческих сил в Афганистан сразу после ухода США, но в Пекине также не испытывают особого желания вмешиваться в вооруженный конфликт.
Разумеется, более масштабный конфликт может вынудить Россию и Китай пойти на сближение с Соединенными Штатами в попытке предотвратить распространение афганских проблем за пределы страны. Однако, после ликвидации Усамы бен-Ладена США все меньше заботят эти проблемы. Вашингтон объявил, что продолжит оказывать краткосрочную воздушную поддержку афганским правительственным войскам, столкнувшимся с активным наступлением талибов летом 2021 года. Однако, едва ли Белый дом захочет возвращаться в афганскую трясину, во всяком случае, до тех пор, пока Афганистан не устроит еще одну катастрофу вроде 11 сентября.
Таким образом, вывод американского контингента повышает ставки как для Пекина, так и для Москвы. Китай и Россия долгое время придерживались двойственного подхода: одновременно осуждали военное вмешательство США в Афганистан и упрекали американцев в том, что они не смогли стабилизировать ситуацию в этой стране. В последние годы призывы к уходу США становились только громче. Теперь, когда они уйдут навсегда, Пекин и Москва столкнутся с настоящим испытанием.
Хватит ли у них влияния, чтобы контролировать переходный процесс, сдерживать проявления насилия и успокаивать встревоженных соседей Афганистана? Весь регион узнает это в ближайшем будущем.