ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Трудовая миграция в COVID-эпоху — чего ждать гастарбайтерам?

Трудовая миграция в COVID-эпоху — чего ждать гастарбайтерам?


23-11-2020, 10:16. Разместил: Иван1234567

 

 Трудовая миграция в COVID-эпоху — чего ждать гастарбайтерам?

Граница стала «новым видом предпринимательства», а действия властей не всегда согласованы.

Трудовые мигранты в пандемию стали серьезным фактором риска на постсоветской территории, считают участники заседания экспертного клуба «Мир Евразии». Просто у них в большинстве нет ресурсов для соблюдения карантина. При этом на границах начался настоящий «миграционный кризис» — многие не могут вернуться домой.

 

Трудовые мигранты страдают больше всех

Ирина Черных, профессор Казахстанско-Немецкого университета, подчеркнула, что самой уязвимой группой в пандемию оказались трудовые мигранты. Это признали исследователи и международные организации.

Хотя Черных считает, что в ситуации есть и свой позитив. В первую очередь «мигранты стали видимым сообществом, и для постсоветского пространства в том числе». На них стали обращать больше внимания как государство, так и общество. Хотя, конечно, больше рассматривают как серьезный фактор риска с точки зрения роста заболеваемости. Черных объясняет это тем, что сложные социальные условия и отсутствие ресурсов не позволяют им эффективно соблюдать карантин.

— Для Казахстана это особенно важно, так как в условиях пандемии мы столкнулись с нехваткой рабочих рук трудящихся мигрантов, особенно строительных специальностей. Сегодня много информации о том, что на строительство, которое разворачивается в Туркестанской области, не могут набрать рабочих, — сказала она.

Черных рассказала, что хотя южные регионы страны густо заселены и там высокий уровень безработицы, профессиональных местных кадров недостаточно.

— Возможно, у них более высокие запросы на заработную плату, или они менее качественно работают. Границы закрыты, проблемы строительства социальных объектов, жилого фонда связаны с нехваткой рук трудовых мигрантов из сопредельных регионов. Думаю, это серьезные аргументы для подвижек в плане разработки необходимых концептуальных документов, — сказала она.

 

Граница стала новым видом бизнеса

Кроме того, начался настоящий «миграционный кризис». То есть на границах скопилось множество людей, которые не могут вернуться домой. В результате граница стала «новым видом предпринимательства».

Черных привела пример, о котором даже рассказывали масс-медиа. Летом группа россиян хотела вернуться домой из Таджикистана (где они гостили) через территорию Казахстана. Но оказалось все не так просто и не так дешево.

— Что интересно, когда им был открыт транзитный коридор, согласованы вопросы с компетентными службами по поводу того, что люди могут проехать на личном транспорте, казахстанские власти выдвинули стоимость проезда 1500 долларов за каждый автомобиль.

Возникает вопрос: за что такая плата? Неужели в этой критически сложной для людей ситуации, когда у них практически закончились деньги, нельзя было организовать транзит с минимальными затратами? Узбекистан при этом разрешил проехать через свою территорию каждому автомобилю за 40 долларов. В такие моменты должна проявляться солидарность между людьми, а властные структуры могли бы прийти на помощь, — сказала Черных.

Кроме того, в аэропортах установили лаборатории по проведению тестов на коронавирус, на наличие антител. Понятно, что все услуги платные. Также встал вопрос, насколько эффективна работа посольств членов ЕАЭС. По ее утверждению, люди зачастую не могут найти конкретную информацию о въезде.

— Они имеют рабочие визы, приезжают по долгосрочным контрактам. Им говорят: «Сделайте нам письменный запрос, мы вам ответим». Но зачастую люди едут надолго, им надо вывозить вещи. А это возможно при сухопутном пересечении границы. Но в посольствах говорят, что такой вариант невозможен. То есть нет четкого алгоритма, в каких ситуациях человек может пересечь границу. Полная неопределенность, — подчеркнула Черных.

 

Почему мы не можем лететь транзитом?

Также эксперт задалась вопросом, почему на территорию России казахстанцы могут попасть только прямыми рейсами, которых ничтожно мало и на которые дешевые билеты раскуплены, а не транзитными?

— Турция, например, открыла транзитный коридор. Почему мы не можем лететь даже через Кыргызстан, через аэропорт «Манас»? Через страну, которая является членом ЕАЭС? По несогласованности позиций возникает много вопросов, — отметила она.

Достаточно остро встал вопрос об оказании медицинской помощи мигрантам, которые не смогли покинуть Казахстан и выехать на родину. Но уже есть опыт, наработанный международными организациями.

— Несколько лет назад в Казахстане и по всей Центральной Азии была программа HOPE («Надежда»), направленная на выявление трудящихся мигрантов, болеющих туберкулезом. Абсолютно бесплатно они могли проходить обследование, получать лечение и даже быть транспортированными в свою страну для продолжения лечения. Механизмы разработаны. Есть специальные службы, врачи, НПО, которые работали в подобных ситуациях. Этот опыт может быть имплементирован для оказания медицинских услуг мигрантам, заболевшим CОVID-19, — заявила Черных.

 

На сезонные работы к нам приезжали почти миллион человек только из Узбекистана

Саидикрам Ниязходжаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Узбекистан, поделился статистикой трудовой миграции.

В Казахстане сейчас действует квота на иностранную рабочую силу. В 2019 году примерно 49 тыс. человек, в 2020 — около 23 тыс. После Китая и Турции Узбекистан на третьем месте по количеству трудовых мигрантов в Казахстане. Но это те граждане, которые работают на постоянной основе. А на сезонные работы, по подсчетам узбекского посольства, ежегодно в Казахстан приезжали около 800 тыс. человек

— В основном работодатели пользовались статьей в законе, которая предусматривает разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в семьи, где пять и более человек. Но трудились люди на других объектах. Естественно, когда идет проверка со стороны соответствующих структур, выясняется, что граждане Узбекистана нарушают законодательство Казахстана. Ведь они должны трудиться там, где зарегистрированы, и на тех работах, которые прописаны, — посетовал он.

Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений, рассказал о проблеме выезда казахстанцев, обучающихся в российских вузах — более 70 тыс. студентов. Единственным видом транспорта сейчас является авиационный, но билеты распроданы. Правда, ситуация сейчас изменилась.

— До недавнего времени занятия в российских школах и университетах были очными, в то время как с марта в Казахстане все перешли на дистанционный формат обучения. Но все чаще российские школы и вузы переходят на дистанционку. Поэтому нашим студентам выезжать вроде как и смысла теперь нет. Долгие годы в вузовском сообществе мы говорили о переходе на дистанционный режим, но пришла пандемия – хватило месяца-двух, чтобы это случилось, — отметил он.

Гульмира Илеуова, президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия», заявила, что по результатам двух больших опросов больше всего рост заболеваемости у нас в приграничных территориях. Это Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская и Атырауская области.


Вернуться назад