ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Преодоление кризисов. Византийский опыт.

Преодоление кризисов. Византийский опыт.


22-02-2011, 09:29. Разместил: VP

Преодоление кризисов.


Византийский опыт.

 

 

 История, как правило, не замечает преодоленных кризисов. А что их замечать? Выжили, значит,  болезнь была нестрашной. Но мы имеем практически чистый исторический опыт: преодоление кризиса II – IV веков Римской империей. Точнее восточной её частью. Развитие кризиса VII –X веков на  Западе и Востоке. А также интересные последствия кризисов.

 

Пролог. Корни  кризиса. Римская империя.


По окончании напряженных Пунических войн  нарождающаяся империя получила долгожданный покой и обрела статус «супердержавы». А, кроме того, достаточно большое количество безземельных ветеранов и нуворишей, прибравших земли этих самых ветеранов, пока последние с оружием в руках добывали славу и богатство Риму. Нельзя сказать, что Сенат не понимал несправедливости и угроз в создавшемся положении. Гракхи пытались законодательно изменить создавшееся положение, но итого известен: не смотря на все старания, мелкие хозяйства были заменены крупным землевладением.

 

А случилось следующее. Римские безземельные  граждане – ветераны не желали идти в наем. Как же, рожденные свободными герои войны и вдруг получили статус пролетариев – наемных рабочий без собственности. В итоге земли вокруг Рима были сконцентрированы в руках ограниченного числа ловкачей из числа патрициев. Но ветеранов надо кормить, не то они могут легко вспомнить как держать оружие.  Это обстоятельство послужило поводом к раздаче «пособий по безработице» жителям Рима. Граждан надо как-то занимать и развлекать. Так появились гладиаторские бои и прочие гонки на колесницах.

 

Вторым фактором кризиса стали вынужденные высокие налоги, для пополнения госбюджета. Крестьянские общины, в результате высоких налогов, начали разоряться, безработные голодранцы начали пополнять наиболее крупные города. Оставшиеся крестьяне начинали искать помощи у влиятельных лиц, что вылилось в институт патроната. Покровительство охотно оказывалось, но взамен на отчуждение земли и потерю части независимости крестьянской общины.  Конечно, производительность в крупных хозяйствах выше, но и сбор налогов намного сложнее. На то патрон и являлся патроном, чтоб употребить свое влияние себе же во благо. Кстати, подобный принцип землевладения становится господствующим во всей средневековой Европе. Что надо отметить и запомнить.

 

Эта система полностью упразднила крестьянскую общину после падения Рима, присущую германским и франкским племенам – германскую марку.

 

Интересная деталь. В последствии на Западе видели несправедливость и опасность разорения крестьянской общины в угоду крупного землевладения.

 

Каролинги (династия франкских королей) пыталась с этому препятствовать, но с сомнительным успехом. На Западе был закон, согласно которому, если  по истечении 40 лет пользования земельный надел переходил во владение тому, кто им пользовался. Это послужило инструментом концентрации земель в руках новой феодальной олигархии.

 

Вернемся к Риму. Вторым итогом пунических войн  явился кризис отцов и детей. Дело в том, что нравы в «старом» Риме были очень строгими. Считалось предосудительным излишества в одежде, еде и распущенность нравов.

 

К примеру. Не безызвестный цензор Катон, выражение которого «Карфаген должен быть разрушен» мы до сих пор повторяем как пословицу, лишил должности сенатора, который в присутствии дочери поцеловал её мать. Но аскетизму пришел конец.

 

. Нувориши и их дети, как это обычно и бывает, пытались всячески показать свое полученное превосходство, что приводило (по Алексу) к непродуктивному использованию имеющегося, хоть и обширного, но ограниченного ресурса «частным сектором» и чрезмерными государственными расходами.

 

   Итог; высокие государственные расходы, обесценивание денег, пустующие земли, крупные землевладения на которых работали полузависимые рабы-колоны или переселенцы из провинций. Организационную форму это явление приобрело в постройке римских вилл и социальной организации являющейся прообразом феодальных владений средневековой Европы.

 

Итак. В очень общих чертах зафиксируем ситуацию в римской империи в период её упадка.

  1. Упадок сельского хозяйства (основного источника ресурсов того времени), выразившейся с одной стороны, укрупнением хозяйствования вокруг вилл и одновременное запустение земель.
  2. Завышенные непродуктивные государственные расходы на содержание римских бездельников и непродуктивные расходы на ублажение прихотей римской аристократии.  

 

 

Кризис. Драма.


Общие черты востока и запада . Стартовые условия.

 

Империя на то и империя, она унифицирует хозяйственный, политический и общественный организм.

 

Можно ли говорить, что кризис в разной степени коснулся разных римских провинций?

 

Разумеется, да. Хотя и язвы государства были общими. Но степень поражения различна.

 

Везде, где был Рим можно найти развалины миниколизеев, везде в той или иной степени можно обнаружить укрупнение сельскохозяйственных землевладений

 

Общее административное государственной устройство. Даже государственный язык до VII века в восточной римской империи латынь. Общая система землепользования, система образования, Рим соединил империю дорогами, оснастил банями, школами, судами. Защитил новых подданных легионами.

 

одинаковая религия ( на период упадкпа империи  - это христианство), даже. Самоиндетентификация везде одна – римские граждане – ромеи.

 

Внешнеполитические условия одинаковы. Обе части переживали на момент распада сильное давление германских народов на рейнские и дунайские границы. В начале V века готы впервые овладели Римом, и в Константинополе очень сильна партия готов, которая пользуясь слабостью малолетнего императора практически управляет им.

 

Продолжаю аналогии: устройство армии аналогичное.


Очень сильно напоминает то, что планирует организовать наша власть, разрешив иностранцам «за гражданство» служить в русской армии.

 

Пример: На границах обеих частей существуют так называемые федераты. Федераты, это варварские племена несколько романизированные, нанимаемые центральной властью для воинских надобностей. Периодически федераты, не получив обещанных или желаемых  денег, иногда вынуждено (вооруженные мужики требуют денег), иногда в силу амбиций, начинают безобразить. Например, Одоакр полез в Италию и основал свое королевство. Потом его пришлось оттуда выковыривать при помощи других федератов-варваров. Ну, наш Кавказ один в один.

 

Различия Востока и Запада:


Культурные различия. Галлия, Германия и Испания в своем культурном потенциале не сопоставимы с Грецией, Палестиной и Египтом. Эта часть империи смогла в момент культурного разрыва  разумно воспользоваться своим культурным и историческим прошлым.

 

В восточной части еще сохранялись общинные землевладения. Степень распутства и излишеств востоку была присуща в меньшей степени.

 восточной части еще сохранялись общинные землевладения.

 

Еще в западной части ересей было меньше. Но на Востоке накал и глубина веры не сопоставимы с Западом. Византийский (восточноримский) восток дает к этому времени великих учителей монастырской жизни, Фиванская и Сирийские пустыни - почти один сплошной монастырь! При таком накале веры я с трудом представляю власть, аналогичную западной римской власти, которые после завоевания Рима вестготами обсуждали что? Вопрос укрепления городских стен? Найма очередных федератов или введения всеобщей воинской повинности (что сделали византийцы при нашествии арабов или те же латиняне времен пунических войн)? Нет. Сенат обсуждает возобновление гладиаторских боев!

 

Возвращаемся в нашим двум половинкам Римской империи. Нельзя говорить, что восток сохранился благодаря выдающимся талантам императоров. После Константина и Феодосия I сильных императоров нет. Хотя последние все-таки еще римские, а не византийские императоры. Так вот, Первые византийские императоры (начиная с Феодосия II) очень слабые императоры.

 

У первого византийского (восточноримского) императора Феодосия II, всеми делами управляет его сестра - принцесса Пульхерья. И вот тут мы подбираемся к основному отличию, которое просто бросается в глаза. Весь римский восток, включая принцессу Пульхерью и Феодосия просто горит православной верой.

 

Пульхерья ведет очень скромный, почти монастырский образ жизни.

 

Еще пример: в Македонии случились гражданские безпорядки и Феодосий I достаточно жестко подавил их. Пострадали и правые и виноватые. Кстати, об общих язвах. безпорядки начались из за того, что был «арестован» один из фаворитов гонок на колесницах, а народ не хотел пропускать зрелища, поэтому начал бузить.

 

 После этого «заурядного» для императоров  случая, Феодосий был на 8 месяцев отлучен от церкви св. Амвросием. И был прощен только после издания указа, что всякий осужденный на казнь может быть казнен только после истечение 30 дневного срока. Это к тому, что авторитет церкви у Феодосия был вызван не только политической симпатией или расчетом.

 

Нахожу только одну существенную разницу между Востоком и западом – это глубина и накал веры, влияющей на моральные принципы жизни всего общество. Обилие ересей на Востоке только иллюстрирует накал этой веры.

 

Итак. Стареющий античный Рим создал два суперэтноса, впитавших в разной степени традиции старой римской империи, впитавших по своему усмотрению и душевным наклонностям. Интересно посмотреть, во что эти наклонности вылились в юности нового христианского мира на западе и на востоке.

 

Кризис, как неотъемлемая часть развития.

 

Западные летописи, законодательства и частные акты открывают одно замечательное явление ранней средневековой жизни, которое одинаково повторяется во всех слоях общества. Более слабые в экономическом отношении, дабы избежать разного рода житейских невзгод, поголовно стремятся отыскать себе защитника в лице богатого и сильного соседа. (Римский патронат на новом витке развития) . Это весьма распространенный акт коммендации, которым лица низших сословий и состояний принимали на себя добровольную зависимость. Одни вступали в зависимость к королю, другие – к частным лицам.

 

Таково всеобщее явление, происхождение и последствия которого в высшей степени важны для всей истории западного развития.

 

В хозяйственном укладе это выразилось тем, что большинство крестьян или подались в крепостные к помещику-сеньору, или стали батраками у более зажиточных крестьян. Таким образом крестьянская община (германская марка) на западе прекратила свое существование. Что из этого последовало?

 

 Развилось классическое феодальное общество, при котором дворянин мог давать вассальную клятву как королю, так и любому частному лицу, причем

одновременно быть зависим как от одного, так и от другого. В этой ситуации, служа двум господам, вассал одному радел, а к другому относился прохладно.

 

Последним мог стать и король. Это обстоятельство  ослабляло власть короля, а где слабая власть, там слабая собираемость налогов. А без ресурса власть хиреет и чахнет. Каролинги пытались защитить слабых против сильных, запрещали «графам, викариям и судьям скупать имущество бедных под обманным предлогом, тем более отнимать насильно и похищать его»; высказывали желание, чтобы «графы не понуждали свободных людей к рабскому труду»; объявляли недействительными кабальные записи, по которым свободные люди отдавали себя в коммендацию. Но императорские предписания не достигали цели. Итог известен, арабская конница завоевала Испанию и была остановлена Карлом Мартелом под Пуатье. Но для этого ему пришлось конфисковать большую часть церковных земель. Не простое  и не популярное решение.

 

Византия. Византия смогла справиться с арабским нашествием без таких радикальных методов. Причем воюя на два фронта: на юге арабы, на севере славяне.

 

Интересно отношение византийских императоров к аналогичным внутренним проблемам хозяйствования – разорению общин и ослаблением управляемостью государством . Выдержка из Василия II. : «Немало были мы обременяемы жалобами бедных по поводу 40‑летней давности и, много раз путешествуя и проходя области царства нашего, собственными глазами видели совершающиеся ежедневно в отношении к ним обиды. Разве не может властитель, обидевший бедного, долгое время пользоваться своей силой и благосостоянием, а потом еще передать то и другое своим наследникам? Что же может в таком случае помочь бедному время? Разве не возможен такой случай, что патрикий, магистр или военный чин, обогатившийся на счет бедного, будет иметь своими потомками тоже властителей, иногда находящихся в родстве с царями и поддерживающих в продолжение 70 или 100 лет силу своего рода и свое благосостояние? Не должны ли мы сами вступиться, обуздать сильных, поддержать бедных в принадлежащих им правах, которые у них злым образом бывают отнимаемы или же похищаемы обманом? Когда богатые властители посредством покупки вторгаются в сельские общины, и когда потом их наследники вместе с имением в продолжение нескольких поколений получают по наследству силу и влияние своих предков, то, конечно, бедному нет возможности возбудить иск о возвращении отнятого у него насилием или обманом».

 

Вот преамбула к византийскому закону, характеризующая отношение власти к процессам создания земельных латифундий за счет общинных земель. 

«Есть люди, которые, отрицаясь от своей духовной природы и Создателя, заботятся только о земных благах и временном благополучии. От таких людей, с жадностью гоняющихся за богатством и подверженных страсти стяжания, происходят все бедствия отсюда всякие замешательства, отсюда все несправедливости, отсюда великие и долгие страдания и стоны бедных. Но за бедных стоит сам Господь, говоря в Писании: ради мучения бедных и воздыхания убогих Я восстану. Если же сам Бог, возведший нас на царство, восстает на отмщение убогих, то как можем мы пренебречь своим долгом, когда именно от одних очей царских бедняк ждет себе здесь утешения. Ради того, имея намерение поправить, что было недавно совершено или дерзко предпринято против отдельных лиц, мы издаем настоящий закон, который послужит к устранению и искоренению ненасытной страсти любостяжания так, чтобы отныне уже никто не был лишаем своего, и чтобы бедный не испытывал преобладания сильных»

 

 Это позволило императорской власти сохранить управляемость государством, иметь основу для экономической состоятельности и, тем самым, противостоять арабской угрозе. Причем ведя войну на два фронта. С юга арабы, а с севера славяне. Чего не было на западе.

 

Не стоит думать, что история развития  Востока и Запада сводится к тому, что Василий II смог, а Каролинги не смогли противостоять разного рода средневековым дерипаскам и Прохоровым. Здесь различие в мироощущении народов запада и востока.  Один просвещенный грек после захвата крестоносцами Константинополя писал:

 

«Нам не след теперь предаваться унынию, будем стремиться к добродетели и украшать себя образованностью. Тогда мы по сущности и справедливости будем властвовать над нашими повелителями. Захватив крепости и замки, они думают повелевать посредством насилия, отнимая у нас имущества и лишая жизни. Но такая власть ненадежна и непрочна, ибо не оправдывается ни природными, ни благоприобретенными свойствами. Никто же не скажет, что львы, леопарды или волки властвуют над людьми, хотя они когтями и зубами достигают того же, что и наши победители. И никогда не удастся им вполне господствовать над нами, хотя бы они присвоили себе все наши стяжания, хотя бы оставили нас нагими или коснулись бы самой плоти нашей»{3}.

 

 

Выводы. Нравственные принципы, лежащие  в основе западной и восточной культур (а мы все-таки наследники византийской традиции) повлияли и на весь ход истории. Определенные ограничения нравственности запада привели:

  1. К ослаблению государства. Новой Западной римской империи так и не случилось. Священная римская империя германского народа была наспех сколочена и просуществовала недолго, в отличии от Византии, просуществовавшей 1100 лет (мировой рекорд империй).
  2. имея более выгодное стратегическое положение, защищенное от внешних врагов, не стало залогом процветания. Запад постоянно воевал сам с собой.
  3. Имея определенную «привычку» к отъёму чужой собственности у соотечественников, запад уже с легкой совестью перенес этот навык и на соседние народы. Начав экспансию в виде крестовых походов на сарацин, легко разграбил братский христианский  Константинополь. Далее, Америка. Индия, весь мир, где им не смогли дать по сопатке.
  4. Если Восток всячески боролся даже с зачатками олигархии, то запад – это история развития олигархий. Вначале рыцарские замки и сеньорат, затем банковские дома и финансовая аристократия. Вся эта вакханалия сопровождалась всеми ужасами кризисных времен.

 

Эпилог.


 Византия пала, когда не смогла следовать своим принципам: защита православия и борьба с олигархией. Запад же  в своем развитии явил потрясающие образчики безчеловечности в отношении к собственному народу (например, английский закон о бродяжничестве), постоянной экспансии на новые цивилизации от уничтожения индейцев до современности, о которой и так много здесь написано.

 

Эти вопиющие образчики  мы не видим только благодаря тому, что живем и учимся большей частью по книгам, западом же и написанные. А существующее положение вещей находим единственным органическим, хотя порой и не справедливым.


Вернуться назад