ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Мир рискует остаться без нефти

Мир рискует остаться без нефти


1-02-2011, 08:29. Разместил: VP

Египтяне волнуются, фондовые рынки падают, цены на нефть растут. Мировое сообщество тревожно шарит глазами по глобусу, пытаясь предугадать, куда теперь ударит волна народного бунта. Если революционная чума перекинется на Ближний Восток, ослабленной кризисом планете придется вспомнить, что такое по-настоящему дорогая нефть. И вряд ли эти воспоминания окажутся приятными.

 

В понедельник стоимость "черного золота" все-таки пробила психологическую планку в $100 за баррель, к которой настойчиво подбиралась с начала года. Во второй половине дня мартовские фьючерсы на нефть марки Brent заключались по $100,05 за баррель. Правда, удержаться на завоеванных позициях в этот раз не удалось: цены откатились назад, но ближе к вечеру вновь начали карабкаться на вожделенную вершину. Так, на электронных торгах в Нью-Йорке спотовая цена на Brent к 19:23 мск повысилась на 0,7% - до $99,28 за баррель. Стоимость мартовских фьючерсов на американскую легкую нефть марки WTI выросла на 1% - до $90,22 за баррель.

 

Под влиянием бурного развития событий в Тунисе и Египте участники рынка не обращают ни малейшего внимания на серьезные экономические факторы, противоречащие нынешнему росту, отмечают специалисты Высшей школы экономики. Так, трейдеры проигнорировали отчет Министерства энергетики США о запасах топлива в стране, которые растут вторую неделю подряд, все больше и больше отрываясь от верхней границы комфортного уровня для этого времени года. Не смутило игроков и падение ВВП Великобритании - первое падение квартального ВВП крупной мировой экономики за последний год.

 

Так что никаких фундаментальных причин для нынешнего нефтяного ралли не существует. Реальный спрос на нефть и нефтепродукты сокращается уже несколько недель, по оценке генерального секретаря ОПЕК Абдаллы аль-Бадри, сейчас он даже ниже, чем в прошлом году. А поведение рынка объясняется известной русской пословицей: у страха глаза велики.

 

Трейдеры превентивно паникуют, опасаясь гипотетического закрытия Суэцкого канала в случае эскалации египетского конфликта. Через эту важнейшую мировую транспортную артерию в среднем ежедневно проходят 45-50 судов, и в их числе нефтяные танкеры с ближневосточной нефтью. Особенно чувствительна к работе Суэца Европа: по нему она получает порядка 1 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки, экспортируя в обратном направлении свои высокотехнологичные товары.

 

Однако и для самого Египта рукотворный пролив, соединяющий Средиземное и Красное моря, является одним из ключевых источников пополнения бюджета. Сборы за проход судов через канал приносят порядка $5 млрд в год. В ситуации, когда жизненно важная для страны туристическая отрасль уже ощутимо пострадала в результате беспорядков, лишится еще и этой статьи доходов будет смертоубийственно. Все, кто претендует на власть в Египте, значение канала прекрасно понимают и, скорее всего, приложат максимум усилий для того, чтобы народный гнев не выплеснулся на его берега.

 

Но у трейдеров есть и еще один повод для беспокойства - возможное распространение политической нестабильности на соседние государства и, в первую очередь, Саудовскую Аравию. Долгие годы она удерживала пальму первенства в поставках нефти на мировой рынок. В кризисные годы вперед вырвалась Россия. Но на долю Саудовской Аравии по-прежнему приходится значительный объем добычи черного золота. Впрочем, ОПЕК уже пообещал увеличить добычу нефти в случае необходимости. Как сообщил Dow Jones со ссылкой на Абдаллу аль-Бадри, в случае потери поставок, идущих через Египет, возникнет реальная нехватка сырья, и тогда картелю придется действовать. Но пока такой надобности он не видит.


Вернуться назад