ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Авторизация капитала

Авторизация капитала


17-02-2009, 14:10. Разместил: VP

- Сегодня одна из самых горячих тем в России - остановится ли девальвация рубля и можно ли ее остановить, одновременно увеличивая ликвидность банковской системы. Как вы смотрите на эту развилку?

- Несмотря на то что Россия с точки зрения долговой нагрузки находится далеко не в худшей ситуации, ваша страна очень чувствительна к спекуляциям. Даже если сейчас ситуация хоть как-то стабилизировалась, новый взрыв спекуляции [против рубля] может произойти в любой момент в течение следующих двух-трех месяцев.

 

Ключевым моментом здесь будет рынок американских казначейских бумаг. Сегодня он находится в состоянии пузыря, и это подстегивает спекуляции в пользу доллара. Но в ближайшее время ситуация изменится. Дефицит бюджета США в этом году может достичь 9-10 процентов ВВП, а объем эмиссии краткосрочных облигаций казначейства - 1,7-1,9 триллиона долларов. Сегодня все задаются вопросом, кто купит такое огромное количество облигаций и как будет развиваться этот рынок. К концу весны - началу лета мы можем ожидать, что доверие к ликвидности доллара резко упадет, но неизвестно, увидим ли мы бегство от доллара или, наоборот, рост спроса на него. Экономические теории здесь ничего не могут предсказать. Единственное, что мы можем сказать, - ожидания резко изменятся.

 

Серьезные проблемы и у ряда стран зоны евро. В Испании уровень безработицы уже составляет 13 процентов и достигнет 16-17 процентов к концу нынешнего года. Дефицит испанского бюджета - 10 процентов ВВП, дефицит текущего счета платежного баланса - 9 процентов ВВП. Если исходить из экономических соображений, им нужно выходить из еврозоны. Но если Испания выйдет, за ней могут последовать Греция и Италия. Если Италия, Греция и Испания выйдут из еврозоны, она фактически превратится в зону немецкой марки, евро усилится, что будет разрушительно для самой Германии. Это может стать новой причиной нестабильности на валютном рынке.

 

Таким образом, есть несколько очагов значительной неопределенности на глобальном валютном рынке на протяжении следующих 18 месяцев.

 

- Что делать нам, чтобы отвязаться от этих спекуляций и позволить себе насыщать ликвидностью наш денежный рынок?

 

- Россия может кое-что предпринять. Если Россия готова вернуться к системе государственного регулирования валютного рынка, это может помочь избежать спекуляции. Как, например, сейчас защищен от спекуляции Китай, как была защищена Франция на протяжении нескольких десятилетий. Эта мера может и должна вводиться не навсегда, а временно, чтобы продержаться в кризис, но это должно быть сделано быстро. Иначе давление на валютные резервы будет расти.

 

- Какими могут быть формы валютного контроля?

 

- Можно ввести авторизацию на любое передвижение капитала из российских компаний, которые собираются инвестировать за рубеж, и для иностранных компаний, делающих инвестиции в российские компании. Необходимо давать авторизацию только на реальные инвестиции, а другие передвижения капитала ограничивать, вводя высокие штрафы, например 50 процентов от суммы операции. Подобный режим действовал в Чили в 1996-1997 годах. Он оградил Чили от спекулятивной валютной атаки, тогда как Бразилия, не вводившая контроль, пережила тяжелый финансовый кризис и не избежала девальвации реала. После кризиса чилийские власти отменили капитальный контроль за ненадобностью.

 

- Какова ваша оценка ситуации в нашей банковской системе?

 

- Все сегодня мечутся между двумя идеями: то ли выкупать плохие долги, то ли докапитализировать банки за счет государственного участия. Американские власти решали, то ли выкупать плохие активы у банков («план Полсона»), то ли национализировать банки (по британскому образцу). Сейчас они возвращаются к идее выкупа плохих активов. Но вопрос, по какой цене их выкупать, остался. Проблема в том, что никто не может сказать сейчас, какова же реальная стоимость этих активов. Если вы платите столько, сколько просят банки-продавцы, вы можете и переплатить. Если же сейчас вы можете заплатить только 10 процентов номинальной стоимости актива, то может оказаться, что вы деинвестировали банк.

Я считаю, что единственное решение - национализировать часть банковской системы. Поступить так, как поступило шведское правительство в 1980-е годы, во время тяжелого банковского кризиса, - оно национализировало банковскую систему, затем реструктурировало ее и реприватизировало.

 

То, что сейчас делают с банками во Франции, - глупо. Правительство дает деньги банкам без какого-либо контроля за ними.

 

В России ситуация такова, что количество банков, которые испытывают затруднения, уменьшилось по сравнению с ситуацией осени прошлого года. Может быть, нужно реструктурировать банки, возможно, объединить некоторые из них. Но в России есть другая, специфическая проблема: здесь нет [единого емкого] межбанковского рынка в том виде, в каком он существует в еврозоне или в США. Любой межбанковский рынок основывается на рынке гособлигаций. Но по понятным причинам в России пока нет достаточного рынка гособлигаций: во-первых, сказывается страх перед масштабной эмиссией госбумаг после дефолта 1998 года, и во-вторых, потому, что правительство последние годы было в профиците. Но, мне кажется, сегодня это надо сделать - создать емкий рынок если не государственных, то гарантируемых государством облигаций, которые будут использоваться в качестве залогов для раскручивания межбанковского рынка, а за ним и всей банковской системы.

 

Это можно осуществить разными способами. Один из них - обязать банки держать определенную долю своих активов в государственных облигациях. Я считаю, что банки должны держать как минимум 10 процентов своих активов в гособлигациях. Во Франции минимальная доля активов в гособлигациях была 25 процентов. Не имеет смысла сразу вводить долю 25 процентов, можно сделать сначала 5, потом 10, 15 процентов. При этом, я повторяю, банки могут использовать эти облигации для краткосрочного привлечения ликвидности.

 

Еще одна проблема в том, что в России слишком много внимания уделено крупным банкам. В определенной степени это нормально, но небольшие региональные банки были абсолютно забыты. Тем не менее именно маленькие региональные банки обычно лучше знают российское предпринимательство, лучше знают, в какой бизнес стоит вкладывать деньги, а в какой нет. Но они лишены доступа к ликвидности. Поэтому единый межбанковский рынок должен быть распространен и на региональные банки, что поможет возобновить экономическую активность в регионах.


Вернуться назад