ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Призрачно всё…

Призрачно всё…


2-05-2019, 13:33. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Призрачно всё…

Эту историю рассказал мне мой приятель, долгое время проработавший в банках и прекрасно знающий, как функционирует весь этот механизм, и связанные с его работой риски. Стоит отметить, что он – большой любитель различных современных технологий и активно пользуется для расчетов даже не столько пластиковыми картами, сколько смартфоном и установленными на нем платежными приложениями.

До недавнего времени всё у него функционировало нормально, и каких-то особых сложностей не возникало. Однако, во время нашей последней встречи он рассказал о том, что у него возникла проблема. С его счета непонятно кто начал списывать какие-то суммы. Они небольшие, скажем, 36, 57, 28 рублей и тому подобное, но эти списания пошли довольно регулярно, тогда как он их совершенно точно не делал.

Он обратил на них внимание просто потому, что в последние пару недель практически ничего не оплачивал, и появление этих списаний естественно вызвало у него вопросы. Он проверил свой телефон, не подцепил ли он случайно какую-то заразу, начавшую этот процесс. Всё оказалось чисто, но списания продолжились. Он сходил в кофейню, где обычно обедает, и поинтересовался там у ребят, не обновляли ли они в последние дни свое программное обеспечение. Заразу могли занести там. Его уверили, что ничего нового не ставили. Всё такие же копеечные списания продолжались.

Тогда он подумал, что злоумышленники работают исходя из некоей усредненной суммы чека, но потом отбросил эту мысль из-за того, что суммы были слишком маленькими и скорее соответствовали неким усредненным списаниям банковских комиссий.

Ситуация напоминала вполне классическое мошенничество, которое на Западе обычно называют «резкой салями» (salami slicing). Она представляет собой списание мошенниками с банковских счетов клиентов не всего остатка или значительной его части, а многократное списание мелких сумм, на которые клиенты могут не обращать внимание довольно длительное время, считая, что это некие банковские комиссии. Подобного рода мошенничеством промышляли, в частности, и некоторые сотрудники банков.

Осознавая серьезность ситуации, он пошел в свой банк и подал заявление о происходящих событиях, подробно описав их. В банке к этому отнеслись крайне серьезно, пообещав взять на контроль и отслеживать возникшую ситуацию. Стоит отметить, что банки всегда серьезно воспринимают такие жалобы, ведь они вполне справедливо считают, что это обворовывают не столько их клиентов, сколько их самих. Одновременно приятель снизил остаток на своем счете до такой суммы, которую было не столь жаль потерять ради благого дела – поимки злоумышленника.

После этого уже в более спокойной обстановке наш герой начал внимательно изучать историю неправомерных списаний. Поскольку платежей было немного, выяснилось, что эти списания начались вскоре после того, как он побывал в крупном торговом центре, находящемся недалеко от его дома. Там он купил какую-то мелочь и расплатился с помощью мобильного приложения. После этого всё и началось.

Стало понятно, в какую сторону копать дальше. В результате выяснилось, что все списания делались в одном и том же торговом центре, хотя и в разных торговых точках. Вот оно! Противник локализован. Теперь можно его брать.

Пока шел анализ, из очередной торговой точки того же торгового центра пришла информация о новом списании. Поскольку приятель был в это время совершено в другом месте, стало окончательно очевидно, что у него кто-то самым наглым образом списывает деньги со счета. Надо было уже не ждать, а действовать. Он бросил всё и, не дожидаясь, когда у него спишут всё под ноль, помчался в свой банк, написал новое заявление и попросил заблокировать старую карту и перевыпустить ему новую. В общем, он действовал именно так, как и следует действовать в подобной ситуации.

В этой истории остался лишь один вопрос, который наверняка мучает читателя: удалось ли отловить злоумышленника? Удалось, но… В итоге злоумышленник оказался совсем не злоумышленником, а списания со счета были вполне правомерными. Как мы помним, торговый центр находился недалеко от дома главного героя этой истории. К банковскому счету приятеля была прилинкована (привязана к счету) не только его собственная карта, но и мобильное платежное приложение на телефоне его сына. И это именно его сын, хотя раньше он этого и не делал, начал покупать в разных лавочках этого торгового центра всякую мелочь, используя самые современные технологии.

До этого, когда его сын просто рассчитывался своей пластиковой картой, подобных проблем не возникало, и он тоже был удивлен, что приложение оказалось прилинковано не к его счету, а счету отца. В результате, когда причины непонятных списаний были выяснены, приятелю пришлось вновь ехать в банк, отзывать свои претензии и каяться в постигшей его ереси.

Мораль этой истории чрезвычайно проста. Можно быть «продвинутым» знатоком различных современных технологий, но далеко не всегда стоит полностью полагаться только на свои знания и опыт. Проблема в итоге может вообще не быть таковой, надо лишь чаще общаться со своими близкими, и тогда можно узнать для себя много интересного.

 


Вернуться назад