ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Эрозия почты

Эрозия почты


23-06-2010, 11:05. Разместил: VP

Миллиардные инвестиции, которые "Почта России" требует из госбюджета, в который раз могут раствориться в мутных потоках этой системы. Рассчитывать на иной сценарий невозможно до тех пор, пока предприятие не будет преобразовано из формы ФГУП во что-то более рыночное и прозрачное. // Екатерина Дранкина, Журнал "Деньги", № 20 (775), 24 мая 2010 года

 

Количество жалобщиков на работу российской почты на прошлой неделе, можно сказать, перешло в качество: ФГУП "Почта России" подверглось публичной критике Высшего арбитражного суда. Председатель ВАС Антон Иванов заявил, что сроки рассмотрения дел затягиваются во многом из-за того, что суды ждут необходимой корреспонденции по несколько месяцев. При этом, как указал Иванов, тарифы на услуги почты выросли за последние два года в четыре раза и все средства, выделенные ВАС на год, к маю уже закончились, из-за чего может быть остановлена отправка внешней корреспонденции.

 

"Во-первых, тарифы выросли не в четыре раза, а в два,— парирует директор департамента внешних связей "Почты России" Максим Лунев,— и то лишь на заказную корреспонденцию, а на простые письма — лишь на 40%. И устанавливаются тарифы не нами, а ФСТ. А во-вторых, над сокращением сроков доставки корреспонденции мы работаем".

 

То, что почта работает над сокращением сроков доставки из рук вон плохо, стало ясно в начале 2010 года, когда только что вышедшая на российский рынок крупнейшая площадка интернет-торговли ebay пригрозила уйти с российского рынка именно из-за плохой работы федерального почтового оператора. На самом деле проблема отчасти была в таможне: в связи с упрощением таможенных процедур общий объем международных отправлений в январе-феврале вырос на 60%, и таможня, не подготовившаяся, как водится, должным образом, не справилась с этим валом. Но то же самое произошло и с почтой. В настоящее время "Почта России" уверяет, что она уже перевела пункт международного обмена на круглосуточный режим и увеличила там штат работников, в результате чего все нормализовалось. Но получатели международных отправлений так не считают: сайты интернет-площадок по-прежнему изобилуют причитаниями тех, кто свои посылки не получил.

 

В компании не отрицают, что проблемы с качеством работы у нее есть. Но решение этих проблем, заявляют почтовики в очередной раз, невозможно без серьезной поддержки из бюджета страны.

 

С реформой по жизни


ФГУП "Почта России" было образовано в 2002 году — создание предприятия рассматривалось как первый шаг на пути реформирования обветшалого и разрозненного почтового хозяйства страны. Первоначально исходя из европейского опыта планировалось вести реформу по пути укрупнения почтовых отделений с сообразным уменьшением их количества. Сегодня у компании имеется 85 филиалов и 42 тыс. почтовых отделений, в которых трудится более 400 тыс. человек. Почти все время работы почта была убыточна, и даже когда она показывала прибыль, в этом была бухгалтерская казуистика, поскольку эту прибыль существенно превосходили дотации из бюджета. Так, по итогам 2009 года "Почта России" впервые с 2005 года показала прибыль — 306 млн руб., но при этом получила более 3 млрд руб. субсидий (прежде всего на покрытие издержек, связанных с подпиской на печатные СМИ). А в 2008 году субсидий было 3,6 млрд.

 

Тем не менее все это время руководство почтовой службы уверяло, что реформы идут полным ходом. Поначалу было впечатление, что "Почта России" хочет заниматься чем угодно, кроме оказания собственно услуг по доставке почты. Она увлеклась услугами дополнительными, финансовыми, а еще продавала товары народного потребления. Это позволило нарастить выручку: товаров почта реализует на 3,4 млрд руб. На финансовые услуги (включая доставку пенсий и сбор платежей) в структуре доходов приходится 37%. Таким образом, сегодня, несмотря на сокращение рынка почтовых услуг, по уровню доходов "Почта России" сравнима, например, с одним из крупнейших почтовых операторов Европы — австрийской Osterreichische Post AG. Но к сожалению, роста качества работы не произошло.

 

Так же мало помогли меры декоративного свойства. В 2006 году стартовала программа ребрендинга, разработанная британскими агентствами Fitch и Interbrand. За 2009 и 2010 годы компания должна была потратить на реализацию очередного этапа этой программы 3 млрд руб. Итогом стали новый логотип с двуглавым орлом в квадрате и ремонт 2,5 тыс. из 40 тыс. почтовых отделений.

 

Впрочем, в последние годы дошли у руководства руки и до улучшения качества почтовых услуг. В апреле этого года в Подольске открылся первый в России современный автоматизированный сортировочный центр, до его ввода в эксплуатацию почтовые отправления обрабатывались в основном вручную. Учитывая, что московский регион обеспечивает 25% всего рынка почтовых отправлений, эффект от ввода в действие этого центра должен быть значительным — но пока, как уверяют клиенты, не ощущается.

 

Банкирская гастроль


За восемь лет существования ФГУП "Почта России" у него сменилось пять руководителей, и каждый говорил о необходимости масштабного государственного финансирования реформы национальной почты.

 

Четырех из пяти руководителей "Почты России" эксперты называют ставленниками бывшего министра связи Леонида Реймана. Единственное исключение — Андрей Казьмин, бывший руководитель Сбербанка, назначенный главой ФГУП в конце 2007 года и покинувший компанию в конце 2008-го. Единого мнения по поводу правления Казьмина нет. Его преемник на этом посту — Александр Киселев в интервью "Коммерсанту" отметил, что именно со второй половины 2007 года "реформы "Почты России" начали сворачиваться". Он также упомянул, что предшественнику не удалось отстоять в правительстве размер компенсаций за выплату пенсий. Тариф на доставку пенсий сократился с 1,5% в 2008 году до 1,35% в 2009-м, а в 2010-м составил уже 0,97%.

 

"Отрицательная рентабельность по услуге в отдельных регионах составляет 50-70%",— заявляют в "Почте России". Эксперты, впрочем, указывают на то, что средний размер пенсий за это же время вырос почти в два раза, а зарплата почтальонов почти не изменилась, следовательно, убытки не могли вырасти так существенно.

 

Сторонние наблюдатели в один голос уверяют, что именно Андрею Казьмину удалось освободить компанию от множества посредников и навести относительный порядок в финансах, что привело к уменьшению убытка от оперативной деятельности в 2,5 раза и, очевидно, заложило базу для хороших финансовых показателей следующего года. Но явное раздражение в правительстве вызвал представленный Казьминым план развития компании, согласно которому из бюджета требовалось выделить 200 млрд руб., в основном на создание Почтового банка. Сама по себе идея создания банка вопросов не вызывала, она обсуждалась еще с середины 1990-х годов, когда был создан Связь-банк, открывший пункты обслуживания в почтовых отделениях по всей стране, и строились разные планы, как превратить его в полноценного конкурента Сбербанка. Но видимо, в кризисный год столь мощное госфинансирование этой программы сочли неприемлемым. Неприятности к тому же коснулись и ключевого участника грядущего проекта. Близкая соратница Андрея Казьмина по Сбербанку Алла Алешкина возглавила Связь-банк практически одновременно с назначением Казьмина в "Почту России", но осенью 2008 года была начата процедура санации банка. Сменивший Аллу Алешкину на посту предправления Александр Житник рассказывал в интервью газете "Ведомости", что у него "вызвал много вопросов резкий, буквально за несколько месяцев, рост сомнительных кредитов в портфеле банка".

 

Скромность украшает


Следующий после Андрея Казьмина руководитель ФГУП — бывший директор "Связьинвеста" Александр Киселев также выступил с проектом развития "Почты России", но средств из казны запросил в четыре раза меньше. Общий объем инвестиций в развитие предприятия должен составить 101,3 млрд руб., причем планируется, что 53% этого объема составят собственные и привлеченные средства федерального почтового оператора, а 47% поступит из федерального бюджета. Акцент на создании банка в этих планах сглажен, в основном деньги пойдут на развитие инфраструктуры. В России на эти деньги обещают построить порядка 40 центров сортировки вроде упомянутого подольского и благодаря этому избавиться от лишнего персонала. Также на эти миллиарды будут улучшать логистику, выстраивать магистральный парк (почтовые вагоны, автотранспорт) — все это хозяйство находится в крайне запущенном состоянии. Впрочем, от идеи создания Почтового банка отказываться тоже не собираются: до июля должен быть определен третий партнер по этому проекту; пока в альянс входят "Почта России" и ВЭБ (которому теперь принадлежит Связь-банк).

 

План развития уже получил поддержку Минкомсвязи и теперь находится на рассмотрении в Минфине и Минрегионразвития. "Мы считаем, что этот план имеет хорошие шансы на финансирование,— говорит аналитик компании "Финам" Эльдар Вагабов.— Но думаем также, что условия финансирования будут жестко привязаны к обязательствам руководства компании по воплощению планов. В нынешнем виде компания неконкурентна, управляется неэффективно, и всем уже очевидно, что нужно что-то менять".

 

Коммерческий собес


К плану реформы как таковому претензий в общем-то нет. Некоторые сомнения вызывает идея Почтового банка: слишком долго она вылеживалась под сукном, и сейчас вряд ли можно всерьез обсуждать идею всероссийского конкурента Сбербанка. Основные же сомнения связаны с "Почтой России" как таковой в роли получателя бюджетных субсидий. Совмещение в одном предприятии социальных и коммерческих функций с учетом полной финансовой закрытости делает инвестиции в эту структуру мероприятием слишком рискованным.

 

На рынке между тем зреет недовольство, связанное с регулярными бюджетными вливаниями в "Почту России". Дело в том, что законодательно закрепленный монопольный сектор у "Почты России" остался фактически только один — письменная корреспонденция. В этом сегменте доля ФГУП — 96%. Все остальные участки работы предприятия конкурентные, но разными способами государство обеспечивает ему некоторый гандикап. Так, на рынке подписки в настоящее время доля "Почты России" составляет 69%, и независимые подписные агентства регулярно обращаются в Федеральную антимонопольную службу с просьбой дать правовую оценку тому обстоятельству, что затраты на этот вид деятельности государство компенсирует лишь одному участнику рынка. "У "Почты России" есть традиционный ответ на эти претензии: она, дескать, имеет социальную нагрузку в виде доставки почты в удаленные и депрессивные регионы,— говорит генеральный директор независимого подписного агентства "Урал-пресс" Константин Астафьев.— Но отчетности своей она не раскрывает — сколько доставляется прессы и куда, а с нами компания конкурирует на вполне выгодных рынках Москвы, Санкт-Петербурга и т. д., зачастую по совершенно демпинговым ценам. Понятно же, что, если убытки компенсируются, наращивать их выгодно!"

 

Конкуренты в сегменте экспресс-доставки огорчены другим преимуществом национальной почты. "EMS Почта России" — филиал ФГУП "Почта России" входит в мировую систему EMS (Express Mail Service), созданную в 1989 году в рамках Всемирного почтового союза и объединяющую национальные службы экспресс-доставки 190 стран, что автоматически делает "Почту" ключевым партнером для международных компаний. Посылки, отправляемые операторами экспресс-доставки, не облагаются пошлиной при стоимости до 5 тыс. руб., "Почта России" — исключение, для нее порог — 10 тыс. руб. По собственным оценкам ФГУП, "EMS Почта России" занимает 16% рынка (по оценкам конкурентов, существенно меньше, порядка 5%).

 

На рынке доставки пенсий, каковую деятельность сама компания называет социальной, она в действительности также конкурирует с другими компаниями. Доля "Почты России" в сегменте доставки пенсий и прочих социальных выплат в 2009 году — 54%. Оставшуюся долю рынка занимают коммерческие банки, которые эту функцию выполняют без всяких жалоб на убытки. Выяснить же, какая часть жалоб "Почты России" обоснованна, а какая просто является обоснованием для выкачивания бюджетных средств, определить в нынешней ситуации невозможно.

 

"Довольно противоестественно для компании одновременно выполнять социальные функции и заниматься коммерческой деятельностью",— считает директор по развитию компании "Коминфо-консалтинг" Евгений Соломатин. Такого же мнения придерживается Константин Астафьев из "Урал-пресс". "Прежде всего компания должна быть преобразована из совершенно непрозрачной формы ФГУП в акционерное общество. И затем должно произойти разделение бизнеса на конкурентный сегмент — и он должен существовать по общим законам рынка — и на социальный. Тогда будет понятно, сколько государство должно давать денег и под какие конкретно проекты".


Вернуться назад