ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Греческий синдром

Греческий синдром


17-03-2010, 09:32. Разместил: VP

Он может оказаться заразным для европейских финансов. // Ирина Григорьева, Национальное Рейтинговое Агентство

 

В Греции коллапс: и экономический, и социально-политический. Греческий премьер г-н Папандреу, склонный к драматическим заявлениям, выразился так: «Мы оказались как на войне, столкнувшись с негативными факторами, которые влияют на нашу страну». Впрочем, ведь именно правдолюбие нового социалистического правительства и привело к сложившейся ситуации.

 

В октябре 2009 года пришедшее к власти правительство гневно разоблачило прежний режим, пересмотрев государственную статистику. В итоге вместо обозначенного ранее дефицита бюджета в 3,7% от ВВП возникла угрожающая цифра – 12,7%. Это более чем в четыре раза превышает максимально допустимый показатель по правилам еврозоны – 3%. Помимо этого, был оценен размер совокупного долга Греции (около 300 млн. евро), превысивший размер годового ВВП (по разным оценкам – около 110%).

 

Греческое правительство 3 марта представило план выхода из непростой экономической ситуации. К концу 2010 года дефицит бюджета планируется довести до 8,7%, а к 2012-му – до 3%. В рамках плана экономии будет происходить замораживание зарплат госслужащих и пенсий, НДС повысят на 2% до 21%, на 30% сократятся пасхальные и рождественские премии, и во второй раз за месяц будут увеличены акцизы на алкоголь. Более того, будет увеличен пенсионный возраст. Таким образом, греческое правительство планирует привлечь в бюджет 4,8 млрд. евро.

 

Программу Брюссель одобрил, но поддержку грекам пока никто не торопится оказывать. Крупнейшие экономики Европы затихли в ожидании. В качестве самого перспективного кредитора рассматривается Германия. Канцлер Меркель также выразила восхищение планом греческого правительства, но дала понять, что грекам лучше самим справляться со своими трудностями. Это и понятно. В Европе существуют еще несколько кандидатов, готовых занять место после Греции. Это, в первую очередь, южноевропейская тройка: Италия, Испания и Португалия. И если сейчас помочь Греции, другие страны обратятся к тем же источникам.

 

И не помочь Греции нельзя. Всплески социальной активности, выражающиеся в бесконечных митингах, пикетах и забастовках раскачивают политическое равновесие Греции. Вкупе с экономическими проблемами. А сказываются эти проблемы не только на Греции, но и на всем Евросоюзе, особенно, на странах еврозоны. Курс евро в феврале-начале марта падал, достигнув 2 марта десятимесячного минимума. Евро продолжает находиться под угрозой дальнейшего снижения на фоне событий в Греции, особенно, учитывая тот факт, что Греции вскоре придется выплачивать проценты по своему госдолгу, а средств в бюджете на это, как известно, нет.

 

Вопрос в том, насколько серьезна ситуация в Греции. Некоторые скептики считают озвученные новым социалистическим правительством цифры несколько завышенными. Еврокомиссия выпустила в январе отчет о бюджетном дефиците и долговой нагрузке Греции. В соответствии с этим отчетом со ссылкой на Евростат, по состоянию на конец 2008 года долг Греции равнялся 99,2% от ВВП, а дефицит бюджета – 7,7%. Более свежих цифр Евростат пока не имеет.

 

В мире немало примеров стран с огромным государственным долгом. Так, из наиболее развитых стран США и Япония имеют совокупные долги, существенно превышающие размер ВВП. Одним из европейских лидеров их числа развитых стран по долговой нагрузке является Британия. Некоторые страны Восточной Европы, такие как Эстония, Румыния, Венгрия имеют долги в 1,5 и более раз больше ВВП. Да, и что греха таить, многие страны еврозоны не соблюдают рекомендуемый макроэкономистами уровень долга не выше 60% от ВВП.

 

Что касается дефицита бюджета, то данный показатель в США составляет около 10,6% от ВВП, примерно такая же ситуация в Британии.

 

Однако есть определенные различия в макроэкономическом положении Британии и США, например, и Греции. Во-первых, это размер экономики. Если ВВП Греции составляет $340 млрд., то размер ВВП Великобритании превышает $2 трлн. Не говоря уж о США – крупнейшей экономике мира (ВВП – более $14 трлн.). Поэтому макроэкономические законы в Греции проявляются быстрее. Во-вторых, и США и Британия могут девальвировать валюту и обесценить свои долги, чего не может себе позволить Греция, имея общую валюту еще с доброй двадцаткой государств.

 

Если Греция, действительно, стоит на пороге дефолта, то дальнейшее развитие ситуации в этом направлении вызовет падение доверия к европейской валюте и рост процентных ставок по займам для стран Евросоюза. И тогда плохо будет не только Греции. Это вызовет новую волну экономических проблем у наименее устойчивых европейских стран и поставит под угрозу само существование еврозоны. Немецкие банки выдали большие кредиты Греции, Испании, Италии, Португалии и Ирландии, поэтому дефолт одной из стран поставит на грань финансового краха некоторые банки Германии. Сейчас же экономисты из различных европейских и международных организаций внимательно изучают обстановку в стране, одновременно крупнейшие рейтинговые агентства снижают Греции рейтинги.

 

«Медвежью» услугу оказала Греции Исландия. Наиболее пострадавшая на текущий момент от мирового финансового кризиса, эта страна отказывается выполнять договоренности, в соответствии с которыми получила средства на поддержку экономики и финансового сектора. Напомним, что банк Icesave (интернет-подразделение ведущего кредитного учреждения страны Landsbanki) в 2006-2008 годах привлек значительные депозиты от вкладчиков из Британии и Нидерландов. В октябре 2008 года Landbanki столкнулся со значительными финансовыми трудностями, был объявлен банкротом и перешел под государственный контроль. В результате банкротства банка деньги потеряли 400 тысяч голландцев и британцев. Британские и голландские власти возместили убытки вкладчиков, а затем потребовали, чтобы Исландия вернула эти деньги. На поддержку экономики стране выделили кредиты МВФ и ряд европейских государств (включая Британию и Голландию) на общую сумму около $6 млрд., причем выплаты по потерям от краха Icesave были одним из условий предоставления Исландии стабилизационного кредита МВФ в конце 2008 года.

 

В декабре 2009 года парламент Исландии одобрил законопроект, предусматривающий выплату из бюджета 3,8 миллиарда евро в качестве компенсации иностранным вкладчикам. Предполагалось, что выплаты будут проводиться поэтапно и завершатся в 2014 году. Но принятый законопроект вызвал большой резонанс со стороны населения Исландии, считавшего, что налогоплательщики не должны нести ответственность за допущенные руководством Icesave ошибки. В январе 2010 года под давлением общественного мнения президент страны Олафур Рагнар Гримссон (около четверти исландцев подписали обращение к президенту) наложил вето на соответствующий законопроект о выплатах компенсаций. После президентского вето судьба спорного законопроекта, согласно конституции страны, должна решаться на общенациональном референдуме, который и состоялся 6 марта 2010 года. По предварительным данным, жители Исландии высказались против выплаты компенсаций из бюджета иностранным вкладчикам разорившегося банка Icesave.

 

В свою очередь, Еврокомиссия ранее предупредила, что отказ от выплаты компенсаций может иметь негативные последствия для амбиций Исландии в отношении членства в Евросоюзе.

 

Но вернемся к Греции. Нежелание крупнейших европейских стран оказывать помощь Греции вызвано, по мнению авторов статьи, в том числе и историей с Исландией. Ведь греческие банки, так же, как и Icesave, являются заемщиками европейских банков. То есть Германия сейчас оказалась в положении Великобритании и Голландии. Если помощь Греции не будет предоставлена, то экономические трудности греческих банков непременно усложнят ситуацию в банковской системе Германии. Если же помощь будет оказана, это не гарантирует возврат кредитов немецким банкам, как показывает практика Исландии.

 

Германия в лице Ангелы Меркель сейчас всемерно поддерживает идею создания Европейского валютного фонда для оказания финансовой помощи странам Евросоюза. Однако, при этом канцлер Германии оговаривает, что это - идея будущего, а не средство помочь Греции. Впрочем, идея создания ЕВФ может захлебнуться в самом начале, так как большая часть стран Евросоюза уже испытывает необходимость в привлечении средств, и вряд ли другие европейские страны, кроме Германии и Франции, могут внести посильный вклад в создание нового фонда.

 

Греция, в свою очередь, пока продолжает ждать реакции на свой кризисный план со стороны Европы. Г-н Папандреу даже подчеркивает, что Греция планирует выйти из кризиса самостоятельно и ждет только «политической поддержки от ЕС, а не денег». Что касается международных организаций, то, по заявлению греческого премьер-министра, страна лишь в крайнем случае планирует обратиться за помощью к МВФ.

 

Йоргос Папандреу, совмещающий пост премьер-министра и министра иностранных дел прибыл в США по приглашению президента Барака Обамы, где 8 марта состоялась его встреча с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Г-жа Клинтон выразила сочувствие греческому премьеру в связи со сложившейся экономической обстановкой в стране и напомнила, что Греция является колыбелью демократии и в связи с этим страна может претендовать на получение лицензионных платежей в случае, когда в какой-либо стране мира проводятся демократические выборы.

 

Что ж, идея продуктивная! Стоит запатентовать права на использование демократии и тем самым надолго обеспечить бесперебойное поступление средств в бюджет. Особенно с учетом того, что «демократический» лагерь усилиями некоторых сверхдержав постоянно разрастается. И начать, пожалуй, нужно с Украины, где совсем недавно народ сделал свой демократический выбор.


Вернуться назад