ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Прогнозы-2015. Социальные конфликты - эксперты пессимистично оценивают ситуацию
Прогнозы-2015. Социальные конфликты - эксперты пессимистично оценивают ситуацию7-02-2015, 16:28. Разместил: Иван1234567 |
Прогнозы-2015. Социальные конфликты - эксперты пессимистично оценивают ситуацию 9 Января 2015 10:34 Ожидают ли в грядущем году казахстанцев внутренние социальные конфликты? Как общество будет дальше реагировать на интеграцию в рамках ЕАЭС? Не отразится ли экономический кризис на социальной напряженности внутри страны? Свое видение ситуации по указанным вопросам Kursiv.kz дали эксперты.
Пессимистичен в своих прогнозах Председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис: "Я думаю, в той или иной степени социальная напряженность и социальные конфликты в следующем году неизбежны, и это связано как с объективными, так и субъективными обстоятельствами. Во-первых, нашу экономику ожидают достаточно серьезные проблемы вследствие общего экономического кризиса, особенно для стран, которые имеют сырье- или экспортоориентированную экономику, как Казахстан. Падение цен на нефть неизбежно повлияет на формирование бюджета, что, конечно, окажет влияние на социальные программы и на возможности государства реализовывать свои социальные обещания. И я боюсь, что меры, предпринимаемые правительством в части повышения зарплат, пенсий и так далее, не смогут компенсировать эти экономические проблемы. То есть они не смогут компенсировать инфляцию, которая в той или иной степени будет сопровождаться и девальвацией тоже, потому что ситуация вокруг российского рубля прямо или косвенно отразится и на состоянии казахстанской национальной валюты. Это все приведет к социальной напряженности, которая может вылиться в различные социальные конфликты разной степени и разных форм, потому что речь идет и о проблемах обеспечения людей, то есть о несоответствии зарплат ценам и, конечно, социальных гарантий. Я специально сказал, что существуют объективные и субъективные обстоятельства или причины. Субъективные причины связаны со сложившейся в Казахстане политической системой, поскольку она оказывает свое влияние на экономику в силу ее очень сильной централизации, вертикального характера построения власти и широкомасштабной коррупции. Вот это все вместе – субъективные факторы, которые связаны именно с нашими реалиями, с нашей ситуацией, и они будут, как мне кажется, добавлять бензина в эти тлеющие огоньки социальных конфликтов. Пока у меня нет особых оптимистических прогнозов относительно способности этой системы реформироваться, стать более адекватной к экономическим и социальным вызовам и создать политическую альтернативу, которая позволит на них отвечать. У нас система ручного управления со всеми вытекающими отсюда последствиями, то есть наше общество сориентировано на него, на персоны, которые что-то обещают и что-то выполняют. И пока все обстоит подобным образом, нет особой веры в институты как таковые. Вопрос перехода от ручного управления, персонифицированной формы реализации власти, к институциональной не представляется возможным решить в ближайший год, хотя он становится просто кричащим. То есть, если этого не сделать, то помимо объективных причин на появление социальных конфликтов будут все большее влияние оказывать и субъективные причины. Не могу сказать, что власть совсем не в состоянии решать конфликты – она в состоянии их решать, но эти решения значительно менее эффективны, чем они могли бы быть, и уровень адекватности этой политической организации власти к тем вызовам, которые существуют, мне представляется недостаточным. Это пока не очень адаптивная, не очень гибкая система, а вызовы, которые появляются, проблемы, которые накапливаются, требуют очень быстрых и эффективных решений. Как мне кажется, сложившаяся политическая система не в состоянии принимать такие решения".
Надеется на лучшее Исполнительный директор западного регионального филиала НОФ «Аспандау» Еркин Иргалиев: "Следующий 2015 год является ключевым в истории Казахстана. Заканчивается четвертьвековой период постсоветского развития страны. Перед Казахстаном стоят задачи качественно новые, проблемы более серьезные и решение их невозможно прежними методами. Осознание этого факта всеми – главный вызов предстоящего года. Кризис в экономике (девальвация, урезание программ развития, инфляция) причудливо сочетающийся с ростом персонального рейтинга Назарбаева внутри страны (на фоне имиджевых потерь Российской элиты вследствие украинско-российского конфликта), а также продолжающимся падением общего имиджа казахстанской государственной вертикали в сумме даст очередную заморозку угрозы массовых социальных конфликтов, нависающих над Казахстаном уже который год. В 2015 году усилится безработица. Сократится малый и средний бизнес, поскольку он во многом зависит от масштабных бюджетных программ. Не родившийся средний класс продолжит чахнуть "в утробе". Есть и плюсы. Паразиты, кормящиеся на фиктивных "проектах развития", вылетят «в трубу». Урезание бюджетного «пирога» приведет к обострению войны элит, что будет видно по увеличению числа «посадок» и выбросов компромата. Ослабление российского "вектора" и усиление китайского и европейского векторов внешней политики трансформируется на внутриполитической арене в ослабление т.н. «южной» административно-силовой группировки. Что в свою очередь может привести к некоторой либерализации сферы СМИ и политического ландшафта. Такой разворот поможет канализировать и нейтрализовать рост конфликтности в обществе, перевести "стрелки" на плохих «бояр» и «бюрократов». Вообще, в ситуации политической неопределенности и завершения постсоветского периода власть будет вынуждена более внимательно отнестись к общественным трендам, "opinionleaders" получат возможность напрямую влиять на политические процессы в т.ч. через социальные сети. Одна из проблем, генерирующих постоянную угрозу конфликтогенности – межрегиональные диспропорции. В следующем году в связи с внешнеполитической ситуацией политменеджеры от власти будут больше времени и внимания уделять развитию приграничных регионов, что даст определенную стабилизацию социального фона. Надеюсь, что в следующем году на фоне "войны элит" усилится тенденция сокращения теневых схем политических решений, а социальные конфликты будут выявляться, обсуждаться и нейтрализоваться через общественные механизмы с участием общественных групп, лидеров общественного мнения и прогрессивных политических менеджеров от власти. Казахстану в очередной раз везет. Труднейшее время становления самоидентификации и конца транзитного периода страна проведет в ситуации ослабления российского вектора, усиления европейского и китайского векторов. Это неизбежно приведет к смене привычных схем манипуляции и маневрирования. Власть будет вынуждена вступить в реальный диалог с обществом".
Немного более оптимистична, чем г-н Жовтис, однако все же пессимистичная в оценке будущих событий гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева: "На сегодняшний день я вижу несколько «разломов» или противоречий, которые существуют, но выльются ли они в серьезный конфликт, пока сказать сложно. Многое будет зависеть от действий властей. К примеру, «конфликт» между отдельной частью казахстанского общества, выступающей против евразийской интеграции, и властью. В настоящее время это столкновение не носит ярко выраженный конфликтный характер, но имеющиеся противоречия между основными игроками расширяются. Есть противоречие в позициях между набирающим силу национал-патриотическим блоком и властвующей элитой, которая стоит на так называемой интернациональной позиции. Опять же повторюсь, выльются ли эти противоречия в серьезный конфликт – спорный вопрос, но в следующем году они точно не примут такой радикальной формы. Однако в перспективе могут вызывать серьезные изменения в обществе, потому сейчас не стоит к ним относиться поверхностно. Вероятность межэтнических или конфессиональных конфликтов очень низка, возможны трудовые конфликты из-за кризисной ситуации в экономике страны. Основная причина трудовых конфликтов – это сокращение рабочих мест, вынужденные меры, которые должны будут принять многие компании в связи с кризисом. Скорее, такие конфликты будут возможны в крупных добывающих компаниях. В отношении же конфликта между «интеграторами» и противниками, то, безусловно, это вступление в силу с нового года Евразийского союза и ухудшение уровня жизни большей части населения страны, что может вызвать социальные протесты. Причиной может выступить и давление со стороны России, которая уже не скрывает своих политических интересов в отношении ЕЭАС и открыто ведет себя как «старший брат», указывая и принимая решение за Казахстан и Беларусь. Среди возможных последствий можно указать рост количества противников режима и нынешней власти. Соответственно, рост социальной и политической напряженности в стране на фоне экономического кризиса. Сейчас у властей уже нет аргументов, которые обосновывали бы их право управлять страной. Прошлые экономические успехи забыты, и всем понятно, что этот рост был обеспечен не профессиональным управлением экономическими процессами, а наличием природных ископаемых и ценовой конъюнктурой на энергетические ресурсы, которая сложилась на тот период в мире. Тогда как последние 7–10 лет власть не справляется с экономическими проблемами, прибегая лишь к финансовым средствам Нацфонда. Во-вторых, это дальнейший рост антироссийских настроений и формирование серьезного ядра противников интеграции. Не исключаю, что под давлением новых санкций со стороны Запада Евразийский союз может развалиться, даже не начав работать. Сегодня уже видны серьезные разногласия между тремя участниками. И если России не удастся решить конфликт с Западом, то Евразийский союз может остаться только на бумаге. Чем больше будет экономически слабеть Москва, тем сильнее станет увеличиться сопротивление со стороны Казахстана и Беларуси.
В целом, если власть не может эффективно решать самые простые текущие вопросы, ей сложно будет решать серьезные социальные конфликты. Если Администрация президента не может на достойном уровне подготовить пресс-конференцию с президентом, то может ли она вообще решать такие сложные проблемы? Думаю, что ответ однозначен – «нет». Единственный способ, к которому может прибегнуть власть, это использование силовых структур и применение оружия. Других методов и рецептов решения проблем у нее нет". Вернуться назад |