ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Некейнсианские хроники: когда бюджет мешает росту

Некейнсианские хроники: когда бюджет мешает росту


31-10-2013, 15:22. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
РИА Новости, Екатерина Штукина
Джон Мейнард Кейнс утверждал, что деньги от государства - это всегда хорошо для экономического роста. Не всегда, утверждает Ирина Баклакова из Лаборатории макроэкономического анализа ВШЭ, по крайней мере, для России. В ее современной истории регулярно происходят "некейнсианские эпизоды"

Москва. 31 октября. FINMARKET.RU - Российская экономика замедляется уже несколько кварталов подряд. Правительство в страхе продолжительной рецессии пытается разогнать ее, не жалея денег не только из казны, но и из закромов - Резервного фонда.

На самом деле желание государства тратить напугает граждан и заставит сокращать потребление: если правительство много расходует - значит скоро повысит налоги, так думают россияне. Впрочем, сокращать расходы еще хуже - наученные горьким опытом граждане уверены, что, если расходы сокращают, значит, скоро будет новый дефолт, выяснила Ирина Баклакова из Лаборатории макроэкономического анализа ВШЭ.

Домохозяйства не верят в законы экономики. И не следуют им

Стандартная кейнсианская модель утверждает: увеличение государственных расходов или снижение налогов повышает совокупный спрос и наоборот.

Однако история учит, что существует и обратная зависимость - ВВП может падать при стимулирующей бюджетной политике или расти - при сдерживающей. Так было в Финляндии в 1977–1980 гг. или в Ирландии 1982–1984 гг. или в Австралии в 1990–1994 гг. Для такого некейнсианского поведения также должны существовать особые условия, например, высокий уровень госдолга.

Плохия ожидания

Ирина Баклакова решила выяснить, бывают ли в российской экономике такие случаи "непослушания" и обнаружила "особенные эпизоды". Анализ показывает, что в России при проведении активной стимулирующей политики чаще наблюдались именно некейнсианские эффекты. Основным источником возникновения некейнсианских, "неправильных” эффектов фискальной политики являются ожидания.

  • Потребители оценивают свой доход, как текущий, так и будущий, исходя из ожиданий относительно государственной политики: они пытаются понять, повысит или понизит государства налоги, увеличит или сократит расходы и так далее.
  • Поэтому в теории сильное увеличение государственных расходов воспринимается населением как сигнал перехода в режим высоких государственных трат: домохозяйства ожидают, что для финансирования нового уровня расходов государство в будущем будет вынуждено либо увеличить размер налогов, либо увеличит государственный долг.
  • Тогда ожидаемый уровень доходов домохозяйств снижается, что приводит к снижению потребления.
  • При высоком или быстрорастущем государственном долге проведение фискальной консолидации - оптимизации доходов и расходов бюджета, часто за счет повышения налогов, чтобы закрыть бюджет без дефицита - снижает вероятность объявления суверенного дефолта в будущем, что увеличивает доход домохозяйств.
  • Таким образом, домохозяйства увеличивают потребление при проведении бюджетной консолидации.

У россиян родовая травма из-за дефолта

Для того, чтобы понять, что заставляет людей действовать не по модели Кенйса, Баклакова проанализировала данные по потреблению и темпам роста ВВП.

"Особыми эпизодами" можно считать те, когда изменение структурного баланса государственного бюджета устойчивое и значительное, отношение государственного долга к ВВП выше 70%, а сам долг быстро растет.

Для проведения исследования использовались поквартальные данные за период с 1995 г. по 2011 г. по темпам роста потребления домохозяйств и темпам роста ВВП в реальном выражении, расходам и доходам государственного бюджета как доли ВВП, а также ценам на нефть марки Brent.

  • Расчеты показывают, что суммарный эффект от проводимой стимулирующей политики имеет обратное действие на потребление: при увеличении государственных расходов потребление снижается, как и при снижении доходов.
  • Это можно объяснить, с одной стороны, тем, что при значительном увеличении государственных расходов домохозяйства ожидают увеличения в будущем налоговой нагрузки, что снижает располагаемый доход домохозяйств сразу, так как побуждает их к снижению потребления.
  • С другой стороны, значительное снижение налогов может вызвать опасения того, что государство не сможет финансировать прежний уровень государственных расходов в будущем.
  • Это приведет либо к увеличению налогов, либо к снижению государственных расходов, либо к накоплению государственного долга, что увеличивает вероятность дефолта. Так или иначе, располагаемый доход домохозяйств снижается, что приводит к падению потребления.
  • Также выяснилось, что при высоком и быстрорастущем государственном долге проведение фискальной консолидации приводит к снижению потребления, причем этот эффект более выражен, чем в другие периоды времени.
  • То есть домохозяйства обеспокоены возможным дефолтом по государственным облигациям и снижают потребление, при этом проведение бюджетной балансировки не воздействует благоприятным образом на их ожидания.
  • Дефолт, объявленный правительством в августе 1998 года, стал для россиян родовой травмой: именно тогда их опасения в первый раз оказались не напрасными.

Ярослав Лисоволик, главный экономист Deutsche Bank в России

"По поводу кейнсианских эффектов существует ряд исследований, и МВФ проводил их анализ по европейским странам. Тогда также были найдены похожие эпизоды, связанные с тем, что рост фискальных расходов не всегда дает должный эффект для экономического роста.

Зачастую, составные части этих расходов - социальные они или инфраструктурные - гораздо важнее, чем сам объем этих расходов. Исследование тогда коснулось и тех стран, которые в последние годы пережили спад роста ВВП. Можно сказать, что нынешняя ситуация в этих странах как раз и объясняется разными соотношениями социальных и инфраструктурных расходов.

Другой фактор - институциональный. В России эти некейнсианские эффекты будут несколько отличаться от развитых стран, скорее даже в худшую сторону. Виной тому низкая эффективность расходов и неблагоприятная институциональная среда.

Не все расходы в нашем случае одинаково полезны. В России инфраструктурные расходы очень нужны, но возможность их эффективно использовать очень низкая.

В западных странах для повышения экономического роста госрасходы переориентируют с социальных на инфраструктурные, потому что отдача последних более значима. У нас из-за институциональных факторов это крайне затруднено, и такая переориентация должна проходить только после институциональных реформ".


Вернуться назад