ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > К грядущему открытию Иорданского фронта войны Международной финансовой олигархии Её Величества против человечества

К грядущему открытию Иорданского фронта войны Международной финансовой олигархии Её Величества против человечества


23-05-2013, 12:35. Разместил: aleksandr_palkin

 

Меморандум по чрезвычайному планированию

Политическая нестабильность в Иордании

Планирование действий в Меморандуме № 19

http://www.cfr.org/jordan/political-instability-jordan/p30698

 

Авторы: Роберт Сатлофф, исполнительный директор Вашингтонского института ближневосточной политики, и Дэвид Шенкер, директор Программы по арабской политике, Вашингтонский институт ближневосточной политики

 

Перевёл Александр Палкин

 

 

Загрузить сейчас полный текст меморандума (229K PDF) http://i.cfr.org/content/publications/attachments/CPA_contingencymemo_19.pdf

 

Издательство Совета по международным отношениям с прессой Дата выпуска май 2013 8 страниц

 

Введение

 

Иордания до настоящего времени пережила политические бури, которые с конца 2010 года охватили большую часть Ближнего Востока. Вместе с тем у ряда возникающих проблем есть потенциал, который может развиться в серьезную угрозу для стабильности Хашимитского Королевства. В то время как умеренная, неидеологическая и неблагоприятная революции политическая культура Иордании является сильным смягчающим фактором, риск внутренней нестабильности сегодня больше, чем в любое время с кровавого периода для страны в 1970-71 годах. Для Соединенных Штатов системные политические изменения, которые являются результатом нестабильности, что, например, может привести к удалению или отречению короля Абдаллы, резкому изменению монархической системы или падению монархии и замене формы правления на антизападную, могут привести иорданскую политику к враждебности интересам США. Учитывая прозападную стратегическую ориентацию Иордании, её стремление к миру с Израилем, а также сотрудничество в борьбе с терроризмом и по вопросам безопасности, Соединенные Штаты имеет сильную заинтересованность в оказании помощи Амману в управлении потенциально дестабилизирующими изменениями. Нестабильность в Иордании отнюдь не неизбежна и разумными шагами ныне можно предотвратить нежелательное развитие событий.

 

Непредвиденные обстоятельства

 

Король Иордании Абдалла имеет сочетание растущих внешних и внутренних вызовов. Основными внешними источниками нестабильности являются побочные последствия гражданской войны в Сирии, в том числе: возможная военная вовлечённость в пограничной зоне, распространение салафистской радикализации, тяжкое бремя поддержания большого числа беженцев, а также возможные проблемы внутри Иордании от исламистских движений из других стран региона. Внутренние источники нестабильности включают рост общественного недовольства в результате: жесткой экономии, недостаточности политической реформы и нетерпимым восприятием в отношении коррупции в правительстве, а также растущей самоуверенностью «братьев-мусульман» страны и растущего салафитского движения. В то время как внешние угрозы создают серьезные проблемы, наиболее серьезной опасностью для режима они представятся тогда, когда эти угрозы катализируются или усугубят внутреннюю нестабильность. Из трёх наиболее правдоподобных непредвиденностей здесь проявляются следующие: «Площадь Тахрир», как восстание в Аммане, исламистская игра давления против монархии и потеря основной базы поддержки режима на Восточном берегу.

 

«Площадь Тахрир» в Аммане

 

Недовольство медленной, недостаточной политической реформой как снежный ком перерастает в массовые демонстрации, которые режим не сможет сдержать, не прибегая к беспрецедентному уровню применения силы против, в значительной степени, безоружных граждан. Потенциальные триггеры включают популярные лозунги возмущения заморозкой развития процесса реформ, недовольства правительством, наполненным коррумпированной правящей элитой или особенно вопиющим публичным спектаклем королевской коррупции, которая остаётся безнаказанной. Этот сценарий предполагает нарастающие демонстрации, обусловленные постепенным, но неуклонным снижение поддержки короля и, возможно, всей монархические системы. Участники управляются гаммой активистов из населения Иордании (сама небольшая часть от общей численности населения): некоторое число палестинцев, терпеливые исламисты, и, возможно, иорданцы Восточного берега с племенным происхождения, которые потеряли веру в способность короля улучшить экономику, обеспечить прозрачность правительства или осуществлять патронаж на традиционном уровне. Под давлением приказа не применять силу, а также обмена множеством подобных жалоб, аппарат безопасности короля ломается. Результатом может быть принятие королём фундаментальных политических изменений (например, конституционная монархия в европейском стиле), отречение Абдаллы или распад монархии и установление республики.

 

Вероятность такого сценария является низкой, поскольку отсутствие политической реформы - не ведущая проблема в Иордании и не то, что объединяет оппозицию. Мало того, народное недовольство обращало больше внимания на слабую экономику и негативное восприятие широко распространенной коррупции, а не на политическую реформу, что подчеркивает глубокий антагонизм между жителями Восточного берега и палестинцами. В конце концов, реальные реформы в смысле справедливого представительства при демографически проблемном всенародном голосовании ослабит привилегированную роль жителей Восточного берега, включая статус племён как тяжеловесов в оказании услуг Иордании в области безопасности, сравняв их политические права и возможности с иорданцами палестинского происхождения. Отсутствие политических реформ само по себе вряд ли вызовет массовую оппозицию режиму.

 

Исламистская «Игра Сжатия» против монархии

 

В умеренно вероятном сценарии после десятилетий двойственных отношений с режимом, исламистское движение Иордании капитализирует успехи исламистских соседей Иордании в прямой вызов Хашимитской монархии с целью превращения Иордании в исламское государство. Массовые акции протеста вспыхнут в Аммане, Эз-Зарке, Ирбиде и других областях, где имеются значительные концентрации палестинцев - основной базы поддержки исламистского движения Иордании. В столкновениях им будет трудно подавить силы безопасности без существенных потерь жизней и привлечения в Иорданию иностранных боевиков из Сирии, Египта и Ирака, что привело бы к борьбе за выживание режима.

 

Амбиции исламистов в Иордании во многом будут определяться событиями за пределами страны, в частности, в какой степени они, и особенно среди них джихадисты, займут, предположим, видную роль в пост-Асадовской Сирии; силён ли потенциал ХАМАС, чтобы обогнать ФАТХ в качестве доминирующего игрока в палестинской политике и достаточно ли сильно руководство братьев-мусульман Египта наряду с финансистами-катарцами, и будут ли они присутствовать в Иордании в качестве средства для расширения своего регионального влияния. Маловероятно, что любое из этих событий вызовет непредвиденную исламизацию Иордании, но двух уже может быть достаточно, чтобы убедить местных исламистов играть мускулами, а три - «идеальный шторм», который может спровоцировать исламистскую версию усилий насерист/баасист, чтобы подорвать Иорданию, как в 1950-х и 1960-х годах. Если бы это произошло, король Абдалла, скорее всего, ответил на это попытками придать себе исламские полномочия, особенно в свете наследственных претензий Хашимитов на происхождение от пророка Мухаммеда. В конечном счете, однако, он будет опираться на свой аппарат безопасности, как в то время, когда страх поглощения Иордании палестинцами вызвал необходимость заручиться поддержкой жителей Восточного берега Согласованные усилия в подрыве исламистами из Каира, Дамаска и Рамаллы во взаимодействии с местными братьями-мусульманами и более радикальными салафитами власти короля представили бы существенную угрозу; факторы, которые препятствуют их успеху — это идеологические разногласия и этнические расколы (то есть, палестинцы против трансиорданцев) в пределах братства и тот факт, что аппарат безопасности Иордании, созданный на племенной основе, скорее всего, справиться с этой задачей, предполагая, что будет уверен в политической воле короля и его режима.

 

Восточный берег. Основные проблемы

 

На протяжении десятилетий аналитики сосредотачивались на большом палестинском населении Иордании в качестве наиболее вероятного источника нестабильности режима. По крайней мере в то время, как иорданская армия ликвидировала, поддерживаемое сирийцами, палестинское восстание в 1970-71 годов, палестинского населения Иордании в целом было спокойным. Гораздо более опасными для режима будет развитие критической массы недовольства среди своих традиционных сторонников на Восточном берегу, среди тех, кто живет в/ и около позвоночнного столба городов Трансиордании (например, Маан, Карак, Тафила) и которые поставляют рабочую силу для вооруженных сил и службы безопасности Иордании. В последнее время такие оппозиционеры начали появляться из-за плохой экономической ситуации, отчуждённости от нуворишей Аммана, гнева на очевидное безразличие режима к племенным недовольствам и отвращения к тому, что воспринимается, как санкционированная по-царски коррупция. Учитывая изоляционистский настрой среди многих жителей Восточного берега, углубление участия Иордании в событиях в Сирии, в том числе и то, что она позволяет рейды израильских дронов над своей территорией и приветствует развертывание американских войск, может также стать затравкой протестов. Оппозиция на племенной основе объединились вокруг политической организации под названием «Хайрак» (Hirak -«Движение»), которое организовало стойкие уличные протесты в городах Восточного берега реки Иордан, а также в столице.

 

В том случае, если недовольство Восточного берега метастазирует в полномасштабную оппозицию режиму в результате события, которое оскорбит племенные чувства, это генерирует идею, что режим нарушил его союз с его сторонниками на Восточном берегу. Событие может включать в себя убийство членов Хайрак во время уличных протестов или их смерть в заключении, что станет затравкой кровной мести дворцу, которая привлечёт более масштабную племенную поддержку; «искусственные трагедии», такие как крах моста или туннеля, который убивает членов семьи с Восточного берега, приписывая низкое качество строительства коррупции, или создание в общественных учреждениях, таких как больницы, школы или поликлиники проблем, которые будут рассматриваться как несправедливое и непропорциональное «затягивание поясов», влияющее на бедняков Восточного берега без подобных жертв от политического руководства и более состоятельных амманцев. В каждом из этих случаев, демонстрации быстро распространились бы на основе общественного сочувствия и даже элементы из жителей Восточного берега в службе безопасности Иордании поддержали бы их.

 

Из трех сценариев нестабильности, недовольство основы режима - жителей Восточного берега, является наиболее угрожающим, а с появлением в 2011 году стойкого и крикливого Хайрака, этот сценарий, к тому же, становится наиболее правдоподобным. В то время как численность организации пока еще не велика, она распространилась по всему королевству и режим не сможет долго полагаться на восточно-бережный персонал безопасности, подавляя Восточный берег, чьи проблемы они могут посчитать своими. Пока что Хайрак* не имеет определенной и объединяющей политической повестки дня, но это может быстро измениться в виде распространения беспорядков и демонстраций на подобие лесного пожара.

 

Предупреждающие индикаторы

 

Предупреждающие знаки «Площадь Тахрир»-в-Аммане включают в себя сценарии: смелой и прямой критики монархии и государства в растущих онлайн-СМИ Иордании, появление листовок и растяжек с призывом к национальному единству для борьбы с коррумпированным правительством, рост частоты и размеров трудовых протестов, университетские демонстрации и сидячие забастовки в правительственных учреждениях. Это все предвещает появление массовых протестов. Кроме того, расширение участия палестинцев в недавних демонстрациях - может быть еще одним из предвестников нестабильности.

 

В исламистских сценариях игры на захват власти, предупреждающие индикаторы будут не менее драматичными. Один из сигналов будет исходить от исламистских режимов или их лидеров в Египте и Сирии, поощряющих исламистов Иордании на более смелые требования или использование яростного сопротивление. Повышенная активность в Иордании иностранных исламистских групп усложнит усилия по решению проблем режима, связанных с местными исламистами. Рост иорданского салафистского движения, как региональная тенденция, уже имеет место быть в Иордании, что есть - другой предупреждающий знак.

 

Последней и более вероятной случайностью в ядре признаков проблем из сценариев на Восточном берегу, может быть повышение частоты, размера и координации протестов «Хайрак»; возможно и более тесное сотрудничество между «Хайрак» и исламистами, возможно осуждение монархии, «продавшейся» иностранным интересам, при все более жестком подавлении протестов и переходе на сторону «Хайрак» некоторых из «мужчин короля» (т.е. высшего слоя Восточного берега, ранее непререкаемо верного монархии), и взрыв «хлебных бунтов» в племенных районах, которые нападают на короля и его семью.

 

Важно не рассматривать эти непредвиденные обстоятельства как дискретные возможности, ибо, скорее всего, у них есть потенциал, чтобы влиять друг на друга и даже вызывать друг друга. Например, распространение протестов Хайрак, которые нейтрализуют аппарат безопасности режима и могут сделать Иорданию более уязвимой к подрывной деятельности радикальных исламистов, поэтому очень важно внимательно следить за потенциальными последствиями заражения тем или иным набором возможных событий.

 

Последствия для интересов США

 

Радикальные антизападные изменения в Иордании по принуждению народной оппозиции, например, отречение короля или конституционные реформы понуждаемые уличными протестами, почти наверняка спровоцирует глубокие изменения в стратегической позиции Иордании, что может нанести ущерб интересам США. Монархия играет важную роль в поддержании прозападной Иордании, ориентирующейся на мирное сосуществование, поэтому любое принудительное уменьшение королевских прерогатив повредит иорданско-американским и иорданско-израильским отношениям. Радикальное изменение во власти, несомненно, приведет к радикальным изменениям во внешней политике Иордании. Потенциальные неудачи для США включают (но не ограничиваются): разрыв мирного договора между Иорданией и Израилем, отказ Иордании принять участие в возглавляемой США борьбе с терроризмом и региональных усилиях по обеспечению безопасности, и, косвенно, повышение нестабильности в монархиях Персидского залива, которые, по мнению Иордании, являются критической линией обороны. В то же время Соединенные Штаты имеют гуманитарные и другие политические интересы в Иордании: недопущение серьезных кровопролитий, которые несут народные волнения, дальнейшая стабилизация и, если возможно, дополнительные демократические преобразования в соответствии с их большими региональными целями. Учитывая эти ставки, предотвращение радикальных и / или насильственных изменений в Иордании - является приоритетной задачей США.

 

Профилактика

 

Большинство аналитиков подчеркивает, что политическая реформа - лучший способ оградить монархию Иордании от местных исламистских и светских проблем. Это ошибка. Во-первых, в том виде, как обычно это понимается на Западе, реформа является спорным вопросом в Иордании: из-за демографического разрыва и омоложения населения, уже само по себе это определение оспаривается. Во-вторых, наиболее серьезные потенциальные источники нестабильности и недовольство на Восточном берегу существуют отдельно от реформ или их отсутствия. Вероятнее всего, двумя наиболее значимыми факторами, влияющими на потенциал недовольства на Восточном берегу являются общее неприятие широко распространенной коррупции и недостаточное, неправильное распределение государственных расходов.

 

Это, конечно, несколько парадоксально, но многие жители Восточного берега не сердятся на коррупцию как таковую, а, скорее на то, что они больше не получают, как они считают, надлежащей и справедливой доли государственных щедрот в то время, когда они видят «бизнес как обычно» среди элиты с хорошими связями в Аммане. Наиболее эффективный способ для правительства разрядить потенциал критической массы недовольства состоит в несколько противоречивой смеси принятия некоторых громких мер против официальных и, возможно, королевских коррупционеров, в то же время надо тратить больше денег на местные потребности в важнейших общинах Восточного берега, разделяя тем самым оппозицию. В отличие от исламистов, значительная часть оппозиции Восточного берега не отчуждена идеологически от режима, поэтому умиротворение Восточного берега должно быть главным приоритетом.

 

Надо отметить, что задача предотвращения роста нестабильности в Иордании зависит, главным образом, от короля. Тем не менее, Вашингтон мог бы предпринять сейчас следующие шаги, чтобы помочь предотвратить кризис:

 

Обеспечить дополнительную финансовую поддержку

 

С момента своего создания Иордания была государством-должником, которое зависит от иностранных доноров для периодического и дискреционного критического финансирования. Однако в последнее время решение финансовых проблем королевства усугубляется отключением от дешевого природного газа из Египта и насилием в соседней Сирии. Между тем Амман, выполняя условия своего донора с Международном валютным фондом (МВФ), приступил к программе жесткой экономии, урезая продуктовую помощь и субсидирование энергоносителей, что порождает народный гнева. Чтобы предотвратить рост внутренней нестабильности, королевству потребуется большая финансовая поддержка. Соединенные Штаты мудро поддерживали усилия Иордании по доступу на международный рынок облигаций путем предоставления королевству кредитных гарантий. Но беженцы текут через границу во всё большем количестве, усиливая постоянно расширяющуюся нагрузку на государственные услуги Иордании и топливные заправки, что, вполне вероятно, приведёт к конкуренции между самыми преданными сторонниками режима за ограниченные государственные средства. В этой ситуации дополнительная поддержка будет необходима. Вашингтон мог бы предпринять ряд шагов, в том числе предоставление Амману большей двусторонней помощи от организации «Друзья Иордании», чтобы увеличить их собственную поддержку в Королевстве, и использовать свое влияние, чтобы убедить Саудовскую Аравию и другие страны, в том числе Персидского залива, выполнить своих обещания финансовой поддержки.

 

Поддержка достоверных антикоррупционных мер

 

Коррупция послужила мощным боевым кличем для разрозненных оппозиционных групп королевства. Она также оказывает сильное коррозионное воздействие на развитие монархии, которая, несмотря на создание антикоррупционной комиссии в 2006 году, страдает от представлений, что власть недостаточно привержена искоренению коррупции на высоком уровне. В то время как Иордания входит в число наименее коррумпированных арабских государств и правительство инициировало некоторые чувствительные громкие дела, в ней преобладает восприятие коррупции как сущности самой власти. Чтобы противостоять этому восприятию, Вашингтон мог бы поощрять короля активизировать его заверения в верности борьбе с коррупцией путем проведения громких расследований, лицензирования таких организаций, как «Transparency International», открытия её офисов в Иордании и отмены закона, ограничивающего интернет-издания, которые были откровенными в усилиях по разоблачению коррупцию в королевстве.

 

Содействие обеспечению эффективного руководства и адекватное финансирование военных и охранных услуг

 

 

Приведение государственных должностных лиц к ответственному поведению играет важную роль в борьбе с коррупцией. Тем не менее, если смотреть с другой точки зрения, партнеры и союзники Иордании не должны утешаться тем, что два последних главы общей разведки Иордании были заключены в тюрьму за финансовые преступления. Публичный позор этих начальников разведки почти наверняка оказал деморализующее влияние на институт, на который король полагает ответственность за внутреннюю безопасность. В связи с этим Вашингтон мало что может сделать, кроме как внимательно следить за недовольством внутри служб безопасности и поощрять назначение лидеров, сосредоточенных исключительно на защите королевства.

 

Вашингтон также может подтолкнуть Амман принять меры, направленные на укрепление своих вооруженных сил - другого столпа режима безопасности. Вашингтон мог бы побудить правительство к сокращению бюджета закупок для ВВС, которые уже давно пользуются особым вниманием (и чрезмерным бюджетом), несмотря на их периферийную роль в национальной безопасности, в пользу сухопутных войск, которые обеспечивают армию солдатами и оборудованием, которые имеют жизненно важное значение в разрешении угроз, стоящих перед королевством. Особенно в экономически трудные времена, очень важно, чтобы Иордания сохранила традиционные уровни финансирования военных госпиталей и школ, важнейшие социальные службы для бедных семей Восточного берега. Иордании следует рекомендовать не совершать «невынужденных ошибок» из-за пренебрежения военной инфраструктурой, которая необходима для ее внутренней стабильности.

 

 

Повышение негласного сотрудничества по Сирии

 

 

Сирия, как в её текущем состоянии гражданской войны, так и пост-асадовскую эру будет представлять существенную угрозу для иорданской безопасности, которая соперничает или даже превосходит повышенный темп операций аль-Каиды в Иордании после вторжения США в Ирак. Распространение радикальных идеологий со стороны исламистских групп в Сирии, приток насильников-джихадистов, угроза трансграничного терроризма и торговли современным оружием подорвет внутреннюю стабильность в Иордании. Чтобы помочь преодолеть этот спектр угроз Иордании и изолировать её внутреннюю политику от событий в Сирии, Соединенные Штаты могли бы увеличить свой и без того мощный обмен информацией и сотрудничество с Иорданией. Но они должны работать с Иорданией спокойно. Независимо от дополнительного сдерживания по отношению к Сирии, должны быть сделаны предложения по усилению американо-иорданского военного и разведывательного сотрудничества, в том числе развёртыванию американских военных сил, чтобы подготовиться к непредвиденным обстоятельствам, тем компенсируя разжигание местных страстей, которые могут воспламениться, если обстоятельства ухудшатся.

 

Содействие соглашению с Израилем по природному газу

 

Экономическое болото Иордании имеет много общего с энергетикой. Когда-то Египет был источником долгосрочных поставок дешёвого газа, но отсутствие безопасности в послереволюционном Египте сделали трубопровод в Иорданию уязвимыми для атак террористов, заставив Иорданию искать альтернативных поставщиков энергоносителей по завышенным ценам. Амман сталкиваются с непредусмотренными в бюджете расходами более чем в 1 млрд долл в 2012 году, и в обозримом будущем Египет уже не вернется как надежный поставщик дешевого газа. В краткосрочной перспективе, льготные договоренности с Ираком и, возможно, скидка за нефть из Мексиканского залива может заполнить этот пробел. Но стратегическим решением для Иордании является Израиль, который вскоре превратится в крупного экспортера газа, готового обеспечить потребности Иордании по льготным ценам и в будущем. Но антиизраильские настроения пронизывают иорданское общественное мнение, препятствуя Иордании заключить газовое соглашение. Соединенные Штаты могли бы сыграть роль свахи, убеждая дворец и иорданских граждан заключить сделку, которая будет явно в стратегических и коммерческих интересах, а также в интересах безопасности Иордании, укрепляя этим израильско-иорданский мирный договор.

 

Выступать за авторитетную, хотя и скромную, реформу

 

В то время как политическая реформа не являются основным источником претензий оппозиции к монархии, скромные демократические перемены, без сомнения, были бы долгожданными, как из-за их основных преимуществ, так и для улучшенного образа короля, который их проводит. Вскоре после арабского восстания, вспыхнувшего в начале 2011 года, король инициировал процесс, одобренный 70 процентами иорданцев, с конституционной реформой в результате. В то время как Соединенные Штаты не должны одобрять резкие трансформационные изменения из-за возможных выступлений исламистов, Вашингтон должен поддерживать более умеренные реформы, включая пересмотр законов о СМИ, обеспечивающих менее репрессивную среду для прессы, и изменения закона о выборах, чтобы скромно увеличить число представителей, избираемых из национального списка, который дал бы политическим партиям большее представительство в нижней палате парламента.

 

Взаимодействие с Израилем и Саудовской Аравией

 

Два ближневосточных государства имеют глубокие интересы в стабильности Иордании: Израиль и Саудовская Аравия, - и Соединенные Штаты могут укрепить Иорданию путем поощрения её связей с каждым из них. Для Израиля мир с Иорданией является одним из основных стратегических активов, поэтому поиск путей обеспечения стабильности для своего восточного соседа является приоритетной задачей. Интересы Саудовской Аравии являются более сложными. Несмотря на цветопеременные отношения правящей семьи Саудитов с Хашимитами, Иордания является важным буфером от нестабильности с севера. В то время как израильские и саудовские интересы не идентичны, они дополняют друг друга, и есть многое, что может сделать Вашингтон, углубляя координацию политической, охранной и разведывательной деятельности Аммана с визави в Иерусалиме и Эр-Рияде. Другие участники: Объединенные Арабские Эмираты, крупные европейские государства и прозападные страны Восточной Азии имеют вспомогательную роль в игре, особенно в плане предоставления экономической помощи. Однако их роль в момент кризиса будет минимальной.

 

Варианты смягчения ситуации

 

Если Иордании сталкивается с быстро ухудшающейся ситуацией, то Соединенные Штаты должны сначала принять меры, которые обеспечат безопасность персонала посольства США и американских экспатриантов, проживающих в королевстве. Кроме того, существуют важные шаги, которые Вашингтон мог бы принять на свой страх и риск во взаимодействии с другими государствами для смягчения опасной нестабильности в Иордании. Они включают в себя следующее:

 

Общественная передача сообщений о поддержке

 

 

В случае насилия или массовых демонстраций в Иордании, Вашингтон мог бы частным образом поощрять дворец продолжать его многолетнюю политику ненасильственного управления толпой, избегая публичной критики короля Абдаллы II и публичных контактов с оппозиционерами, иначе это будет рассматриваться как признаки колебаний в американской поддержке монархии. Понуждение короля внести кардинальные политические изменения, как то возможность полного или почти полного парламентского представительства списка национальных кандидатов, можно считать соответствием демократическим принципам, но вместо этого, скорее всего, это принесёт пользу только исламистскому движению Иордании.

 

Обеспечение немедленными денежными вливаниями

 

Деньги не могут обеспечить стабильность в Иордании, но они могут помочь выиграть время, чтобы переждать экономические трудности, провоцирующие народные волнения. Большие вливания денежных средств от стран Персидского залива или западных доноров в условиях кризиса может оказаться полезной временной мерой, что позволяет дворцу временно возобновить субсидии, обеспечить повышение заработной платы государственным служащим или принять другие меры, чтобы разрядить протесты. Затем король мог бы возобновить свою программу управляемых реформ, как только ситуация стабилизируется.

 

Предупреждение внешним покровителям Братьев-мусульман

 

Вашингтон мог бы рассмотреть более жесткие меры для внешних участников разжигания нестабильности, прежде всего строго предупредить Египет (где Братья-мусульмане сильны) и Катар (главного финансиста Братства) не вмешиваться в иорданскую политику. Это в случае, если Амман окажется втянутым в недовольство Восточного берега Каиром и Дохой, чувствующими возможность расширить исламистское влияние и способствующих опасной эскалации, призвав иорданских исламистов выйти на улицы в тактическим союзе с жителями Восточного берега. Отговоривая их от вмешательства, Соединенные Штаты могли бы предупредить их о высокой цене, которую придётся платить Египту и Катару за вмешательство во внутренние дела Иордании.

 

Рекомендации

 

На кону у Соединенных Штатов в Иордании стоят важные интересы, поэтому мы должны принять все меры для снижения вероятности серьезных угроз для стабильности Иордании, возникающих в ближайшем будущем. Наиболее срочным фактором нестабильности в Иордании является финансовый; МВФ недавно сообщил, что среднесрочная фискальная ситуация в Иордании является положительной, но чтобы добиться «среднесрочной» стабильности, особенно, если региональная ситуация в области безопасности ухудшится, Иордания нуждается в помощи. В то же время Иордания не может быть изолирована от углубления кризиса в Сирии, но она может быть защищена от самых негативных его последствий. В связи с этим, администрация Обамы должна предпринять следующие шаги:

 

Работать с Конгрессом, чтобы сохранить военную помощь Иордании и так организовать «друзей Иордании», чтобы обеспечить ей дополнительную финансовую поддержку для компенсации затрат по спасению сирийских беженцев. Точное количество дополнительной поддержки, которая может составить сотни миллионов долларов, должна включать в себя оценки потребностей в расходах, произведенных США, иорданским правительством и соответствующими международными учреждениями, а также политическую премию, предназначенную смягчить удары по режиму и предотвратить рост нестабильности в результате конкуренции за ограниченные государственные средства. Кроме того, администрация Обамы должна поощрять Саудовскую Аравию и других доноров выполнять недовыполненные обязательства в помощи. В совокупности все эти меры должны восполнить дефицит бюджета Иордании и обеспечить Амман средствами для удовлетворения потребностей для его наиболее важных избирательных округов.

 

 

Лоббировать в частном порядке перед королём Абдаллой тему реализации более системной политики борьбы с коррупцией, с одновременным повышением открытости и прозрачности инвестиций в жителей Восточного берега в тех районах, где они преобладают. Это тема последовательно должна включаться в повестку дня переговоров на американо-иорданских консультациях. Руководство Европейского Союза должно усилить эту тему через оказание технической помощи в антикоррупционных мерах.

 

 

Поощряйте Амман определять приоритетность в своих военных расходах в областях, которые наиболее важны для обслуживания режима. Расходы должны быть направлены на сухопутные войска, спецслужбы и военные учреждения поддержки (например, больницы и школы), а не на закупки для военно-воздушных сил и других периферийных областей поддержания стабильности.

 

Призывайте иорданцев продолжать осуществление дополнительных политических реформ. Это может включать в себя ослабление ограничений на деятельность СМИ и увеличение количества национальных парламентариев. Любые изменения должны установить баланс поддержки движения вперед, не поднимая уровня ожиданий до быстрых политических преобразований или предоставления противникам режима возможностей для продвижения революционных изменений.

 

 

Противодействуйте распространению в Иорданию радикальной исламистской идеологии и джихадистского терроризма. Это может быть достигнуто путем расширения уже имеющихся кооперативных американо-иорданских связей по обмену разведданными, предупреждения внешних игроков, особенно Египта и Катара, против использования иорданской уязвимости в их усилиях расширить исламистское влияния в стране, работы по предотвращению влияния ХАМАС на Западном берегу <реки Иордан>, а также укреплением сотрудничества мирной Иордании с Израилем и Саудовской Аравией.


Вернуться назад