ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > США и Япония: мирные войны из-за авто
США и Япония: мирные войны из-за авто20-03-2013, 13:55. Разместил: VP |
Многие считают США и Японию союзниками. Действительно, по ряду вопросов эти страны имеют единую точку зрения и сотрудничают. Но есть сферы, в которых американцев и японцев можно смело назвать злейшими конкурентами и врагами. К одной из таких отраслей относится автомобильная промышленность. "Автомобильные войны" между США и Японией не затихают.
США против присоединения Японии к ТТП
Очередной скандал между властями США и Японии разгорелся после того, как Синдзо Абэ, премьер-министр страны восходящего солнца, официально озвучил решение своего правительства о намерении присоединиться к Транс-Тихоокеанскому партнерству. На это сразу же отреагировали американские производители автомобилей.
Американский совет по автополитике, представляющий три крупнейших автомобилестроительных концерна, базирующихся в Детройте, конгрессмены и сенаторы от штата Мичиган написали письмо в администрацию президента. В этом коллективном письме они призывают Обаму не допустить факта присоединения Японии к переговорам о TТП. В письме предупреждается о том, что если Япония присоединится к TТП, а тарифы на экспортируемые этой страной автомобили будут ликвидированы, Япония окажется в весьма выгодных условиях, получив одностороннее преимущество.
Американские автомобилестроители утверждают, что это нанесет ощутимый удар по производству машин в США и по трудовой занятости. Когда Япония присоединится к ТТП, ее автомобили станут более конкурентоспособными благодаря ослаблению позиций японской национальной валюты. Напомним, что Транс-Тихоокеанское партнерство — это международная торгово-экономическая организация, членами которой являются Чили, Новая Зеландия, Бруней и Сингапур. США, Перу, Вьетнам и Австралия обсуждают свое присоединение к этой организации с 2008 года.
Автомобильная отрасль США и Японии
Америка считается родиной автомобильной промышленности. Ведь именно в США в 1908 году Генри Форд создал массовый автомобиль Ford T. Американцам удалось превратить автомобиль в прибыльный бизнес. Форд придумал, как поставить машиностроение на конвейер, что значительно упростило, удешевило и ускорило процедуру сборки.
Сейчас США являются мировым лидером автомобилестроения. Автопредприятия этой страны выпускают примерно 22 процента всех машин в мире. Ежегодно американские автоконцерны реализуют свыше 12 млн автомобилей. В отрасли занято более 270 000 человек. Стоимость отгрузок продукции превышает 228 млрд долларов.
Крупнейшими автоконцернами США считаются "Форд Моторс", "Даймлер-Крайслер" и "Дженерал Моторс". Развернуться в полную силу этим предприятиям не дает главный их конкурент — автомобильная промышленность Японии.
Почти вся современная японская автопромышленность, которая опирается на массовое производство, была создана после окончания Второй мировой войны, причем за несколько лет. Толчком послужила война в Корее. Компании Японии поставляли американской армии свои грузовики. Это позволило создать японцам свой автомобиль — простой, надежный, экономичный, по приемлемой цене. После нефтяного кризиса в 1973 году цены на бензин резко пошли вверх, и этим воспользовались японские автомобилестроители. В отличие от основных конкурентов из США, японские автомобили оказались более экономичными. Поэтому за несколько лет Япония стала ведущим мировым экспортером автомобилей. Самое большое преимущество японского автопрома — это экономичность. Причем, эта экономичность проявляется во всем: от организации процесса производства (минимальные издержки, до мелочей продуманы складские запасы, все материалы перерабатываются, основную работу выполняют роботы), до самих машин (дизайн, материалы отделки, двигатель и комплектующие). Да, США сделали первый массовый автомобиль, но Япония сделала современный массовый автомобиль.
Непрекращающаяся автомобильная война
Япония и США — два сильнейших в автопромышленности государства, находящиеся в состоянии своеобразной войны за первенство на мировом автомобильном рынке. Их противоборство началось еще в третьей четверти прошлого века. Кстати, именно в 1979 году по заказу армии США создается мощный брутальный вездеход Hummer, который впоследствии стал популярным и среди простых владельцев автомобилей. Американские и японские транспортные средства характеризуются высоким качеством сборки, богатством комплектации, а также отличной надежностью.
Но это совершенно разные машины: каждая из противоборствующих сторон имеет свои доводы. Японские автомобили выигрывают в экономичности и компактности, зато американские оснащены отличными двигателями. Американцы всегда предпочитали просторные, большие автомобили, обеспечивающие своим владельцам комфортную езду. Для обеспечения хорошей динамикой таким машинам необходим мощный двигатель. Так были созданы 4 — 8-литровые моторы, способные быстро разгонять тяжелый автомобиль, выдавая мощность в 400 л. с. Самый популярный американский автомобиль — кадиллак оборудован именно таким классическим двигателем.
Однако нефтяной кризис семидесятых годов прошлого столетия заставил американских автопроизводителей уменьшить мощность двигателей. Автопроизводители Японии сделали ставку на экономичность двигателей, потребляющих мало топлива. С учетом сложившейся рыночной ситуации это стало беспроигрышным вариантом. В стране восходящего солнца достигнуты колоссальные масштабы автоматизации производственного процесса. Такого нет больше нигде в мире. Применение промышленных роботов при производстве машин позволило существенно увеличить производительность и достичь высоких показателей качества продукции. Японские автомобили давно покорили сердца миллионов автолюбителей в разных странах мира, в том числе и в США.
Причины популярности японских автомобилей в США
Различия в автомобильной промышленности США и Японии определялись тремя главными причинами. Во-первых, производственные издержки у японских компаний были значительно меньшими, нежели у американских концернов, поэтому японцы смогли обеспечить ту же рентабельность путем продажи меньшего количества автомобилей. Во-вторых, некоторые небольшие японские компании имели солидных партнеров среди финансовых организаций, которые при необходимости могли поддержать их материально. В-третьих, в самой Японии существует много автопроизводителей, между которыми идет серьезная конкурентная борьба.
Каждая компания пытается создать что-то новое, совершенное, чтобы покорить сердца потребителей. Многие критики автомобилестроения США заявляли, что именно отсутствие в стране настоящей конкуренции и стало основной причиной того, что "большая тройка" потеряла динамизм в работе и с приходом кризиса не смогла быстро отреагировать на новые тенденции рынка. А вот японские компании смогли вовремя понять, что нужно потребителю, поэтому получили существенное преимущество. Машины японского производства по-прежнему лидируют в плане надежности, значительно опережая своих американских коллег. Во многих рейтингах, которые ежегодно проводят знаменитые организации, пальму первенства долгое время удерживает японский автопром.
Почему американцы боятся вступления Японии в ТТП?
Американцы прекрасно понимают, что если Япония вступит в Транс-Тихоокеанское партнерство, ее автомобили станут более конкурентоспособными, а это может привести к полной капитуляции США в автомобильной войне. Американские автоконцерны и в целом экономика страны понесут огромный урон, что может еще сильнее ухудшить и без того нестабильную ситуацию в стране. Поэтому власти США всеми силами будут защищать своего производителя и не допустят вступления Японии в ТТП. Главное, чтобы в этом конфликте не пострадали автолюбители, ведь они любят и американский шик, и японскую надежность.
Сергей Василенков
Вернуться назад |