ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Япония: Кейнс, поезда и автомобили
Япония: Кейнс, поезда и автомобили21-01-2013, 17:08. Разместил: VP |
Помогут ли фискальные и монетарные стимулы перезагрузить Японскую экономику
За тридцать пять лет стальные болты, на которых держится потолок туннеля Сасаго на платной дорого в западном районе Токио, не проверяли ни разу. И вот, второго декабря выяснилось, что более шестисот этих болтов износились до такой степени, что просто не выдержали нагрузки, и 130-метровая крыша рухнула прямо на головы несчастных автолюбителей. Катастрофа сыграла на руку Синзо Абе, который спустя несколько дней запустил свою успешную предвыборную кампанию и стал премьер министром, отчасти, за счет обещания обновить изрядно проржавевшую инфраструктуру в Японии. Он не нарушил слова, и 10 января одобрил огромные государственные расходы на ремонтные работы, которые, вероятно, превысят 13 трлн. иен (150 млрд. долларов) - больше, чем было потрачено на ликвидацию последствий землетрясения в 2011 году, почти 2.6% от ВПП.
Конечно, большая часть этих денег уплывет в сторону туннелей, железнодорожных путей и прочих инфраструктурных объектов. Это как раз те государственные проекты, которыми славится большая часть послевоенной истории Либерально-демократической партии, которую сейчас возглавляет как раз-таки г-н Абе. Его сторонники уверены, что подобные меры помогут вырвать экономику из состояния рецессии. А критики считают, что это та же старая политика, втянувшая Японию в огромные государственные долги - самые большие в мире - только на новый лад. На Банк Японии теперь оказывают давление, вынуждая его печатать больше денег, чтобы ослабить иену и помочь экспортерам, в частности, производителям автомобилей и электроники. Идейный вдохновитель и создатель этой политики - Коичи Хамада, профессор Йельского университета и советник при кабинете министров, бывший учитель (а теперь мучитель) Маасаки Сиракавы, председателя Банка Японии. Сторонники государственной политики окрестили фискальную и монетарную стратегию "Абеномикой". Однако слава все же принадлежит не ему, а Джону Мейнраду Кейнсу. В принципе, с планом все в порядке, при условии, что государственные расходы способствуют росту доходов, а не затрат по кредитам. Роберт Фельдман из Morgan Stanley считает, что если деньги потратить правильно, например, на развитие энергосберегающих технологий, то расходы окупятся с лихвой, обеспечив производственную эффективность и рост налоговых поступлений.
Но если наличные уйдут на проекты безо всякой экономической выгоды, увеличится не объем производства, а валовой государственный долг, что приведет к повышению коэффициента долг/ВВП который уже превышает 200%. Конечно, финансируемый за счет долговых средств фискальный стимул оправдан в краткосрочной перспективе, однако, Абе говорит о необходимости потратить 200 трлн. иен на государственные работы в течение ближайших десяти лет, при этом не упоминает о том, где эти деньги брать. Эти суммы существенно превышают 12.5 трлн. иен в год, которые Япония надеется привлечь за счет увеличения объема потребления, продаж или налогов. По словам Фельдмана, в кампании Абе проблема долга вообще не упоминается. Пока финансовые рынки счастливы. Буквально за месяц фондовый рынок вырос на 10%, в том числе за счет слабой валюты: иена девальвировалась с 82 до 88 долларов за иену. Отчасти, это результат политики центрального банка, который планирует в скором будущем удвоить свою инфляционную цель до 2%, чтобы не дать Абе воплотить в жизнь свою угрозу изменить закон о Центробанке, гарантирующий его независимость. Определенную роль сыграл также текущий счет Японии, который все ближе и ближе к критической отметке По словам аналитиков, его состояние продолжит ухудшаться из-за необходимости импортировать энергоносители.
Хуже если доходность по государственным облигациям вырастет без соответствующего увеличения инфляционных ожиданий. Последняя программа стимулов по замыслу создателей будет частично финансироваться за счет строительных облигаций на сумму 5.2 трлн. иен; новый министр финансов, Таро Асо, не демонстрирует ни капли привязанности попыткам последнего правительства сдержать выпуск облигаций в этом году на уровне 44 трлн. иен.
Некоторые обеспокоены тем, что если спрос на эти бумаги упадет, администрация Абе будет вынуждена обратиться в Банк Японии с просьбой о покупке, а это для нее хуже смерти. Более того, фискальные и монетарные траты могут послужить оправданием для откладывания болезненных мер, таких как дерегулирование экономики и ее открытие для внешней конкуренции через соглашения о свободной торговле. Главы компаний не желают признавать необходимость срочных структурных реформ. Г-н Абе может предложить какую-нибудь льготу на корпоративный налог на прибыль, но, судя по всему, он предпочтет подождать до выборов в верхнюю палату парламента в июле, прежде чем предпринимать какие-то действия.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist Вернуться назад |