ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > В мрачных дебрях американской политики
В мрачных дебрях американской политики21-01-2013, 17:05. Разместил: VP |
Все признают, что соглашение по смягчению падения с фискального обрыва с одной стороны не стабилизирует финансовое положение США, а с другой - не рассеивает неопределенность относительно проводимой политики. В то же время протокол последнего заседания FOMC показал, что некоторые члены Комитета ожидают завершения третьего раунда количественного ослабления (QE3+) до конца года, что совсем не добавляет оптимизма.
Предлагаем свое видение американской политики, без каких-либо преувеличений. Федеральное правительство уже практически исчерпало свой долговой лимит. Это предельный уровень займов, установленный Конгрессом, который не зависит от объема утвержденных расходов. Министерство финансов уже явно дало нам понять, что всех доступных ему нетрадиционных мер хватает максимум на несколько недель. Борьба между президентом-демократом и Палатой представителей, которая находится под контролем Республиканцев, дважды приводила к прекращению работы правительства в 1995 г. Некоторые Демократы призывают Обаму оспорить конституционность закона об установлении долгового лимита.
Суть в том, что 14-я поправка (к Конституции) гласит – «валидность государственного долга США, согласно закону…не подвергается сомнению». Между тем, долговой лимит усиливает сомнения по поводу незыблемости финансовых обязательств США. Это, по словам одного эксперта, как съесть завтрак в ресторане, а затем отказаться оплатить счет. Обама же показал, что не намерен оспаривать законность долгового лимита. Казалось бы, появившаяся в блогосфере как шутка, идея о том, что Министерство финансов может воспользоваться уловкой и проигнорировать долговой лимит, возбудила интерес во многих. Смысл в том, что Министерство финансов вправе выпускать платиновые монеты любого достоинства. Оно могло бы «создать» платиновую монету номиналом 1 триллион долларов и погасить существующий долг в данном размере.
Несмотря на нескончаемый поток комментариев по этому поводу, данная идея обречена на провал, и тому есть несколько причин. Достаточно отметить здесь две из них. Во-первых, Обама не хочет оспаривать конституционность долгового лимита, и маловероятно, что он воспользуется такой уловкой. Во-вторых, просто нигде поблизости нет достаточного количества платины. Отчеты предполагают, что всего добыто только 16 тыс. тонн платины. По нынешним ценам для 1 триллиона долларов потребовалось бы около 18 тыс. тонн платины. Примерно в то время, когда нужно будет решать проблему, связанную с долговым лимитом, США столкнутся с необходимостью предпринять еще одно действие, так решение проблемы фискального обрыва подразумевает отсрочку сокращения расходов до начала марта. Требуется сократить бюджетные расходы на 110 млрд. долларов, равномерно распределив такое сокращение между оборонным и гражданским секторами. Расходы на социальное обеспечение и бесплатную медицинскую помощь в данный проект не были включены.
В конце марта истекает разрешение на расходование бюджетных ассигнований. Такое разрешение, предоставляемое Конгрессом, позволяет правительству расходовать денежные средства на любые цели, кроме основных видов услуг. Таким образом Конгресс использует свою абсолютную власть над исполнительным органом - он контролирует финансовые ресурсы. По отдельности, лимит долга, сокращение расходов и истечение срока действия разрешения на расходование ассигнований могут вызвать ожесточенную борьбу, но вместе, все это может превратить переговоры по фискальному обрыву в «чаепитие». Парадоксально, что по мнению некоторых обозревателей протокол заседания FOMC, на котором Комитет решил увеличить объем покупок активов более чем в два раза (до 85 млрд. долларов в месяц с 40 млрд. долларов) и внедрить макроэкономический принцип, согласно которому процентные ставки не будут повышаться еще около двух лет, содержит признаки окончания процесса количественного ослабления. Кроме того новое распределение голосов в Комитете, с учетом ежегодного чередования региональных президентов, позволяет рассчитывать на отсутствие агрессивных порывов у Центробанка.
Исследование, проведенное Reuters среди первичных дилеров, показало, что 9 из 16 респондентов предвидят завершение количественного ослабления до конца года (8 говорят - в конце 2013 г., а 1 заявил, что в конце первой половины года). Шестеро из них ожидают, что количественное ослабление продолжится и в 2014 г., а один полагает, что данный процесс распространится и на первую половину 2016 г. В среднем ожидается, что ФРС купит в этом году казначейские облигации на сумму 540 млрд. долларов, что составляет 45 миллиардов долларов в месяц (также осуществляется дополнительная покупка ценных бумаг, обеспеченных закладной, на сумму 40 млрд. долларов в месяц). Что касается безработицы, то 9 из 16 респондентов полагают, что ее уровень не упадет ниже 6.5% к 2015 г., 6 респондентов ожидают этого в 2014 г., а 1 респондент считает, что падение не произойдет до 2016 г.
Марк Чандлер, Brown Brothers Harriman Вернуться назад |