ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Сможет ли Китай нащупать верный путь в водовороте финансовой реформы?
Сможет ли Китай нащупать верный путь в водовороте финансовой реформы?15-01-2013, 15:05. Разместил: VP |
Доверчивых инвесторов можно легко обмануть, совершая аферы, придуманные для того, чтобы лишить их накоплений. В Китае работа по просвещению слишком доверчивых людей ведется даже на улицах. Стены разрисованы изображениями, на которых показана опасность финансовых пирамид, предполагающих выплату денег первым инвесторам за счет средств, полученных от большой группы последующих инвесторов. На одной карикатуре аферист с большой кучей денег сидит на вершине живой пирамиды, что отражает принцип ее работы. Согласно широко цитируемой статье в официальной газете «China Daily», финансовые пирамиды соблазнили даже китайские банки. Статья примечательна тем, что ее автор Сяо Ганг является президентом одного из четырех крупнейших китайских банков и может возглавить центральный банк в 2013 г. Г-н Сяо обеспокоен распространением продуктов для управления благосостоянием (WMP), которые позволяют забирать деньги у инвесторов на определенный срок (обычно меньше чем на шесть месяцев) и вкладывать их в различные финансовые активы, начиная с краткосрочных векселей и заканчивая проектами инвестирования в недвижимость с длительным сроком ожидания.
Некоторые из этих продуктов выпускаются банками, однако они прямо гарантируют только незначительную их часть. Другие продукты просто продаются через банки, выступающие в качестве сети распространения. Г-на Сяо беспокоит, что краткосрочные продукты финансируют долгосрочные проекты, что ведет к несовпадению по срокам. Он также опасается, что некоторые неплатежеспособные предприятия могут выплачивать свои банковские кредиты только за счет привлечения новых средств через продукты WMP, или посредством финансовой пирамиды. Трудно подсчитать, или даже определить, масштаб распространения WMP. По данным Шарлин Чу из агентства Fitch Ratings, к концу 2012 г. они, судя по всему, достигли 12 триллионов юаней (1.9 триллиона долларов), что составляет около 16% от вкладов коммерческих банков. Однако этот показатель учитывает только продукты, выпущенные банками, которые обычно предлагают небольшую прибыль - в среднем около 4%. Сюда не входят такие инвестиции, как продукт, выпущенный Центром инвестирования в благосостояние Zhongding на сумму в 160 млн. юаней, который обещал прибыль на уровне 11-13%, по данным Reuters, за счет инвестиций в автосалоны, телевизионную компанию и ломбард.
Этот ныне печально известный продукт продавался клиентам в банке Hua Xia в Шанхае одним из сотрудников банка. Но банк не считает себя ответственным за провал, как стало известно сотням пострадавших инвесторов, когда в конце ноября по данному продукту прекратилась выплата дивидендов. Обескураженный случаем с Hua Xia китайский орган банковского регулирования и надзора распорядился, чтобы банки провели срочные внутренние проверки всех сторонних продуктов, которыми они торгуют. Китай обладает излишними накоплениями (почти половина ВВП по состоянию на 2012 г.) и имеет дефицит инструментов инвестирования. Рынок облигаций невелик, в особенности для розничных инвесторов, а фондовый рынок не вызывает доверия вследствие ненадежного аудита и процветания инсайдерской торговли. Недвижимость по-прежнему пользуется популярностью, однако правительство пытается ограничить спекулятивную покупку жилья. Для многих людей банковские вклады остаются стандартным выбором. Однако они имеют невысокую процентную ставку, ограниченную правительством.
Учитывая данные варианты, легко объяснить, почему инвесторов привлекают продукты WMP. Сложнее разобраться, почему правительство терпит их. Почему оно устанавливает потолок для ставок по вкладам, но при этом позволяет банкам выпускать аналоги с любой доходностью, которую они только смогут получить? Зачем сохранять контроль, а затем позволять банкам действовать в обход? Это кажется парадоксальным. Однако этот подход к финансовой реформе согласуется с китайским подходом к либерализации всей экономики. Китай проводит реформы постепенно, переходя реку и нащупывая камни, как говорил бывший лидер страны Ден Сяопин. Например, после 1978 г. были сохранены многие существующие квоты, предусмотренные центральным планом. Но при этом фермам, а затем и фирмам было позволено продавать дополнительные продукты по любой цене, которую могли выдержать рынки. Вместо того чтобы отказаться от центрального планирования целиком, Китай вышел за его рамки.
Некоторые аналитики надеются, что продукты WMP помогут китайским банкам отказаться от финансового плана страны, заставив их бороться за клиентов из числа привередливых инвесторов, которые с радостью переметнутся к банку-конкуренту, предлагающему лучшие условия. С помощью продуктов WMP кредиторы смогут сделать первые шаги на пути к конкурентоспособному банковскому делу подобно тому, как фермы и компании в 1980х сумели воспользоваться преимуществами рынка, даже несмотря на выполнение своих обязательств по плану. Однако такой подход работает только, если правительство по-прежнему может внедрять квоты и контролировать цены. В случае банковского сектора – это хитроумная задача, с которой трудно справиться. Правительство может контролировать стоимость вкладов, но оно не может контролировать количество, которое хотят получить фирмы и домохозяйства. Быстрый рост продуктов WMP предполагает, что вкладчики все больше отдают предпочтение этим продуктам.
Опасность стенной росписи
Проблема в том, что если что-то пойдет не так, государству, возможно, все же придется взять расходы на себя. Хотя банки прямо гарантируют только 15-20% выдаваемых ими продуктов WMP, на практике банки, вероятно, поддержали бы свои продукты. (Сторонние продукты, продаваемые через банки, - это другое дело). Продвигая свои продукты WMP, банки спекулируют своей репутацией. Но они не могут ею торговать. Эта репутация дана им государством. За последние 15 лет китайское правительство закрыло только один банк. При этом вклады обеспечиваются скрытой государственной гарантией. До недавнего времени такая государственная защита доставалась китайским банкам ценой ограниченной свободы. Внедрение продуктов WMP предоставило банкам больше свободы без какой-либо явной потери в плане защиты. Так как государственная гарантия вкладов не является явно выраженной, то она и не является явно ограниченной. Судя по всему, многих покупателей продуктов WMP это успокаивает. Они могли бы передумать, если бы Китай ввел официальное страхование вкладов, ограниченное в объеме и финансируемое самими банками. Вместе с тем нужно допустить крах таких сторонних продуктов, как те, что продавал банк Hua Xia. Понесенный убыток стал бы убедительным отражением рисков финансовой спекуляции, нарисовав картину, которой стремились бы соответствовать даже китайские мастера по росписи стен.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist Вернуться назад |