ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Мегарегулятор и СРО, гарантии для миллионеров, сословная Россия, германский Гулливер и европейские лилипуты, чего хочет ЕЦБ

Мегарегулятор и СРО, гарантии для миллионеров, сословная Россия, германский Гулливер и европейские лилипуты, чего хочет ЕЦБ


1-11-2012, 08:54. Разместил: VP

Сегодня в блогах: Анатолий Гавриленко, Максим Авербух, Андрей Нальгин, Николай Кащеев, Брэд Пламер, Крэйг Пирронг, Каллен Роше, Хьюго Диксон, Грэм Саммерс, Сергей Григорян.

// Елена Бродская, Bankir.Ru

 

Анатолий Гавриленко, председатель наблюдательного совета группы компаний «АЛОР», президент Российского биржевого союзаАнатолий Гавриленко, председатель наблюдательного совета группы компаний «АЛОР», президент Российского биржевого союза:

Приговор

Только что [19 октября] закончилась встреча в Минфине. Встречались участники рынка с г-ми Саватюгиным и Барсуковым. Приглашение на встречу пришло от Минфина. За что Алексею Львовичу Саватюгину большое спасибо. Но сам он на полчаса опоздал на встречу, а, главное, не извинился, что говорит о его внутреннем недовольстве самим собой и, конечно, мной, так как я ему за это попенял. И от этого сам расстроился. Видите, коллеги, полчаса опоздания без извинения, и столько расстройств. Будьте пунктуальны.

К Алексею Львовичу у меня особенное отношение. Человек вырос с рынка и, обладая блестящим аналитическим умом и эрудицией, практически всегда занимал прорыночную позицию. Но сегодня мы больше спорили, чем соглашались.

В начале встречи Алексей Саватюгин (АЛС) вкратце обрисовал создавшуюся ситуацию вокруг формирования мегарегулятора и предложил высказаться по вопросу «...статуса общественных организаций, их прав и обязанностей в новой системе регулирования, а также расширения полномочий СРО».

В его изложении я понял, что все заинтересованные чиновники после долгих споров пришли к единой позиции в отношении создания мегарегулятора. Предлагается все передать из ФСФР и Минфина в ЦБ, а законодательные полномочия оставить за правительством, и предложения по ним будет готовить Минфин.

Это предложение будет озвучено на встрече с Дмитрием Медведевым на следующей неделе, а потом отдано на высочайшее одобрение.

К 1 февраля 2013 года должен быть подготовлен пакет из 54 законов с соответствующими поправками и изменениями. Рассматривается вопрос о создании финансового омбудсмена с полномочиями для защиты потребителей финансовых услуг от финансовых разбойников. Совет по развитию финансового рынка может перейти в Совет по финансовой стабильности.

Одним из первых выступил г-н Коваль, который подтвердил, что решение принято, и сопротивляться бесполезно. Он выступил за передачу избыточных функций регулирования от регулятора в пользу СРО. А еще он сказал, что можно расслабиться и поблагодарить, что нас пригласили.

Мы тут же все расслабились, но так как я поблагодарил АЛС раньше, то стал задавать разные вопросы. У меня осталось ощущение, что эти вопросы оказались не очень удобными.

Я спросил, есть ли какой-нибудь письменный документ о создании мегарегулятора. Оказалось, что только письмо г-на Шувалова, которое, как считает АЛС, знает весь рынок. Засомневавшись про весь рынок, я сказал, что для принятия столь судьбоносного для рынка решения одного письма маловато.

Спросил я про судьбу ответа на нашу Воздвиженскую резолюцию. Мне ответили, что формула ответов на обращения рынка в даже самые высокие инстанции очень проста. Путин-Медведев-Шувалов-Силуанов-Саватюгин-Барсуков.

Приглашенные участники призадумались и с уважением посмотрели на г-на Барсукова, столь смело и легко исполняющего профессиональные обязанности стольких уважаемых людей, начиная с президента.

Тогда я поинтересовался, почему не выполняется 601 Указ Президента от 7 мая этого года и при Минфине не создан соответствующий общественный Совет для обсуждения данных вопросов. На это мне ответили, что существующий при Минфине Совет был создан годом раньше, соответствие его новому указу никто не проверял, а вот все вопросы обсуждаем сегодня за круглым столом. И вообще, на рынке создали уже много разных советов, но мы сами должны определить, что и как мы хотим обсуждать. В этом я углядел попытку ревизии упомянутого президентского указа, к выполнению которого пока еще в Минфине даже не приступили.

После этих моих вопросов АЛС на меня сильно осерчал, и я, пока не выгнали, решил немного помолчать.

Мои коллеги в своих выступлениях оказались более комфортными, но говорили все о том же. О передаче СРО полномочий регулятора, об обязательном членстве в СРО, о необходимости системного участия инвестсообщества в обсуждении и принятии решений на рынке. Предлагали создание общественного договора между властью и рынком, более тесного взаимодействия с экспертным сообществом.

Потом АЛС подвел итоги и сказал, что услышал про необходимость усиления обратной связи с рынком, что у нас нет всех ответов по будущим функциям СРО, про необходимость внедрения Кодекса корпоративного управления, обязательное членство в СРО и готовность сообщества делегировать во власть своих представителей.

Кроме этого он не услышал никаких замечаний про предлагаемый формат мегарегулятора. Тут бурно запротестовал А. Тимофеев, справедливо утверждая, что эта тема сначала была подана как уже почти решенная и не являлась вопросом сегодняшней встречи. Я полностью поддержал А. Тимофеева, и АЛС нехотя согласился. А еще я вполне серьезно сказал, что исключение рыночного профсообщества из системы принятия важнейших решений на рынке и игнорирование основных положений 601 Указа президента создает прямую угрозу выполнению решения государственных органов об улучшении инвестиционной привлекательности страны и сводит на нет многие предпринимающиеся усилия в этой области.

АЛС пытался свести эту фразу к шутке и добавил, что у нас не монархия, и Путин мне не начальник. На что я на полном серьезе ответил, что как гражданин страны целиком поддерживаю все положения 601 Указа президента и готов в любом качестве участвовать в его реализации.

На этом мы поблагодарили друг друга и разошлись. АСЛ – отдохнуть от моих нападок, а уважаемые руководители СРО – выполнять данное АСЛ обещание подготовить более развернутые и конкретные предложения по своим общественным организациям.

А я поехал домой к семье.

Максим Авербух:

Про «бюджет развития»

У России с ее сырьевой экономикой не может быть «бюджета развития» в принципе.

Потому что инвестиции в развитие – это риск, что в условиях плохого инвестклимата и хорошей коррупции такового так и не случится (и тут власти в значительной мере правы).

Куда как правильнее откладывать деньги в финансовый резерв – в этом случае они гарантированно сработают на помощь власти в деле переживания очередного кризиса.

Андрей Нальгин:

О гарантиях для миллионеров

ЦБ, Минфин и АСВ договорились об увеличении госгарантий по вкладам с 700 тыс. до 1 млн. рублей. При этом кредитные организации, предлагающие повышенные проценты, будут платить в фонд страхования на 40% больше остальных.

«Магия миллиона» не дает покоя чиновникам. Вот-вот будет сделан еще один шаг навстречу тем, чьи свободные средства превышают уровень, исчисляемый единице с шестью нулями. Так и подмывает спросить: а зачем?

Спору нет, российские гарантии по банковским вкладам – 700 тыс. рублей или $22,5 тыс. – одни из самых низких в мире. В Евросоюзе гарантированы депозиты на сумму в 100 тыс. евро ($129,5 тыс.), в США – $250 тыс. (до 2013 года). В «социалистической» Беларуси потолка гарантий и вовсе нет.

С другой стороны, даже 700 тыс. рублей – эта сумма, которая покрывает 99,6% от общего количества вкладов граждан в российских банках. Конечно, эта цифра не учитывает тех, кто «разносит» депозиты по нескольким кредитным организациям. Но вряд ли число таких ловкачей велико: хлопотно это, да и не во всех городах и весях доступно.

Есть и другие критерии достаточности нынешнего потолка гарантий. «Для того, чтобы принять решение о том, нужно ли увеличивать объем гарантий по вкладам, АСВ использует пять показателей оценки состояния банковской системы: три макроэкономических и два, характеризующих финансовые возможности агентства, – говорил год назад генеральный директор АСВ Александр Турбанов. – В настоящее время ни один из этих показателей не говорит о том, что работа над увеличением гарантированной суммы необходима».

C тех пор, в общем-то, ничего принципиально не поменялось. Размер гарантированного вклада в 700 тыс. рублей на сегодня в 5,5 раз превышает среднюю по банковской системе сумму депозита (при ее расчете «мелкие» вклады и счета «до востребования» не учитываются). Средняя зарплата в 28 раз ниже потолка гарантий, то есть примерно за такое количество лет вкладчик, ежемесячно отчисляющий по 10% от зарплаты на банковский депозит, достигнет гарантированного государством предела (с учетом капитализации процентов – лет на 8 быстрее). Наконец, размер страхового возмещения эквивалентен примерно 1,5-кратному размеру душевого ВВП РФ (принятый в мире критерий оценки достаточности размера гарантий).

Так с чего вдруг Минфин, ЦБ и АСВ согласились увеличить потолок гарантий по вкладам? Только ли для того, чтобы прижать мелкие банки, ведущие агрессивное привлечение депозитов населения и предлагающих повышенный процент?

PS Кстати, наиболее состоятельным вкладчикам от инициативы трех ведомств ни жарко, ни холодно. В первой половине 2012 года средний размер депозита в интервале «от 1 млн. рублей» составил 4 млн. 243,9 тыс. рублей.

Николай Кащеев, начальник аналитического отдела департамента казначейских операций и финансовых рынков СбербанкаНиколай Кащеев, начальник аналитического отдела департамента казначейских операций и финансовых рынков Сбербанка:

...И о политике, и выборах

Россия – страна корпоративная. В смысле, сословная, если по старинке.

В стране без горизонтальных связей – это обычное явление, если не системообразующий признак. Сие означает разделение / разобщение жителей, подданных по разным признакам: по имущественному, образовательному, профессиональному, территориальному и т.п. Люди всяко не ощущают себя единой нацией, единым обществом, несмотря на какие-то абстрактные лозунги на кумачовых плакатах.

Оппозиция у нас – ровно того же поля ягода: каста, сословие, отдельная прослойка специальных политических людей, тусовка, говорящая на своем языке, стремящаяся к своим корпоративным целям, вдобавок, еще и надежно раздробленная внутри себя – партии, группировки и проч. Напротив, термин «вертикаль» говорит сам за себя: вертикаль власти пронизывает социум насквозь, сверху вниз. Работает не то, чтобы очень хорошо, зато вращается близко, почти рядом со всеми и каждым.

Поэтому псевдогоризонтальной оппозиции в России ничего не светит: она просто не понимает электорат и сама говорит на непонятном языке. Друг другу чужие. Единственная «несистемная» оппозиция, когда-то успешная в России – это ленинская партия, создавшая параллельную вертикаль на фоне ослабления главной, правящей. А, например, Ельцин и ко – это ведь часть государственно-партийного аппарата СССР с союзниками, а не нечто гражданское. Так что без иллюзий.

Spydell:

Уход топ менеджера Citi

Викрам Пандит стал CEO Citi в декабре 2007. При его руководстве банк из лидера индустрии превратился не только в аутсайдера, но стал худшим крупным банком на планете. С момента вступления в должность операционные убытки Citi за 20 кварталов составили $34,5 млрд. В Citi сейчас нет практически ни одного успешного и растущего сегмента. Citi стал банком-помойкой на полном государственном обеспечении.

Викрам Пандит приложил руку к разложению и фактическому самоуничтожению некогда великого банка. Еще никогда за всю свою 200-летнюю историю банк не работал так херово, как при Пандите.

Его последняя фраза выглядит форменным издевательством и троллингом налогоплательщиков США, которые дотируют бонусы и золотые парашюты Пандита вот уже 5 лет подряд. Слушайте сами: «Учитывая прогресс, которого мы добились в последние несколько лет, я пришел к выводу, что сейчас самое подходящее время для кого-то еще, чтобы встать у руля в Citigroup».

Правильнее было сказать следующее: «Учитывая, что при моем руководстве банк превратился в полутруп, и то, что налогоплательщики платили мне зарплату, я пришел к выводу, что хватит испытывать банк на прочность и терпение людей». Но эта политкорректность сбивает людей с толку.

Уход самого неэффективного и убыточного менеджера на планете может несколько оживить банк. Ну, хоть первый позитив за неделю.

Брэд Пламер:

Американский жилищный сектор в сентябре начал оживать

Появились неплохие экономические новости. Жилищный сектор долгое время был слабым звеном американской экономики, но в сентябре он внезапно показал хорошие результаты.

По данным Census Bureau, в этом месяце стало на 15% больше новостроек. Количество разрешений на строительство (этот показатель считается индикатором будущего строительства), в сентябре выросло на 11,6%, хотя аналитики прогнозировали рост лишь на 1,1%. Количество разрешений на строительство выросло на 45,1% по сравнению с уровнем сентября 2011 года.

Однако стоит посмотреть на данные за более длительный период, чтобы убедиться: жилищный сектор все еще ниже многолетних показателей (см. ниже график с Calculated Risk). Мы все еще очень далеки от полного восстановления. На самом деле, этот пример показывает, что за три года, прошедших с момента взрыва «пузыря» на рынке недвижимости, страна перешла от состояния «слишком много домов» к состоянию «слишком мало домов»:

Хотелось бы, чтобы начался длительный восходящий тренд, который показал бы, что нынешний рост – не просто временное явление. Ведь рост жилищного сектора повлечет создание новых рабочих мест, что поможет решить проблемы на рынке труда.

Большой вопрос в то же время, как связаны планы ФРС по включению печатного станка и рост рынка недвижимости. По крайней мере, ФРС сообщила о своих намерениях 13 сентября, а спустя две недели закончился месяц, оказавшийся столь удачным для американских строителей. Совпадение?

Мэтт Иглесиас считает, что эти два события связаны: «QE3 хорошо повлиял не только на жилищный сектор, но и на продажи автомобилей». Правда, строителям пришлось бы бегом получать разрешения на новые проекты в эти две недели. К сожалению, статистика не разбита по двум половинам месяца, так что остается только гадать.

Крэйг Пирронг (Streetwise Professor):

Банковский союз: сковывание германского Гулливера

Президент Франции Франсуа Олланд говорит, что банковский союз в рамках ЕС – это самый важный момент для обсуждения на следующем саммите ЕС.

Хотя есть мнения, что такой союз незаконен. Весь дьявол в деталях.

Почему Олланд так озабочен этим вопросом? По двум взаимосвязанным причинам.

Первая: банковский союз открывает путь к полной политической интеграции Европы. Он может стать аналогом Coalandsteelpact, объединения европейских стран в ходе «холодной войны». Финансы и банковская отрасль проникли повсюду, так что банковский союз сработал бы сильнее, чем широкая политическая интеграция.

Во-вторых, это еще крепче привязало бы Германию к Франции и к остальной Европе. Если бы немецкие финансовые институты глубоко проникли в структуру управления европейской финансовой отрасли, немцам будет сложнее отказаться от евро. А это жизненно важно для Франции, потому что ее собственное финансовое состояние шатко. По этой же причине французы считают, что под централизованное регулирование должны подпадать не только самые крупные, too big to fail, банки, но и региональные, в том числе немецкие landesbanks. Таким образом, германский Гулливер окажется под контролем европейских лилипутов, действующих по указке Франции, разумеется.

Другими словами, банковский союз – это больше об объединении, чем о банкинге. Олланд выступает прямо как последователь Макиавелли. Интересно, что ответит Германия.

Каллен Роше:

Сорос: Германия могла бы разрешить кризис, выйдя из еврозоны

Джордж Сорос дал интересный комментарий о кризисе еврозоны. Ранее Сорос говорил, что Европе нужно усиливать интеграцию, а не разбегаться. Но теперь он поменял мнение. «Единая европейская валюта угрожает существованию Евросоюза. Однако его можно спасти, если Германия выйдет из зоны евро. Эту жертву она могла бы принести в общих интересах Союза и стран-должников в частности», – сказал финансист. По логике Сороса, выход из ЕС Германии вызовет обвал евро и снижение ставок по долговым бумагам проблемных стран.

Я бы оценил вероятность такого развития события как крайне низкую. Если бы Германия собиралась выйти из зоны евро, эта страна уже ввела бы собственную валюту. Я не думаю, что Сорос прав. Выход Германии не решил реальной проблемы, которая заключается в недостатке самостоятельности и связи центрального банка с государственной казной. Дальнейшее ослабление Европы, неизбежное в случае выхода Германии из зоны евро, повлекло бы проблемы и для экономики самой Германии, крупнейшего экспортера. Так что теория о выходе Германии звучит лучше, чем ее возможная реализация на практике...

Хьюго Диксон:

Испанский замкнутый круг все труднее разорвать

Искусство политиков заключается в работе с квадратурой круга. В случае с кризисом еврозоны это означает продвижение болезненных, но необходимых реформ. В Испании, где я провел часть позапрошлой недели, нарастают проблемы. Мариано Рахой, глава правительства, не находится под страхом скорых выборов и возможной потери власти. Он уже 10 месяцев у руля и предпринял важные шаги по реформированию экономики: расчистка банковской системы, либерализация рынка труда и наведение порядка в государственных расходах.

Однако рецессия углубляется, и премьер-министр теряет свой политический капитал как внутри страны, так и вне ее. Мадриду все сложнее найти помощь от партнеров по зоне евро.

ВВП упадет на 1,5% в 2012 году и на 1,8% в следующем, по данным Funcas, ассоциации испанских сберегательных банков. Это результат и повышения фискальной нагрузки, и отказа хозяйствующих субъектов от кредитов. Строгая экономия действует по спирали. По данным МВФ, так называемые финансовые мультипликаторы в мире значат больше, чем считалось раньше.

Еще одна проблема заключается в том, что из-за экономического спада у правительства не получится преодолеть дефицит бюджета. Испании нужно продать облигаций на 207 млрд. евро, эквивалент 20% ВВП, в следующем году, чтобы покрыть дефицит и перекредитоваться. Это больше, чем 186 млрд., запланированных на этот год, причем эта сумма не так велика благодаря тому, что ЕЦБ дал долгосрочный заем в 230 млрд. евро испанским банкам.

Инвесторы уже испугались недавнего понижения кредитного рейтинга Испании агентством S&P сразу на две ступени до ВВВ–, но идея о том, что испанское правительство попросит о помощи и сможет реформировать экономику, улучшила их настроение. Однако в долгосрочной перспективе никого не радует возможность увеличения долга до уровня 100% ВВП из-за помощи банковской системе. Кроме того, план ЕЦБ содержит серьезные ограничения, и его можно считать скорее «трюком для повышения доверия».

Почему правительство просто не попросит помощи у ЕЦБ? Ведь это снизило бы риск новой «испанической (spanic) атаки и помогло бы отойти от края рецессии. Перед тем, как поехать в Мадрид, я думал, что Рахой не попросил о помощи из-за своей неуместной гордыни. Все дело в этом свойстве характера, а также в желании подождать, пока закончатся региональные выборы в Галисии – так я считал. Однако теперь стало понятно, что на самом деле более важными причинами стали недостаток понимания ситуации со стороны ЕЦБ и предположение, что Германия заблокирует программу помощи Испании.

Своей программой помощи ЕЦБ хочет остановить доходность десятилетних испанских бондов на уровне 5,7%? Или снизить ее, скажем, до 4,5%? Рахой не спросил об этом у Марио Драги, главы ЕЦБ. А если бы и спросил, то не получил бы прямого ответа. Однако всем нам не мешало бы понять, чего именно хочет ЕЦБ.

Еще одна проблема – Берлин. Германия говорит, что Испании не нужна помощь. Это связано с внутренними политическими разборками между канцлером Ангелой Меркель и Бундестагом и негативно настроенным общественным мнением. Германия не против отказаться и от ранее одобренного плана помощи испанским банкам. Мадрид, видя это, не хочет подвергаться новым нападкам.

В случае новой волны паники Меркель, скорее всего, решил запросить у парламента подтверждение на выделение помощи Испании, однако не по отдельности, а в «пакете» вместе с Грецией и Кипром. Испании было бы гораздо предпочтительнее действовать до того. К сожалению, Европа выбирает неверный путь, несмотря на получение Нобелевской премии мира.

Грэм Саммерс:

Два более значимых факта, чем дебаты в Америке

Пока СМИ по всему миру жужжат по поводу предвыборных дебатов в США, я бы хотел представить два по-настоящему важных и значимых факта, о которых нужно помнить на фоне выборов американского президента.

Факт №1: Лидеры ЕС начали категорически отрицать, что их попросили молчать о реальном положении вещей до того, как выборы состоятся. Интересно, что они попросили взамен на выполнение этого условия?

Как все знают, в ЕС сейчас далеко не лучшие времена. Испания просит €400 млрд. у ЕЦБ. Если вспомнить, как развивалась ситуация, сначала Испания попросила €300 млрд., потом, в июне, еще €100 млрд. ЕЦБ пообещал выкупать все ее облигации, и вроде бы даже Германия на это согласилась. Но Испании теперь требуется еще больше денег. Это явно не прогресс, а указание на тот факт, что ситуация в финансовой системе ЕС ухудшается ошеломляюще быстро. Видимо, за молчание до 6 ноября придется заплатить огромные деньги. А американцы узнают об этом не ранее, чем пройдут выборы.

Факт №2. Китай как минимум падает, если уже не оказался в рецессии.

Китайское экономическое чудо – это на самом деле колоссальная фальшивка, поддерживаемая правительством. Как только СМИ пытаются разобраться, почему же Китай до сих пор растет, хотя все уже давно падают, выясняется, что рост китайской экономики фиктивен, просто публике даются ложные факты.

По официальным данным, рост китайской экономики в третьем квартале составил 7,5%. Однако китайские бизнесмены говорят о противоположных тенденциях. «Все отрасли падают, почему официальная статистика сообщает совсем другое?», – спрашивает один из сотрудников Kralle Tools, производителя оборудования для лесопильных производств из Вэньчжоу, города на востоке страны. Власти как минимум недооценивают экономические проблемы.

Итак… скорее всего, в обозримом будущем – наверное, тоже после выборов – из Китая начнут поступать все более и более плохие новости. Как мир отреагирует на сообщения, что «чудо», которое должно вывести из рецессии весь мир, на самом деле само испытывает огромные проблемы? Все это очень плохо, особенно если вспомнить, что Европа и Китай в совокупности выдают 34% глобального ВВП.

Сергей Григорян, директор по инвестициям УК Номос-БанкаСергей Григорян, директор по инвестициям УК Номос-Банка:

Новое слово в искусстве инвестирования

Даже не слово, а песня. Какой там, к чертям, Баффетт со своими пыльными методами, или Симмонс со своими PhD-квантами?

Корейская компания DI Corp. выросла за три месяца в 6 раз, правда, с волатильностью, которая, как бы помягче выразиться, немного зашкаливает. Но не суть, результат на табло, как говорил великий Лобановский. 500% прибыли за три месяца.

Причина этого роста – вот что поражает и затыкает за пояс всякие «тюльпаномании» и «дотком-бумы». Оказывается, возглавляет эту, вполне добропорядочную, фирму-производителя полупроводникового оборудования, отец южнокорейского рэппера PSY (кличка в тему, кстати), чей хит «Gangnam style», будучи размещенным 15 июля на Youtube, взорвал Интернет и по количеству просмотров переписал все рекорды (470 млн. на сегодня).

На графике видно, как менялась динамика акции с ростом количества просмотров клипа в Сети.

Аналитики корейских инвестдомов объясняют этот взрывной рост тем, что родственные связи КАКИМ-ТО ОБРАЗОМ должны помочь отцу извлечь выгоду из сотрудничества с сыном. Вот так-то. А то: «мультипликаторы», «теханализ», «экономика» – архаизм какой-то :)

P.S. А песня и клип веселые, кстати. Сам с удовольствием пару раз посмотрел. Ребенку, опять же, нравится...


Вернуться назад