ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Кредиторы мира

Кредиторы мира


29-06-2009, 13:00. Разместил: VP

МВФ и Всемирный банк противостоят самому серьезному кризису за все время их существования, да еще на фоне разговоров о необходимости реформирования финансового мироустройства. // Сергей Мануков. Деловой еженедельник "Компания" 22.06.2009.

 

 

Говорят, что Международный валютный фонд и Всемирный банк путал даже один из их создателей, известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883 - 1946). Впрочем, тогда МВФ и ВБ только создавались, а сегодня они представляют собой основу современной мировой финансовой системы. Основу, которую все хотели бы подправить, переделать, усовершенствовать.

 

МВФ и ВБ - детища конференции по финансовому мироустройству, состоявшейся в американском Бреттон-Вудcе в 1944 году. Первый (185 членов) представляет собой что-то вроде кредитного союза, если хотите, мировой "черной кассы", куда можно обратиться за помощью в трудную минуту. Второй (186 акционеров) - больше инвестиционный банк, источник средств для развития. Любопытно, что изначально в Бреттон-Вудcе предполагалось учредить не две, а три международные структуры. Третьей должна была стать организация по внешней торговле, но вопрос оказался политически чрезвычайно чувствительным и его решение было отложено до "после войны". В 1948 году группа стран подписала Генеральное соглашение по тарифам и торговле, но это объединение было не очень влиятельным. ВТО в ее нынешнем виде появилась лишь в 1994-м.


"МЫ СТРОИЛИ, СТРОИЛИ И НАКОНЕЦ ПОСТРОИЛИ"

 

Эти слова мультяшного Чебурашки лучше всего дают представление о современном состоянии мировой финансовой системы: ее выстраивали практически по наитию, долго и старательно, а результатом не доволен никто. Единственное утешение - она все-таки не рухнула, как построенный героями мультфильма дом.

 

Надо сказать, что первая попытка создания системы стабилизации мировых финансов была предпринята еще в 1918 - 1919 гг. на мирной конференции в Париже. Главной задачей тогда было определение послевоенных границ и выработка механизма предотвращения новой войны, но в повестке дня были и вопросы восстановления свободной торговли и движения капиталов. Договориться тогда не удалось, и в 1920-м состоялась конференция в Брюсселе, по итогам которой в рамках Лиги Наций был создан специальный орган, но с весьма ограниченными зоной ответственности и полномочиями. Историки полагают, что эта неудача стала в дальнейшем одним из факторов, усугубивших тяжесть Великой депрессии.

 

В дальнейшем мир поэтапно (встречи в Генуе в 1922-м, в Риме в 1930-м, в Лондоне в 1933-м) продвигался к знаменитой конференции в американском Бреттон-Вудcе в 1944-м. Вторая мировая война еще не закончилась, а Великобритания и США уже инициировали разработку структуры финансового обустройства послевоенного мира. К середине 1942 года англичанин Джон Мейнард Кейнс и американец Гарри Декстер Уайт подготовили каждый свой проект, после чего началось их широкое обсуждение. Кейнс предлагал ограничить количество членов новых организаций и закрепить за Великобританией и США роль их отцов-основателей, а Уайт настаивал на включении в их структуру всех 45 стран, воевавших против оси Рим - Берлин - Токио. В июне 1943 года в Вашингтоне прошла встреча представителей 18 из этих государств, на которой произошел обмен мнениями, в июне 1944-го 17 стран встречались на подготовительной конференции в Атлантик-Сити, и лишь несколькими неделями позже делегации всех 45 стран съехались в Бреттон-Вудc.


БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ

 

Штаб-квартиры МВФ и ВБ находятся в Вашингтоне. Много лет они вообще делили одно здание, а сейчас расположились на одной улице недалеко от Белого дома, только на разных сторонах. МВФ и ВБ пользуются одной библиотекой, регулярно обмениваются информацией по экономическим вопросам, иногда проводят объединенные семинары и отправляют совместные группы в другие страны. Органы управления фонда и банка выстроены по одной и той же схеме, только в МВФ традиционно первое лицо - европеец, его зам - американец, а в ВБ - наоборот.

 

Забавно, что даже скандалы в МВФ и ВБ случились почти в одно и то же время и на одной и той же почве. Сначала бывшего главу ВБ американца Пола Вулфовица обвинили в недостойной связи с сотрудницей, потом то же инкриминировали управляющему директору МВФ Доминику Стросс-Кану.

 

МВФ имеет свою безналичную расчетную единицу SDR, номинал которой определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех основных валют: доллара США, евро, иены и фунта стерлингов. Уставный капитал МВФ составляет 217 млрд SDR и формируется из членских взносов (25% в SDR, остальное - в национальной валюте).

Решения в МВФ принимаются голосованием, а голоса распределяются соразмерно взносам: 250 "базовых" плюс по одному голосу за каждые 100 000 SDR. Больше всего SDR - и голосов - у США (37 149,3 млн и 371 743 (16,79%) соответственно). Причем у Вашингтона есть еще и право вето. Второе место с очень большим отрывом занимает Япония - 13 312,8 млн SDR и 133 378 голосов (6,02%). Россия, которая вошла в МВФ летом 1992 года, стоит на 10 месте: 5945,4 млн SDR и 59 704 голоса (2,7%). Что касается ВБ, то США являются его крупнейшим акционером (16% акций) и также обладают правом вето. Совет директоров ВБ состоит из 24 исполнительных директоров, но 5 мест в нем отведены пяти значимым акционерам - США, Японии, Германии, Великобритании и Франции, а оставшиеся 19 делят между собой группы государств, входящих в ВБ. То есть и в МВФ и в ВБ первую скрипку, конечно, играют США, а также развитые индустриальные страны. И это - причина острого недовольства практически всех остальных.

 

Развивающиеся государства все настойчивее требуют изменения принципов распределения голосов и принятия решений.

 

Примечательно, однако, что при этом отказываться от участия в МВФ или ВБ не спешат даже самые недовольные. В апреле 2007 года президент Эквадора Рафаэль Корреа объявил о высылке из страны представителя МВФ и выходе из организации. Через несколько дней о выходе из МВФ сообщил и президент Венесуэлы Уго Чавес. Но дальше дело не пошло, и обе страны до сих пор являются членами фонда, потому что отказ от участия в нем моментально обвалит гособлигации и вообще финансовые системы этих государств.

 

Понятно, что в обмен на финансовую помощь от МВФ ее получатели должны выполнять рекомендации фонда, который обычно настаивает на распродаже активов (а конъюнктура в переживающей кризис стране складывается, как правило, такая, что продавать приходится иностранцам и задешево), повышении налогов с физических лиц и снижении налога на прибыль корпораций, девальвации национальной валюты и других столь же болезненных и непопулярных шагах.

 

Рекомендации чаще всего принципиально сходны, но результаты следования им, наоборот, разные, и споры об эффективности методики оздоровления экономики от МВФ, похоже, не имеют конца. К тому же для национальных политиков МВФ - подходящий козел отпущения, на которого можно свалить все собственные просчеты и неудачи.

 

Критикуют МВФ и за поддержку диктаторских режимов, например, Умберто Кастелло Бранко в Бразилии (1964 - 1967 гг.) или Аугусто Пиночета в Чили (1973 - 1988 гг.), за медлительность и за то, что он лишь реагирует на уже разразившийся кризис, не работая на опережение.


ПЕРЕМЕНЫ УЖЕ НАЧАЛИСЬ

 

Едва ли не все существование МВФ и ВБ сопровождается разговорами о необходимости корректировки, а то и переделки мировой финансовой системы. И разговоры эти тем громче, чем сложнее переживаемый период. Испытанием для МВФ и ВБ стало, например, прекращение привязки американского доллара к золоту в 1971 году, затем был нефтяной шок 1973 - 1974 гг., нестабильность системы обменных курсов в конце 1970-х и начале 1980-х, так что уже с 1982 года из Франции, США и других стран стали раздаваться призывы к "новому Бреттон-Вудcу".

 

Конечно, на фоне нынешнего кризиса дискуссия о необходимости реформирования МВФ и ВБ не могла не разгореться с новой силой. Более того, она, наконец, переходит в фазу практических действий. Ведь МВФ и ВБ - организации коллективные, стало быть, их эволюция зависит от действий и финансового вклада всех членов и каждого в отдельности. На апрельском саммите G20 в Лондоне его участники договорились увеличить фонды МВФ до $750 млрд. Деньги выделяют, конечно, в основном сильные экономики, но должны подключиться и самые развитые из развивающихся стран. Впрочем, представители финансовых властей этих государств неоднократно заявляли, что не будут предоставлять фонду дополнительные средства без адекватного увеличения числа голосов. В марте 2008 года после длительных переговоров МВФ объявил о достижении компромисса со странами БРИК - Бразилией, Россией, Индией и Китаем: число голосов с 2011 года у них должно увеличиться на 5,4% (сейчас их "вес" - 9,7%).

 

Обсуждается в фонде и возможность - впервые за всю его историю - привлечения денег за счет выпуска облигаций МВФ. Предполагается, что они могли бы обращаться по схеме казначейских облигаций США. К тому же страны осознали, что катастрофу в экономике легче предотвратить, чем потом ликвидировать ее последствия, и начинают обращаться в МВФ за, так сказать, превентивными кредитами. Первым получателем такого займа уже стала Мексика.

 

Кроме того, в МВФ создается новая аналитическая группа, которая будет пытаться предсказывать финансовые кризисы в разных странах и осуществлять мониторинг финансового сектора в целом. Грядут и серьезные организационные перемены. С января 2011 года очевидно, заметно и принципиально изменится система голосования. Вашингтон лишится права вето, а ряд развивающихся стран получат дополнительные возможности. Скорее всего, будет отменена традиция руководства МВФ европейцем, а ВБ - американцем. Кстати, поговаривают, что Барак Обама хотел бы видеть в главном кресле ВБ нынешнего президента Бразилии Луиса Инасио Лулу да Силву.

 

Перестраиваясь, что называется, на марше, МВФ получает и все новые вводные. Члены фонда считают, что налицо первые признаки стабилизации экономической ситуации в мире и потому уже поручили МВФ разработать и осуществить программу свертывания, демонтажа антикризисных программ - мер финансового стимулирования экономики в целом и отдельных отраслей, реализовывавшихся в последнее время.

Финансовые рынки не могут правильно учитывать будущее. Они вообще не учитывают будущего, они помогают сформировать его.ДЖОРДЖ СОРОС

 

Даже скандалы в МВФ и ВБ однотипные: сначала экс-главу ВБ Пола Вулфовица обвинили в недостойной связи с сотрудницей, потом то же инкриминировали управляющему директору МВФ Доминику Стросс-Кану.

 

Банкир - это человек, который одолжит вам зонтик в солнечную погоду, чтобы забрать его, как только начинается дождь.РОБЕРТ ФРОСТ, АМЕРИКАНСКИЙ ПОЭТ, ЧЕТЫРЕЖДЫ ЛАУРЕАТ ПУЛИТЦЕРОВСКОЙ ПРЕМИИ (1874 - 1963)

 

Поговаривают, что Барак Обама хотел бы видеть в главном кресле ВБ нынешнего президента Бразилии Луиса Инасио Лулу да Силву

 

Глава МВФ Доминик Стросс-Кан, авторитетный французский экономист, считается одним из возможных кандидатов на пост президента Франции после Николя Саркози

 

В отличие от МВФ, возглавляемый Робертом Зелликом ВБ предназначен не для оказания экстренной финансовой помощи, а для инвестиций в развитие


Вернуться назад