Господин Макни, повлиял ли кризис на расстановку сил на рынке пластиковых карт?
- Я бы сказал, что финансовый кризис повлиял буквально на все отрасли в мире. Естественно, все в первую очередь думают о сокращении издержек. Но глобальные операторы, по моему мнению, могут оказаться в лучшей ситуации во время шторма, нежели игроки мелкие или чисто локальные.
На чем экономит MasterCard во время кризиса, как сокращает издержки?
- На основных и административных расходах. Мы скорректировали затраты в области рекламы и маркетинга, а это одна из основных статей. В целом мы стараемся быть более предусмотрительными в распределении наших ресурсов, чтобы инвестиции давали рост бизнесу по всему миру, сегодня и в будущем. Стараемся, чтобы реакция на кризис не была чрезмерной. То есть мы стремимся больше вкладывать на тех рынках, которые могут демонстрировать более высокие темпы роста.
А можно ли рассчитывать на рост в нынешней ситуации?
- Последний квартал прошлого года и первый квартал нынешнего – это, безусловно, беспрецедентный период для всей мировой экономики. Я думаю, что такого никто не видел с 30-х годов прошлого века. Но несмотря на экономические реалии, объем покупок в мире по нашим картам вырос на 0,3% по сравнению с первым кварталом 2008 года, а количество транзакций увеличилось на 5,8%. Еще одна хорошая новость – ежедневное использование наличных сокращается, а количество электронных платежей растет.
В кризис эта тенденция боле явная?
- Сама тенденция не изменилась: стремление к переходу к безналичным расчетам очевидно. Из-за кризиса лишь несколько замедлился рост объема платежей.
Отличаются ли, на ваш взгляд, процессы, происходящие в России от тех, которые сейчас наблюдаются в мире.
- Если говорить коротко, в России ощущаются все те же тенденции. Различие состоит в том, что в более развитых странах – например, в Испании, Ирландии, США – потребители гораздо сильнее зависят от кредитных карт и в целом от кредитов. Поэтому потенциал падения спроса в этих странах гораздо больше, чем в России. Соответственно и изменения там произошли более существенные. В последние несколько дней я много беседовал с нашими российскими банками-партнерами, и могу сказать, что российский рынок продолжает демонстрировать много возможностей для развития и роста.
Кроме того, в России сегодня относительно низкий уровень проникновения электронной коммерции в отличие от развитых стран. И у вашей страны действительно есть потенциал для перехода от наличных платежей к платежам в электронной форме, и этой тенденцией мы хотим воспользоваться.
То есть в России реализуется некий оптимистичный сценарий?
- Если говорить относительно, то да: в России дела действительно лучше, чем во многих других странах.
Лучше или хуже, чем вы ожидали?
- Это вопрос из другой категории. Это вопрос качества планирования. Сегодняшние события укладываются в один из сценариев, которые мы прорабатывали.
Как бы вы оценили перспективы чиповых карт на международных рынках?
- Я верю, что со временем чиповые карты превратятся в общепринятый стандарт, и весь рынок будет принадлежать им. Просто потому, что это технология более высокого уровня. Дальше все будет зависеть уже от самих участников рынка, от того, насколько хорошо они смогут найти пути и способы использования чиповых карт. Ведь применения может быть разным. Например, RFID – это чиповые устройства радиоидентификации товара, позволяющие осуществлять бесконтактное считывание информации с карты где угодно – в магазине, на автозаправке и т.д.
В России есть факторы, стимулирующие развитие чиповых технологий, и есть факторы, сдерживающие их. В вашей стране крайне низкий уровень карточного мошенничества, поэтому у банков сегодня нет большого стимула переходить на чипы, как это, например, произошло в Великобритании. Зато аппетит в предоставлении новых услуг достаточно велик. Российские кредитные организации запустили несколько проектов, несопоставимых ни с чем из того, что делается в мире, – в частности, проект социальной карты в Башкортостане. Это абсолютная инновация. Ценовые факторы сдерживают развитие рынка в силу недостаточного предложения технологий со стороны местных разработчиков, однако данный сегмент рынка продолжает развиваться. Сегодня каждая четвертая карта в России - чиповая.
Кстати, в первом квартале 2009 года зафиксировано около 55 млн карт и устройств с технологией PayPass, а также использование этих устройств в 146 тыс. точек продаж по всему миру.
Насколько я понимаю, несмотря на сокращение расходов на рекламу, MasterCard продолжает поддерживать Лигу чемпионов?
- Да, мы будем поддерживать Кубок в рамках европейской маркетинговой программы.