По планам правительства к 2020 году доля занятых в малом бизнесе среди активного населения России должна увеличиться с 25% до 60-70%. Однако в нынешних условиях выполнение этого плана кажется маловероятным, потому что многие малые предприятия не могут справиться с негативными последствиями кризиса и вынуждены закрываться. Президент «ОПОРЫ России» Сергей Борисов на Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу, который прошел 22 апреля, назвал основную проблему - высокие издержки ведения бизнеса, то есть тяжелое налоговое бремя, дорогая аренда помещения, возросшая плата за электроэнергию.
Сергей Борисов привел несколько конкретных примеров: «По нашим оценкам, около 10 млрд рублей идет только на обслуживание контрольно-кассовой техники, ежегодную замену модуля контрольной защищенной ленты. В фармацевтической отрасли на лицензирование расходуется 14 млрд рублей. На лицензирование взрывопожарных объектов хлебопекарной отрасли требуется 5 млрд рублей. На разработку проектов нормативов образования отходов для предприятий общепита - 30 млрд рублей. И это только законные платежи. Кроме того, по данным предпринимателей, стоимость электроэнергии увеличилась на 40-60%. Фактически те деньги, которые государство выделяет по разным каналам малому бизнесу, забирает другая часть представителей госаппарата».
Что касается финансирования, то 30 млрд рублей, выделенных правительством на поддержку малого предпринимательства, пока так и не дошли до адресатов. К тому же, по оценке «ОПОРЫ России», эти средства могут «осчастливить» только 1% малых предприятий.
Деньги есть, спрос есть - результата нет
Однако большинство названных проблем не стали открытием для представителей власти. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина признала: «Есть вопросы не до конца решенные. В частности, бизнес на многих площадках ставит вопрос о доступе к финансовым ресурсам. Правительство реагирует на эти замечания. Так, для решения проблемы с финансированием была увеличена программа Внешэкономбанка и федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса более чем в 2,5 раза. Первые решения по распределению этих ресурсов уже приняты: 8,5 млрд рублей будут направлены в регионы. При этом 20% средств пойдет на гранты начинающим бизнесменам, 20% - на микрофинансирование, 20% средств пойдет на компенсацию процентов по кредитам, 40% - на поддержку системы гарантийных фондов. Стоит отметить, что регионы активно создают гарантийные фонды. Если в прошлом году только чуть более 20 регионов откликнулись на эту программу, то в этом году уже 63 региона приняли в ней участие».
В свою очередь, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев подсчитал, что в 2009 году через систему государственных банков малый и средний бизнес получит поддержку в размере 100 млрд рублей. Так, на поддержку этого сектора экономики через региональные банки предусмотрено около 30 млрд рублей (в прошлом году только 9 млрд рублей). Кроме того, ВЭБ заключил соглашение с Немецким банком развития - KFW на 200 млн евро на кредитование региональных банков под гарантию Внешэкономбанка. Европейский банк
реконструкции и развития и Дойче-банк готовы выделить под гарантию Внешэкономбанка 1 млрд евро.
Председатель правления Сбербанка Герман Греф особо подчеркнул: «На сегодняшний день никаких проблем, связанных с отсутствием ресурсов на кредитование малого бизнеса, у нас не существует. У нас достаточно ресурсов во всех регионах для того, чтобы удовлетворить спрос не только в секторе малого предпринимательства, но и в целом в промышленности и производстве».
Однако теперь проблема состоит в том, что банки не спешат пускать деньги в оборот. Как рассказал первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов, недавно по инициативе правительства совместно с «ОПОРОЙ России» в государственных банках была проведена своего рода контрольная закупка. И выяснилось, что банки чаще всего отказывают малым бизнесменам. Например, в Приморском крае у банков на кредитование малого бизнеса «нет денег». В Магадане банкиры прозрачно намекнули, что будут искусственно затягивать рассмотрение заявок. С предпринимателем из Вологды вообще приключилась комичная история: все его обращения наталкивались на отказ, но стоило объявить менеджерам банка, что таким образом происходит «контрольная закупка» по поручению заместителя председателя правительства Игоря Шувалова, как заявка была тут же принята и рассмотрена.
Ответ на Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу пришлось держать Герману Грефу, он единственный выступал от лица банков, работающих с малым бизнесом. Глава Сбербанка отметил: «У нас 20 тысяч отделений. И на практике возможны разные случаи. Но всю информацию, которая будет поступать от представителей малого бизнеса о нарушениях, мы будем детально анализировать. Каждый неправомерный случай будет заканчиваться служебным расследованием и принятием административных мер. Политика банка сейчас направлена на максимальное расширение кредитования малого и среднего бизнеса. Сбербанк активно работает над созданием новых инструментов. Так, в прошлом году мы изучили опыт нобелевского лауреата, который создал уникальную систему микрокредитования в своей стране, и теперь идем по пути создания автоматических механизмов рассмотрения кредитных заявок. Не скрою, мы спешили с запуском новой программы к сегодняшнему дню. Сейчас эта программа запущена по Москве, в середине года планируется запустить ее в средней полосе России, а до конца года - по всей стране. Этот механизм даст более простой доступ к кредитным ресурсам и микрокредитам до 1 млн рублей малому бизнесу. Сроки принятия решения по этим кредитам будут от двух до пяти дней. Все случаи отказа могут быть апеллированы. Пока Сбербанк выходит с одним продуктом, в следующем году мы хотим запустить целую линейку специальных продуктов для малого бизнеса».
Игорь Шувалов согласился с приведенными доводами и, оценив активную деятельность госбанка по поддержке малого бизнеса, предложил Сбербанку совместно с ВТБ 24 организовать канал, куда бы предприниматели могли обратиться с жалобой на действия региональных отделений, которые либо отказываются обслуживать, либо допускают волокиту, либо вымогают взятки.
Выяснилось, что такая возможность у представителей малого бизнеса есть. Они могут обратиться с жалобой в «ОПОРУ России», которая поддерживает прямой контакт со специалистами по кредитованию малого бизнеса в Сбербанке. Кроме того, специально для таких случаев на сайте Сбербанка организована обратная связь. В ежедневном режиме в кредитной организации рассматриваются все сигналы, поступившие на горячую линию.
Однако, предлагая новые программы кредитования, банкиры не забывают и о существующих рисках. Герман Греф рассказал, что за последнее время объем невозвратов существенно вырос - просроченная задолженность за первые три месяца текущего года выросла более чем на 30%: «Расширение кредитования не должно быть спутано с программой безвозмездной поддержки банковского сектора государственной программой. Самое главное в парадигме, в которой мы работаем, - это возвратность кредитов. С расширением программы кредитования нужно одновременно повышать и ответственность малого бизнеса перед банковским сектором».
Но отказ в предоставлении займа - это не единственная проблема. Вторая, не менее важная проблема - высокие процентные ставки по кредитам.
Посетивший Всероссийский форум по малому и среднему бизнесу глава правительства Владимир Путин обратился к банковскому сообществу: «Объем невозвращенных кредитов возрастает. Однако банковская система не должна вести себя таким образом, чтобы условия кредитования порождали эту проблему снова и снова. Зачем вообще выдавать кредиты под 25% и больше, если полагать, что они не будут возвращены?»
Еще более категоричным был в своих суждениях мэр Москвы Юрий Лужков, который заявил: «Я не знаю, что думает Центральный банк, что думает наш министр финансов. Установив ставку кредитования малого бизнеса в 25%, они получат массу неспособных к возврату кредитов организаций (овации). По-моему, это настолько очевидно. Если у нас произойдет крупный обвал экономики, то 300 млрд, которые запланировал Минфин на компенсацию «плохих» кредитов, не спасут банки. Сначала упадет реальный сектор экономики, затем малый бизнес, а потом накроются медным тазом и банки. Поэтому главное решение, которое сегодня, я убежден, будет принято, - это решение вопроса о ставках по кредитам на государственном уровне».
Кстати, Юрий Лужков не ошибся. Решение действительно было принято. Ставка рефинансирования снизилась на 0,5%. Однако многие надеялись на кардинальное сокращение. Но, как говорится: «Лед тронулся, господа присяжные!»
Новая программа антикризисных мер, представленная правительством на Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу:
- Уменьшение базы расчета налога на прибыль за счет исключения средств, предоставляемых предприятиям в рамках региональных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Таким образом, если предприятие получает грант на 300 тыс. рублей, то сумма этого гранта изымается из налогооблагаемой базы.
- Повышение порога дохода предприятий для использования режима упрощенной системы налогообложения с 30 млн до 60 млн рублей. Эта мера является антикризисной, поэтому в дальнейшем этот показатель может быть пересмотрен. Правительство долго не решалось повысить порог, так как выпадающие доходы бюджета, по подсчетам специалистов Минфина, составят более 100 млрд рублей. Кроме того, предприниматели могут разделить бизнес на несколько самостоятельных юридических лиц, чтобы использовать льготную систему налогообложения.
- Предоставление льготного периода перехода с ЕСН на страховые выплаты для некоторых отраслей малого бизнеса.
- Освобождение предпринимателей, выплачивающих налог на вмененный доход, от необходимости использовать контрольно-кассовую технику. Для защиты интересов потребителей планируется предусмотреть другие меры, например замену контрольно-кассовых аппаратов на более простую технику либо выписку чеков вручную.
- Ускорение процедуры размещения госзаказа на электронных аукционах для обеспечения максимально открытого и прозрачного доступа предпринимателей к торгам.
- Снижение требований по обеспечению участия в заявке малых предприятий в конкурсах и аукционах с 5 до 2%. По оценке экспертов, это позволит малому бизнесу сэкономить около 24 млрд рублей.
- Предоставление преференции поставщикам российских товаров при участии в тендерах естественных монополий и госкорпораций.
- Проведение инвентаризации помещений. Прямые указания арендодателям, на тарифную политику которых государство может повлиять, о снижении стоимости аренды для малого бизнеса, по мнению правительства, может привести к выдавливанию бизнеса из помещений, так как владельцы не захотят терять доходы.
- Совершенствование системы подключения к электросетям. В частности, предоставление упрощенной системы и льготных тарифов при электроподключении предприятий малого бизнеса. При подключении к сети мощностью до 100 кВт вносится только авансовый платеж в размере 5% с правом беспроцентной рассрочки до трех лет. Срок подключения не должен превышать 6 месяцев.
- К 3,5 млрд рублей, выделенным в рамках федеральной программы поддержки предпринимательства, на пополнение региональных гарантийных фондов дополнительно направляется 15 млрд рублей.
Работа над ошибками антикризисной программы
Не менее чувствительны для малого бизнеса и вопросы налогообложения. Эльвира Набиуллина отметила, что 44% предпринимателей малого и среднего бизнеса отмечают налоги как тяжелое бремя, важную проблему. В то время как крупные компании отмечают эту проблему в два раза реже, то есть таковых 22%.
Снижение налогового бремени обсуждается уже давно. Высказывалось даже предложение устроить для малого бизнеса «налоговые каникулы». На такие кардинальные меры правительство не решилось, но на некоторые уступки пошло. Льготный налоговый режим был введен для предпринимателей, которые работают по «упрощенке». Однако выяснилось, что эта мера помогла лишь незначительной доле представителей малого бизнеса. Согласно проведенному «ОПОРОЙ России» мониторингу, под этот режим попадает лишь 14% предпринимателей. Большая часть предприятий - 55% - работает на едином налоге на вмененный доход. Как отметил Сергей Борисов, выступая на форуме, уплата налогов с «неполученного» дохода нелогична в условиях кризиса, корректировка коэффициента базовой доходности будет вполне оправданной мерой. «Вместо этого наблюдается противоположная тенденция, - продолжил Сергей Борисов, - муниципалитеты в условиях дефицита своих бюджетов взвинчивают эти коэффициенты. В результате предприятия закрываются».
Частично оказался решенным и вопрос по аренде. Построенные в ряде регионов бизнес-инкубаторы действительно позволили многим предпринимателям с наименьшими потерями выйти на рынок. Так, Юрий Лужков рассказал, что предприниматели, располагающиеся в московском инкубаторе, обратились к нему с просьбой предоставить им возможность выкупить помещение. Юрий Лужков счел это предложение вполне выполнимым, так как на полученные средства можно построить новый инкубатор. Однако не все представители малого бизнеса имеют возможность разместиться в таких «тепличных» условиях. Большинству приходится платить высокую аренду.
Таким образом, прежние антикризисные меры не дали ожидаемого эффекта. И высокопоставленным чиновникам было направлено множество вопросов от представителей малого бизнеса. Но правительство подготовилось к встрече, и Владимир Путин озвучил новые антикризисные инициативы. Возможно, они принесут более ощутимый эффект по снижению негативных последствий кризиса для малого бизнеса.