ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Грецию ждет социальный взрыв? Кредитов, выделенных Брюсселем, недостаточно для поддержания тонущей экономики на плаву

Грецию ждет социальный взрыв? Кредитов, выделенных Брюсселем, недостаточно для поддержания тонущей экономики на плаву


6-03-2012, 10:18. Разместил: VP

3 марта международное агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг Греции до C — самого низкого показателя в своей классификации. Нынешний рейтинг означает, что долговые обязательства страны, по сути, находятся в состоянии дефолта, при этом вероятность выплаты основной суммы долга и процентов по таким облигациям мала. Ранее, аналогичную негативную оценку состоянию Греции дали партнёры Moody’s по «большой тройке» — Fitch и S&P.

Особенной паники на финансовых рынках единогласное решение ведущих мировых кредитных аналитиков в перспективы греческой экономики не вызвало. Греция, экономика которой на протяжении нескольких лет демонстрировала уверенное падение, а последние несколько месяцев существовала исключительно благодаря внешней финансовой подпитке, уже давно не пользуется сколько-нибудь существенным вниманием инвесторов, а сумма накопленных долгов не позволяет рассчитаться с ними самостоятельно. Однако снижение рейтинга до «преддефолтного-дефолтного» интересно тем, что оно связано с принятыми европейскими и греческими правительствами мерами, которые, в теории, должны упрочить экономику Греции и дать ей возможность расти.

К настоящему времени, структура совокупного греческого долга объёмом в 352 миллиарда евро такова. Львиную долю, 205 миллиардов, составляют долги государства внутренним кредиторам — частным банкам, как греческим, так и иностранным, страховым организациям, инвестиционным, пенсионным и прочим фондам. Объём фактически выданных Греции кредитов в рамках пакетов помощи — 90 миллиардов, долговые обязательства на 55 миллиардов находится на балансе Евроцентробанка. Поскольку основной «груз» находится в частном секторе, именно этот участок было решено реформировать наиболее решительно.

Как известно, за последние пару месяцев греческое правительство в спешном порядке приняло ряд законопроектов, которые были призваны поддержать лояльность кредиторов на должном уровне. За это пришлось заплатить 20% падением уровня заработной платы, огромным количеством увольнений и прочими признаками тотальной экономии, что, в свою очередь, вылилось в серию забастовок и погромов.

Помимо этого, вполне реальной стала возможность, в соответствии с которой экономикой Греции будет управлять некая структура, которая не подчиняется греческому правительству, а все финансовые решения Афин предварительно должны быть одобрены в Брюсселе. Впрочем, греческому руководству уже пришлось пойти на очевидное ущемление суверенитета — без этих соглашений, которые позволили договориться о дополнительных денежных вливаниях, у правительства просто не было бы средств на поддержание даже оперативной активности.

Однако этих болезненных шагов оказалось недостаточно. На уровне ЕС был предложен новый метод дальнейшего сокращения греческих долгов, который и вызвал удивление кредитных агентств. Надо сказать, вполне обоснованное.

После рекомендаций из Брюсселя, правительство Греции направило частным инвесторам — держателям ее государственных облигаций официальную оферту на обмен данных ценных бумаг с сокращением их номинальной стоимости на 53,5%. Говоря простым языком, держатели греческих бондов из частного сектора обменяют существующие бумаги на новые, потеряв половину их стоимости. По неофициальным данным, реальные потери инвесторов при обмене составят 73-74% от чистой приведенной стоимости (NPV) вложенных средств. Сроком погашения новых бумаг указан 2042 г. Ставка купона — переменная, нарастающая, и в среднем составит 3,6%. Греция планирует завершить обмен ценных бумаг к 12 марта 2012 г. Долг необходимо реструктурировать до 20 марта, когда Греции предстоит расплатиться с держателями старых облигаций на 14,5 миллиардов евро.

Фактически, эта операция, вне зависимости от того, называть её дефолтом или нет, означает, что греческое государство неспособно обслуживать свои долги и для удержания его на плаву необходимы действия такого рода. И, кажется, от того, чтобы назвать вещи своими именами, рейтинговые агентства удержались по каким-то соображениям иного плана. Так, снижение рейтинга сопровождалось публикациями в СМИ о том, что официальный дефолт Греции крайне невыгоден банкам США, которые застраховали многие компании и структуры от греческого дефолта. Только Goldman Sachs, в случае официального признания греческой несостоятельности, потеряет 143 миллиарда долларов, которые должны быть выплачены клиентам.

Впрочем, самое странное в этой истории то, что многие частные держатели греческих долгов на такое предложение Афин и Брюсселя, по предварительным данным, согласились. Хотя и не без нюансов — так, правительство Греции также законодательно утвердило так называемую оговорку о коллективных действиях (collective action clause), которая обяжет согласиться на обмен абсолютно всех инвесторов, если доля добровольно согласившихся достигнет 66%. Подобное дополнительное соглашение лишь укрепило рейтинговые агентства во мнении, что нынешние финансовые операции греческого руководства, при поддержке Брюсселя, весьма напоминают фразу «кому я должен — всем прощаю». И, как уже говорилось, достичь фактических договорённостей необходимо до 12 марта.

В случае успеха, основной долг по облигациям будет сразу сокращен на 107, или, по другим данным, все 130 миллиардов евро. В точности неизвестно, каким именно образом будут компенсированы потери частных инвесторов, и будут ли компенсированы вообще. Известно лишь о 23 миллиардах евро, которые пойдут на рекапитализацию греческих банков, ведь функционирование греческой экономики с парализованной банковской системой было бы невозможно.

При этом, глобальные структуры, вроде ЕЦБ, просто так списывать долги Греции не намерены. ЕЦБ рассматривает возможность перевода имеющихся на его счетах государственных облигаций Греции на баланс Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Что, в свою очередь, означает — все списания этой части греческих долгов придётся проводить EFSF, а по сути — странам-участницам этой стабилизационной структуры. И проблема греческих долгов не исчезает, как таковая, она просто распределяется по всем членам EFSF, сообразно их долевому участию. К тому же, на EFSF и так уже возложена ответственность за снабжение Греции кредитами.

После того, как Греция проведёт обмен старых дорогих облигаций на новые дешёвые, ЕС готово предоставить новый кредит, достаточно осторожный, в 2-3 раза меньший, чем предполагалось ранее. 35 миллиардов евро будут выделены на так называемый внешний механизм повышения кредитного качества, чтобы «создать» Греции приличный, а не «дефолтный», кредитный рейтинг и поднять стоимость государственных облигаций.

При этом, всё больше аналитиков, в основном, из Германии, приходят к выводу, что помимо находящихся в работе двух пакетов финансовой помощи Греции, составляющих порядка 260 миллиардов евро, будет необходим ещё и третий, примерно в 50 миллиардов. Нетрудно подсчитать, что на покрытие 352 миллиардного греческого долга, будет выделено 310 миллиардов. При всей туманности перспектив подобной реструктуризации долгов, которые, кажется, возможно устранить лишь списанием, нужно учесть — все доступные меры по сокращению расходов, Греция, кажется, уже исчерпала до дна. И следующая серия мер «жесткой экономии» неизбежно вызовет социальный взрыв.


Вернуться назад