'The Washington Times', США
В экономической катастрофе 2008 года подозревается финансовый терроризм
Автор: Билл Гертц Дата публикации: 28-02-2011
В исследовании Пентагона утверждается, что обнаружен след.
Данные, приведённые в отчёте, сделанном по заказу Пентагона, свидетельствуют, что финансовая подрывная деятельность, осуществлявшаяся неустановленными сторонами, такими как террористы и враждебные государства, с тайным использованием уязвимых мест в финансовой системе США, способствовала экономическому краху 2008 года.
Рассекреченный доклад 2009 года «Экономические войны: Угрозы и ответные меры» финансового аналитика Кевина Д.Фримена, копию которого получила «Вашингтон Таймс», утверждает, что «против экономики Соединённых Штатов была спланирована и до сих пор проводится атака».
В то время как экономические аналитики и федеральная правительственная комиссия по расследованию причин финансового кризиса возлагают вину за финансовый крах на такие экономические факторы, как практика ипотечных займов высокого риска и недостаточное государственное регулирование и надзор, в докладе Пентагона добавлен новый элемент: «внешние силы», — фактор, который эта комиссия не рассматривает.
«Есть достаточно доказательств, позволяющих утвердительно ответить на вопрос, инициировали ли, извлекли ли выгоду и увеличили экономические трудности 2008 года внешние силы», — говорится в докладе, причём даётся объяснение, что перечисленные внутренние экономические причины привели бы к «обычному спаду», а не к имевшей место ситуации «на грани катастрофы» глобальной системы экономики.
Круг подозреваемых включает финансовых противников из государств Ближнего Востока, исламских террористов, враждебных представителей китайской военной верхушки, либо правительственные и организованные криминальные группировки из России, Венесуэлы и Ирана. Представители китайских военных публично предлагали прибегнуть к экономическим военным действиям против США.
В интервью «Таймс» г-н Фримен заявил, что в его докладе приводится достаточно аналитических данных об экономической диверсии, которых хватит для дальнейшего расследования.
«Новое поле битвы — это экономика, — сказал он. — Мы тратим каждый год сотни миллиардов долларов на системы вооружений. Но сравнительно небольшая сумма денег, направленная против наших финансовых рынков посредством кредитных деривативов или кибер-уловок, может привести к убыткам в триллионы долларов. И злоумышленники так и не будут разоблачены».
«Это всё равно, что канцелярский нож, пронесённый на борт самолёта», — сказал г-н Фримен.
Пол Брэкен, профессор Йельского университета, изучающий экономические войны, сказал, что он «не видит убедительных доказательств того, что «внешние силы» сговорились, чтобы привести к кризису 2008 года».
«На рынке присутствуют «внешние игроки» для нерегулируемых кредитных дефолтных свопов, — пишет в электронном письме г-н Брэкен. — Иностранные банки и хедж-фонды тоже всё время играют на «коротких» позициях. Но предположения о специально организованной диверсии по стратегическим причинам не кажутся мне правдоподобными».
Несмотря на выводы, сделанные в докладе, власти США и сторонние аналитики заявляют, что Пентагон, Министерство финансов и американские спецслужбы без энтузиазма изучают угрозы, которые представляют для Соединённых Штатов экономические диверсии и финансовый терроризм. «Никто не хочет в это лезть», — заявил один из чиновников.
Кроме того, экземпляр доклада был представлен в комиссию по расследованию причин финансового кризиса, которая недавно завершила работу, но и она в своём заключительном докладе отказалась затронуть вопрос о возможности экономических диверсий.
Официальные представители на условиях анонимности сообщили, что высокопоставленные чиновники Пентагона, включая Майкла Виккерса, помощника министра обороны, ответственного за спецоперации, заблокировали дальнейшее расследование, заявив, что Пентагон — это не та организация, чтобы оценивать риски экономических диверсий и финансового терроризма.
Г-н Виккерс отклонил предложение об интервью, но через своего представителя передал, что он не говорил о том, что экономические диверсии не входят в сферу изучения Пентагона, и не давал распоряжения прекратить дальнейшее расследование. Г-н Виккерс ожидает утверждения Сенатом своего назначения на пост первого заместителя министра обороны, ответственного за разведку.
Несмотря на свой скептицизм по отношению к докладу, г-н Брэкен согласился, что финансовые диверсии необходимо расследовать, и заметил, что правительство США только начинает обращать внимание на эту проблему.
«Мы переживаем эпоху, похожую на 50-е годы прошлого века, когда технологические инновации трансформируют инструменты принуждения и войны, — сказал он. — Мы склонны не замечать этого и рассматриваем информационные диверсии, финансовые диверсии, точечные удары, ОМП и т.п. как не связанные между собой источники угрозы. Но их параллельная эволюция рождает интересные идеи — например, точечные удары по элитам. И никто по-настоящему не изучает это системно. Дипломатия в этом далеко отстаёт».
Г-н Фримен писал доклад для Программы обеспечения нетрадиционных боевых действий (Irregular Warfare Support Program) Пентагона, части Управления технического обеспечения контртеррористических операций (Combating Terrorism Technical Support Office), занимающегося исследованием сценариев неконвенциональных военных действий.
«Преобладание улик, от которых невозможно легко отмахнуться, требуют начала тщательного и безотлагательного расследования, — говорится в докладе. — Игнорирование вероятности такой весьма реальной угрозы гарантирует катастрофический исход».
В докладе делается вывод, что есть достаточно веские доказательства того, что «финансовый терроризм, возможно, стоил глобальной экономике до 50 трлн. долларов.
Из-за секретности, окружающей глобальные банковские и финансовые дела, точно установить противников будет трудно. Однако противники США в России, которые могли бы вести экономическую войну, включают в себя элементы бывшей разведки и политической полиции КГБ, которые считают экономику «логическим продолжением холодной войны», — говорится в докладе.
На вопрос «Таймс» о том, кто, по его мнению, скорее всего, стоит за финансовыми диверсиями, г-н Фридман сказал: «К сожалению, две главных стратегических угрозы, — радикальные джихадисты и китайцы, — среди тех, у кого лучшие позиции в пространстве экономической борьбы.
Кроме того, в докладе перечисляются в качестве подозреваемых те защитники шариата, которые публично призывали к свержению капитализма ради продвижения того, что они считают преимуществом ислама.
В дальнейшем Управление по специальным операциям и конфликтам малой интенсивности Пентагона предприняло расследование возможной экономической диверсии или финансового террора, которые способствовали экономическому кризису, но оно было прекращено», — сказал г-н Фримен.
В докладе Пентагона утверждается, что из собранных данных о финансовой подрывной деятельности следует, что первые две фазы атаки на американскую экономику происходили в период с 2007 до 2009 гг., и, «судя по недавней активности на глобальных рынках, прогнозируемый третий этап, возможно, уже начался».
В докладе заявлено, что федеральные власти должны продолжить расследование двух значительных событий, произошедших в течение нескольких месяцев и приведших к финансовому кризису.
Первой фазой экономической атаки, говорится в докладе, было вздувание цен на нефть спекулянтами в период с 2007 до середины 2008 года, что совпало с кризисом на рынке недвижимости.
Во время второй фазы был обрушен фондовый рынок с помощью того, что в докладе называется «нападением медведей» неустановленного происхождения на «Bear Stearns», «Lehman Brothers» и другие компании Уолл-Стрит.
«Это вызвало полную катастрофу в сфере кредитования и чуть было не запустило глобальную депрессию», — говорит г-н Фримен.
Третья фаза — это то, что г-н Фримен в своем докладе определил в качестве основной причины уязвимости экономической системы. «Мы взвалили на себя колоссальный государственный долг, поскольку правительство было единственной стороной, которая могла получить доступ на рынки капитала в конце 2008 и начале 2009 года», — говорит он, считая, что статус доллара как мировой резервной валюты находится в серьёзной опасности. «Это эндшпиль, если цель игры — разрушение Америки», — говорит г-н Фримен, отметив, что, с его точки зрения, китайские военные «отстаивают возможности экономического нападения на США на протяжении 12 лет, если не больше, как следует из данных, опубликованных в книге «Неограниченные войны» в 1999 году.
Дополнительные данные, представленные г-ном Фримэном, включают заявление, сделанное в 2008 году министром финансов Генри Полсоном о том, что русские обращались к китайцам с планом сбросить их активы, хранящиеся в ценных бумагах поддерживаемых государством ипотечных агентств «Фанни Мэй» и «Фредди Мак».
Среди финансовых инструментов, участвующих в сценариях экономических войн, могут быть и кредитные дефолтные свопы, нерегулируемые и не отслеживаемые контракты, по которым покупатель платит продавцу вознаграждение в обмен на погашение облигации или займа. В докладе утверждается, что кредитные дефолтные свопы — это «идеальные инструменты для медвежьей атаки» и они «обладают возможностью определять финансовую устойчивость компаний».
Ещё один инструмент экономической войны, который в докладе связывается с крахом 2008 года, — так называемые «необеспеченные короткие продажи» акций, то есть продажа ценных бумаг при отсутствии их у продавца в момент продажи (в надежде на снижение цен – прим. пер.).
В докладе утверждается, что от 30 до 70% падения стоимости акций двух атакованных компаний, «Bear Stearns» и «Lehman Brothers», было результатом неудачных сделок по необеспеченным коротким продажам.
Крах в сентябре 2008 года «Lehman Brothers», четвёртого по величине американского инвестиционного банка, явился самым значительным событием в этой катастрофе, вызвавшим немедленное замораживание кредитов и обвал фондового рынка, говорится в докладе. В разделе доклада, посвящённом тем, кто стоял за этим крахом, утверждается, что определить исполнителей трудно из-за коммерческой тайны в банковской и финансовой сфере.
«Реальность сегодня такова, что зарубежные хедж-фонды, прибегающие к стратегиям медвежьих атак, могут это делать фактически бесконтрольно и без законодательных ограничений, в интересах врагов Соединённых Штатов», — говорится в докладе.
«Только с недавнего времени разведывательные и оборонные службы приступили к рассмотрению этой вполне реальной возможности того, что можно приравнять к финансовому терроризму и/или экономической войне».
Что касается причастности китайцев к экономическому саботажу, спад мировой экономики, возможно, повредит Пекину из-за падения продаж китайских товаров.
Представитель казначейства Марти Адамс прямо не прокомментировала доклад, но отметила, что взгляды её департамента на причины экономического кризиса широко известны.
Вернуться назад
|