Вот и промелькнули почти все новогодние праздники. Впереди загадочный Старый Новый год - праздник, который ставит в тупик многих иностранцев.
А ведь вместе с ушедшим 2010 годом незаметно закончилось и целое десятилетие! Какое же событие было самым важным для банкиров и финансистов за минувшие 10 лет?
Нет, это не медленно сменяющийся стагнацией кризис, потрясения, увольнения и денежные потери. Ведь до этого был куда более болезненный кризис 1998 года, который буквально «выкосил» первую десятку крупнейших российских банков.
И даже не практически упущенная возможность модернизации российской экономики.
Хотя все эти темы, безусловно, серьезны и важны.
Но одним из самых главных событий ушедшего десятилетия я бы назвал широкое распространение интернета в России.
Технически российский интернет, конечно, существовал и до 2001 года. Можно даже назвать десятилетие девяностых «технической подготовкой» к десятилетию двухтысячных. В те годы были открыты первые сервисы, ставшие по-настоящему популярными именно в 2001-2010 годах – бесплатная электронная почта и поисковые машины, новостные и развлекательные сайты, сайты банков и компаний, библиотеки, форумы и интернет-магазины, и даже сайты электронных платежных систем.
Но основная проблема 90-х – небольшое число реальных русскоязычных пользователей интернета. Речь идет примерно о нескольких сотнях тысяч пользователей на середину девяностых и миллионе россиян в конце периода. Сеть была в те годы своеобразным «междусобойчиком», где ежедневно крутились в основном энтузиасты и профессионалы.
Прекрасно помню разгар кризиса 1998 года, который я встретил в одном из региональных банков. Именно в то время особенно остро ощущалась нехватка оперативной финансовой информации, которую были не в состоянии предоставить ни газеты, ни телевидение, ни радио.
И вот я, стараясь понять, что же происходит в банках и в стране, занимал очередь к одной из трех персоналок, подключенных в то время к интернету для сотрудников. О том, чтобы провести интернет домой, в то время для многих не было и речи – тарифы предназначались в основном для компаний, и были весьма дорогими.
Лишь в двухтысячных годах, скорее даже – во второй половине десятилетия, в сеть действительно пришел «массовый» пользователь. О котором «аксакалы» интернета и сейчас говорят, что лучше бы его и не было вовсе. Ведь именно с его приходом интернет стал «попсовым»! Впрочем, объективности ради нужно сказать, что развивались все сегменты интернета, в том числе - весьма умные и интересные.
Были заложены и новые тенденции развития. Например, так называемый Web 2.0, когда пользователям предоставляют удобную площадку-сервис, а они с невероятной скоростью сами наполняют ее личным контентом. Типичнейший пример таких сервисов – блоги и социальные сети. Можно назвать и такую черту как бесплатность основной части предоставляемой пользователю информации. На конец ушедшего десятилетия в России аудиторией интернета являются 46,5 млн. человек, а в мегаполисах в сеть ежедневно заходят почти 60% жителей.
Читателей Bankir.Ru, наверняка, больше всего интересует та часть российского интернета, которая связана с финансами, компаниями и банками.
Понятно, что банки, с самого начала привлекая лучших российских специалистов, не могли не увидеть возможности интернета и не начать его использовать в своих целях и для предоставления клиентам различных услуг.
Использование интернета для связи между разбросанными по стране филиалами и офисами банки начали еще в девяностых. Затем были подписки на специализированные информационные финансовые ленты, торговля специалистами банка на бирже и заключение межбанковских сделок. Стало общепринятым использование сотрудниками подразделений и филиалов одного банка интернета, электронной почты и интернет-телефонии для связи и пересылки документов, создание в головном офисе базы данных, доступной каждому сотруднику банка и его филиалов.
Предоставление услуг с помощью интернета начиналось банками тоже в девяностые. Позднее мы увидели интернет-банкинг для юридических и физических лиц с возможностью оперативно управлять своими средствами на банковских счетах, заполнять заявки на кредит и пересылать в банк необходимые документы для принятия предварительного решения, торговать ценными бумагами на биржах. А чуть позже банковские сайты стали кладезем полезной информации для настоящих и потенциальных клиентов банков, для банков-партнеров и сотрудников СМИ.
Нельзя не упомянуть о сайтах, созданных энтузиастами, и впоследствии превратившихся в огромные информационные порталы с десятками и сотнями тысяч ежедневных посетителей. Ведь не случайно юбилей Bankir.Ru тоже пришелся на конец минувшего десятилетия.
Сайт стал одной из первых площадок сетевого общения банковских сотрудников и клиентов, а также людей, чья жизнь и работа имеет непосредственное отношение к финансам и банковской деятельности.
Все это и сформировало ту часть российского интернета, которую принято называть финансовой. И которая за минувшее десятилетие совершенно преобразила взаимодействие банков со своими клиентами.
Кто бы мог подумать, что банковские сотрудники будут находить работу через интернет, а топ-менеджеры банков - общаться с клиентами с помощью онлайн-конференций? Что основную массу деловых новостей мы также будем получать через интернет-порталы, а форумы банковских сотрудников станут полноценной площадкой для делового общения?
Кто мог предположить, что широчайшее распространение получат интернет-магазины, в которых выбирать и оплачивать товар будут через интернет, а банки через тот же интернет будут предоставлять кредит на покупку в них товаров? И кто мог еще пять лет назад предвидеть, что банки смогут привлечь миллиарды рублей вкладов через социальные сети?
Что касается ушедшего 2010 года, то даже за такой небольшой период изменения в российском сегменте интернета произошли весьма заметные. И одним из самых заметных было, говоря словами классиков, переход количества пользователей интернета в его новое качество. Появилось немало людей, которые для получения самых свежих новостей и аналитики не включают телевизор и не разворачивают газеты, а просто включают компьютер. И управление своими банковскими счетами осуществляют с ноутбука с модулем беспроводной связи, используя систему интернет-банкинга. Молодежь буквально «живет» в сети. «Гурманами» сетевых дебрей являются люди среднего возраста. Все больше становится смелых бабушек и дедушек, которые на пенсии начинают осваивать интернет с поиска расписания выхода в эфир любимого телесериала.
За последние несколько лет Рунет превратился в неплохой бизнес, и в нем появились немалые деньги. Ранее бизнесмены из реального и финансового сектора считали своих коллег, развивающих бизнес в интернете, своего рода меценатами, отдача от финансовых вложений которых будет видна нескоро. Зато теперь идея вести бизнес в интернете или через интернет уже не считается сумасбродной, а наоборот – очень интересной и перспективной.
В российский сегмент интернета вкладывали немалые средства и крупные компании с мировым именем, например, тот же Goldman Sachs. А с вложением в интернет-проекты значительных сумм в последние годы такими бизнесменами, как Юрий Мильнер и Алишер Усманов, смешки должны и вовсе прекратиться. Кстати, наличие одних лишь финансов для инвестиций без понимания путей развития интернета – отнюдь не гарантия финансового успеха проектов.
Впрочем, интернет несет банкам и их клиентом не только радости, хорошие новости и удобные сервисы. Например, специальная комиссия в Bank of America сейчас гадает, какие внутренние документы «слили» в WikiLeaks его сотрудники. И все чаще появляются новости о том, сколько денег не сэкономили, а потеряли клиенты, использующие интернет-банкинг. Но такова, к сожалению, судьба всех изобретений – их можно использовать не только с пользой, но и во вред. Тем не менее, я считаю, что для каждого человека интернет принес все же гораздо больше хорошего.
Безусловно, «механический» рост интернета замедлится, когда доступ в сеть получат больше половины россиян. Но это совсем не означает, что не будет появляться новых и интересных сервисов и услуг. Скорее, наоборот – мы все увидим еще много интересных и полезных вещей в интернете, связанных с банками и финансами, в новом десятилетии.
Мобильный доступ в интернет, а с ним – и ко всей финансовой информации, а также к управлению своими банковскими счетами – стал доступен для широких масс буквально в последние 2-3 года. А с распространением гибрида телефона и карманного компьютера мобильный доступ в интернет получил второе дыхание.
Но быстро стали ясны и минусы подобной мобильности – на небольшом экранчике телефона читать новости больше 15 минут подряд могут только люди с орлиным зрением, да и мобильный банкинг пока не получил широкого распространения.
Возможно, новые устройства наподобие интернет-планшетов будут лучше соответствовать идеалу – кто знает? Пожалуй, именно в этом направлении должно случиться много интересного в ближайшее десятилетие! Ведь уже столько прекрасных технических новинок оставались невостребованными, а почему – часто и объяснить трудно.
Те же планшетные компьютеры существуют давно, и особым спросом никогда не пользовались. Возможно, мы увидим и что-то совершенно новое в техническом отношении. Ведь уже есть холодильники с выходом в интернет! Управление банковским счетом с помощью интернет-холодильника одновременно с приготовлением завтрака – более сюрреалистическую картину, пожалуй, трудно себе представить.