Европейская федерация энерготрейдеров (EFET), которая объединяет более 100 компаний-энерготрейдеров из 27 стран Европы, заявила о ненадежности украинской компании "Укртрансгаз" (УТГ) как партнере. Об этом говорится в письме EFET в адрес руководства компании НАК «Нафтогаз Украины» — акционера УТГ.

Как сообщило издание «Украинские новости», копии письма направлены также и руководству правительства Украины.

Причина в том, что УТГ уже несколько месяцев не рассчитывается с компаниями, которые заключили контракты по поставке газа для технических нужд. На сегодняшний день долг за газ превышает 4 млрд грн (9,75 млрд руб.).

«В конце апреля 2019 года УТГ сократила оплату за газ, уже поставленный этими поставщиками в марте 2019 года. УТГ также еще не оплатил поставленный в апреле газ и сообщил поставщикам, что оплата за поставленный в мае газ также не будет произведена вовремя. Накопился долг в размере 4,1 млрд. грн (10,10 млрд руб.) по этим контрактным поставкам», — говорится в письме.

 

Также в документе отмечается, что УТГ не оплачивал и газ, который компания использовала сверх нормы, и это привело к тому, что поставщики потеряли стимул для дополнительных поставок газа, которые бы поддерживали газотранспортную систему, и соответственно прекратили такие поставки. В итоге УТГ 14 июня пришлось объявить о чрезвычайной ситуации. С тех пор "Укртрансгазу" начала поставлять необходимый газ НАК «Нафтогаз Украины», но, как подчеркивается в письме, это не восстановит доверие рынка.

 

«Ситуация крайне деликатная и вызывает опасения. Это угрожает стабильному функционированию УТГ и поднимает серьезные вопросы о безопасности поставок газа», — говорится в документе.

Последствием такой ситуации, считают в EFET, может стать снижение готовности участников международного рынка инвестировать в украинскую энергетику, а также перебои с транспортировкой газа через территорию Украины.

Кроме того, ненадежность УТГ может ослабить позиции страны на предстоящих переговорах по поводу транзита газа между Украиной, ЕС и Россией. Сложившаяся ситуация также создает риски для иностранных компаний, которые собирались хранить газ в хранилищах Украины.

EFET в своем письме настоятельно призывает НАК при поддержке властей в кратчайшие сроки обеспечить своевременную оплату просроченных счетов и обеспечить нормальную работу УТГ.

«Это необходимо сделать немедленно, чтобы Украина могла должным образом провести подготовку к приближающейся зиме 2019-20 годов», — говорится в письме.

Почти банкрот

«Укртрансгаз» не первый месяц жаловался, что у него финансовые проблемы: отсутствие средств не только на производственно-технологические нужды, но и на оплату долгов.

 

Поэтому УТГ обратился к Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), а также Европейскому инвестиционному банку (ЕИБ) с просьбой пересмотреть действующие кредитные соглашения по проекту модернизации украинского участка газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород». И попросил у иностранных кредиторов уменьшить сумму кредита более чем в два раза — с 300 млн евро дать только 125 млн евро.

 

Согласно «Плану развития газотранспортной системы на 2018-2027 годы», «Укртрансгаз» должен был провести большую и затратную реконструкцию семи магистральных газопроводов. Больше всего средств нужно было потратить на «Уренгой — Помары — Ужгород» — 2,6 млрд грн. Теперь оказалось, что и 125 млн евро достаточно.

В середине июня УТГ заявил на весь мир, что через месяц прокачка газа в Европу по украинской газотранспортной системе может быть остановлена из-за накопленных долгов. УТГ сообщила, что не смогла закупить топливный газ на аукционах, — не было подано ни одного предложения от поставщиков.

«12 аукционов на закупку топливного газа с июля по декабрь общим объемом 880 млн кубических метров газа и ожидаемой стоимостью 5,72 млрд гривен (14,1 млрд руб.) без НДС не состоялись, поскольку ни один поставщик не дал тендерных предложений. Вероятная причина — дефицит средств "Укртрансгаза" и как следствие — несвоевременные расчеты с контрагентами», — сообщалось на официальном сайте «Укртрансгаза».

Долг «дочки» «Нафтогаза» за газ для собственных производственно-технологических потребностей уже достиг рекордной суммы в 4,1 млрд гривен (10 млрд руб.).

Однако «Нафтогаз» наотрез отказался оплатить долги дочерней компании.

«Нафтогаз поддерживал Укртрансгаз, сколько это было возможно, и мы являемся крупнейшим кредитором УТГ. Однако больше такой возможности нет. Мы должны накапливать газ в подземных хранилищах, и сами имеем дефицит оборотных средств», — заявил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.

 

В конце июня «Укртрансгаз» нашел, как избежать дефолта по контракту за поставку газа для производственно-технических нужд. УТГ предложил поставщикам голубого топлива ресурс в собственных подземных хранилищах, которым в 2020 году смогут распоряжаться контрагенты.

 

В «Нафтогазе» и УТГ во всем винят Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). В ноябре прошлого года «Укртрансгаз» предоставил обоснованные возражения по предложенным НКРЭКУ временным тарифам на транспортировку газа. Данные тарифы уменьшали доходную часть оператора ГТС на 20 млрд грн (49,3 млрд руб.), но регулятор не учел аргументы компании.

В начале июля национальный регулятор одобрил новые тарифы для «Укртрансгаза» на услуги хранения газа. Расчет действующих тарифов был осуществлен с учетом корректировки годовой плановой тарифной выручки компании. Но в УТГ подчеркнули, что увеличение тарифов оператора газохранилищ не решает основных проблемных аспектов, которые приводят к дефициту средств и ставят под угрозу бесперебойную работу компании.

Эксперты не раз говорили о том, что «Нафтогаз» выделяет слишком мало средств на техническое обслуживание трубы. Если ранее «Нафтогаз» решал вопросы по небалансам самостоятельно, то в последнее время сформировались огромные кассовые разрывы, на распределение газа практически ничего не выделяется. И если проанализировать тариф на транспортировку газа, то можно сделать вывод, что 90% «Нафтогаз» забирает себе, оставляя на технические нужды жалкие крохи. Тем не менее, «Нафтогаз» хочет повесить на «Укртрансгаз» все долги и проблемы.

 

И все это происходит под продолжающийся кордебалет с разделением «Нафтогаза» и выводом оператора ГТС вместе с самой ГТС за пределы НАКа. Без этого передать транзит газа консорциуму западных компаний будет невозможно.

 

После разделения «Нафтогаз» должен стать просто газотрейдером и взять на себя продажу голубого топлива населению и коммерческим структурам Украины. Для этого он создал три ООО: «Газопоставляющая компания «Нафтогаз Украины», «Газопоставляющая компания «Нафтогаз Тепло» и «Газопоставляющая компания «Нафтогаз Трейдинг». Все три компании еще в прошлом году получили лицензии регулятора и пока безуспешно выгоняют с рынка облгазы.

Проблема вышла за пределы Украины

По мнению Юрия Корольчука, заявления европейских газотрейдеров четко указывают на то, что «Нафтогаз» не способен управлять газотранспортной системой Украины.

«И пусть «Нафтогаз» в нарушение принципов «анбандлинга»/разделения создает внутри себя хоть пять операторов ГТС. Но отношение к себе со стороны ЕС уже не изменит. Особенно за пять месяцев до истечения контракта о транзите газа. Тех же европейцев уже давно утомило внутреннее перетягивание каната — кто будет оператором ГТС?

Для ЕС понятно, что функции транзитера будет выполнять определена правительством компания «Магистральные газопроводы Украины». И для европейцев понятно, что «Нафтогаз» занимается волюнтаризмом, когда пытается «продавить» свою модель «анбанлинга», которая позволит «Нафтогазу» сохранить влияние на рынке и только закрепит его статус монополиста», — написал Юрий Корольчук на своей странице в Facebook.

 

Поэтому, считает эксперт, вывод ЕС прост — ну не надежная компания «Нафтогаз», которая на каждом углу бьёт себя в грудь и заявляет о выполнении третьего Энергопакета, а на самом деле монополизирует рынок.

 

«В этом контексте заявление газовых трейдеров ЕС также показательна в отношении монополизации рынка поставок газа и попытке получить под свой контроль газовые сети. Конфликт «Нафтогаза» и облгазов на самом деле уже давно вышел за пределы Украины. Ведь стабильная работа внутренних сетей также является гарантией стабильной работы оператора ГТС, который будет осуществлять транзит российского газа в ЕС. И здесь в ЕС также акцентируют внимание на долгах, которые создает вокруг себя «Нафтогаз». Более 40 млрд грн (99 млрд руб.) — это фактически искусственные долги, которые облгазы получили от «Нафтогаза». В заявлении трейдры газа ЕС проблема средств за балансировку газа и проблема «небалансов» выделена как одна из ключевых. Поэтому пока «Нафтогаз» не перестанет осуществлять манипулятивные движения как вокруг оператора ГТС, так и вокруг внутренних газовых сетей — риски в целом для системы ГТС Украины будут только расти. Такой вывод по предупреждению трейдеров газа ЕС», — заключил Юрий Корольчук.