ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Промышленная революция 4.0: как интернет вещей меняет бизнес и как остаться на плаву
Промышленная революция 4.0: как интернет вещей меняет бизнес и как остаться на плаву18-06-2019, 10:15. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
На минуточку представьте себе пробуждение утром через десять лет. Буквально из ниоткуда играет ваша любимая музыка. Шкаф-купе раздвигается, предлагая чистый халат. Робот заранее поставил тапочки у подножья кровати. Пока вы идете к умывальнику, пол ванной теплеет, а в бойлере нагревается небольшое количество воды — как раз, чтобы хватило на бритье и ритуал умывания. На кухне готовится кофе, разогревается завтрак, включается техника, в гараже — просыпается машина. Привет, человек будущего, ты заслужил такие почести. И это не фантастика: все это уже работает, нарастает, набирает массу, как лавина. Древняя мудрость гласит, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, если в начале гонки черепаха была хоть немного впереди. Технологический прогресс всегда по умолчанию будет впереди вашего бизнеса. Что делать? Четвертая промышленная революцияАналитики считают, что большую выгоду от четвертой промышленной революции и от ее прямого проявления — Интернета вещей (IoT) — получит не обычный человек, а владелец бизнеса, предприятия, завода. В общем, хозяйственник и промышленник. И это не удивительно: прелесть Интернета вещей в масштабируемости, а где еще так нужна масштабируемость, как не в крупном предприятии, причем самого разного плана? В конце концов, чтобы на кухне сварился кофе, много ума (и умных технологий) не нужно. А вот собрать мотоцикл на заказ за шесть часов — это уже сложнее. Интернет вещей характеризуют два слова: миллионы датчиков. Представьте, что каждая вещь вашего обихода — от носка до автомобиля — живет своей жизнью, прекрасно осознавая свою роль в вашей повседневности. Носки не теряются, автомобили самостоятельно моются, паркуются и даже… ездят. Вам даже баранку не нужно держать. Но вы наверняка уже слышали о самоуправляемых автомобилях и RFID-датчиках, благодаря которым можно отслеживать каждую вещь в пределах заданной области. GPS, Bluetooth, NFC — подходящих технологий масса. Вам больше интересно, как это можно применить. Четыре слова: большие данные — большие возможности. Big Data (большие данные) — одна из прорывных тенденций этого десятилетия — в корне меняют принцип работы предприятий. Когда каждый элемент завода или склада оснащен датчиком, сигнализирующим о состоянии этого элемента, и есть система, которая считывает и анализирует эти состояния (например, SAP S4/HANA), можно настроить работу завода как часы, чтобы не терялось ни единой драгоценной секунды, чтобы все работало с точностью до микрона. Точное знание состояния всех элементов бизнеса (нет, вы, конечно, хорошо знаете свой бизнес, но не каждый элемент и не в режиме реального времени) приводит нас к следующим пунктам. Но о них по порядку. Упрощение и автоматизация. Вспомним, как было раньше. Субъективная информация, собранная лучшим работником, который все равно проигрывает мало-мальски способному роботу, отправляется в базу данных. База данных, наверняка собираемая в каком-нибудь Excel, отправляется по электронной почте в пункт приема и обработки данных. На месте «лучшие работники» ее анализируют, работая со скоростью, в разы проигрывающей скорости света, а потом делают как умеют. Как будет теперь? Данные собираются самостоятельно, обрабатываются самостоятельно, сами передвигаются, система живет своей жизнью. Персонализация и эффективность. Раньше масштабируемость означала только одно: стандартизацию в худшем смысле этого слова. Одинаковые шаблоны, размеры, цвета, дефекты — зато производство идет, кхм, ударными темпами. Изнеженный обыватель двадцать первого века захотел персонализации — и появились новые ниши, например, для рынка электроники: всевозможные аксессуары, съемные батареи, чехлы, провода, альтернативные зарядные устройства… перечислять можно бесконечно. С Интернетом вещей масштабируется уже заранее рассчитанный на потребителя подход: продукт можно сделать быстро, в большом количестве, но с учетом личных пожеланий потребителя. Что, в свою очередь, повышает эффективность предприятия: не нужно переделывать конвейер ради выполнения отдельных заказов. Повышение качества и скорости. Заставь человека делать одинаковые машины — и он обязательно однажды ошибется. Дай машине возможность самостоятельно себя создавать — и получишь неизменно качественный продукт. Разница человека и машины в том, что человек встал не с той ноги, а машина следует по заранее оговоренному сценарию (чертежу), да еще и проверяет себя на каждом этапе. Умножьте предыдущие пункты на качество и получите неизбежную прибавку в скорости. Наверное, стоит повторить: кто не успеет, тот опоздает. Ахиллес никогда не догонит черепаху: нужен качественный скачок. Но как бизнесу успеть за стремительным течением времени? Чтобы понять свой бизнес, нужно понять потребителя. Чтобы почувствовать свой бизнес, нужна ERP-система, которая обеспечит ежесекундный контакт с сотней миллионов датчиков — станет мозгом для вашего тела. Чтобы удержаться на плаву, нужно предвидеть будущее — таким был секрет успеха величайших предпринимателей человечества. ERP (Enterprise Resource Planning = планирование ресурсов предприятия) — это класс систем для управления производством, трудовыми ресурсами, финансами и активами, ориентированных на оптимизацию ресурсов предприятия. Их множество: SAP, Sage,Oracle, даже 1С-Предприятие — примеры таких. По мнению сторонников интегрированного производства, которое обещает Интернет вещей, четвертая промышленная революция может изменить само определение человеческого труда. Имея свои глаза, уши и мозг, машины смогут более точно, быстро и качественно выполнять задачи, которые всегда выполнялись людьми. Будет ли это плохо для людей? Нет. Они смогут перейти к более творческим, интеллектуальным задачам, к стратегии и планированию, к анализу и предвидению. Какой будет ERP-система будущего?Во-первых, масштабируемой. Она должна быть способна считывать большие данные (Big Data) с миллионов датчиков (рецепторов вашего организма — вашего бизнеса) в режиме реального времени и одинаково хорошо работать на отдельном участке (скажем, в отдельной клетке) и в целом (к примеру, удерживать равновесие на двух ногах — этому до сих пор не могут научить роботов). Во-вторых, гибкой. Гибкость необходима виду для выживания. В свете развития Интернета вещей будет странно, если «мозг» системы — ERP — будет привязан к одному мэйнфрейму или даже к ноутбуку. Возможность управления бизнесом с планшета, с компьютера, в дополненной реальности, даже с умных часов — вот выход. Рассредоточение элементов управления бизнесом в облаке и на земле, на сервере и в кармане — везде. В-третьих, ERP-система будущего должна быть чуткой. И чтобы разобрать этот пункт, вернемся в самое начало нашей заметки: к связи бизнеса с потребителем. В основе любого бизнеса, будь то b2b или b2c, оказание социальных услуг или консалтинг, аналитика или производство машин, лежит важный аспект: нацеленность на клиента, партнера, конечного потребителя. Без уважения и понимания клиента (а в отдельных случаях — без создания клиентской потребности за счет экосистемы) бизнеса не будет. ERP-система будущего должна быть чуткой к требования отдельного заказчика. Персонализация — одна из сильных сторон Интернета вещей. Это тот случай, когда выигрывает и клиент, и производитель. ERP-система постепенно все больше напоминает живой мозг организма, которым выступает ваш бизнес. Чем тоньше и быстрее происходит связь между отдельными элементами-клетками, тем эффективнее работает бизнес. Связь между умными продуктами Интернета вещей и умными машинами, которые их производят, позволит машинам самостоятельно определять целевое производство в зависимости от нужд конечного потребителя. Как будет работать интернет вещей будущегоЕсли ваш телефон знает, что его батарея скоро «умрет», он может дать сигнал на завод, где в производство поступит новая батарея — точно рассчитанная для вашего телефона. Если это будет новый телефон — он уже поступит с вашими настройками. Ровно в тот момент, когда вы выбросите старую вещь, новая уже будет вас ждать. Так потребитель видит будущее Интернета вещей, 2020 год. Почувствуйте себя производителем будущего — и вы поймете, каким должен быть «мозг» вашего бизнеса в будущем. Предпринимателю нужно будет почувствовать каждую клетку своего бизнеса. Сергей Кузин, старший архитектор бизнес-решений SAP СНГ, считает, что без внедрения элементов Интернета вещей любая компания станет неконкурентоспособной. И действительно, какая речь может идти о конкуренции, если вы используете черный труд, когда все используют роботов? Когда вы используете лошадей, а все давно ездят на автомобилях? Четвертая промышленная революция смещает акцент с самой техники на управление техникой. На грамотное использование ресурсов, постоянный анализ миллионов переменных и стратегическое планирование. К 2020 году рынок Интернета вещей станет колоссальным, и победит тот, кто быстрее перевооружится. Однажды Билл Гейтс сказал, что в будущем останется два типа компаний: те, которые вышли в Интернет, и те, которые вышли из бизнеса. Но это было тридцать лет назад. Перефразируя легендарного миллиардера, можно сказать, что к 2020 году тоже останется два типа компаний: те, которые вышли в Интернет вещей, и те, которые вышли из бизнеса. Впрочем, придется решить несколько вопросов. Александр Ануфриенко и Иван Киреев из «Сколково» считают, что Интернету вещей мешают отсутствие открытых стандартов и бреши в безопасности. Повышение персонализации — неизбежный эффект развития Интернета вещей — влечет за собой угрозы персональной безопасности. Одно дело, когда взломали ваш сайт, и совсем другое, когда взломали ваш кардиостимулятор или самоуправляемый автомобиль. Лавинообразная тенденция должна пережевать и выплюнуть оба вопроса, они будут решены в любом случае. Современный предприниматель половину времени тратит на операционные задачи — на анализ данных, на их интерпретацию, на принятие тактических решений. Разве этого требует качественный продукт? Безусловно. Но продукт был бы еще качественнее, если бы предприниматель перешел от тактики и расстановки своих внутренних войск на поле боя (за клиента, разумеется) к стратегии — начал больше смотреть вперед, принимать стратегические решения, которые повлияют на компанию завтра, через год, через сто лет. https://hi-news.ru/business-an... Вернуться назад |