Однако решение ЦБ РФ по поводу внесения в реестр рейтинговых компаний российской АКРА вполне можно относить к фундаментальным. Это зелёный свет для работы отечественного агентства. По сути, Россия реализовала обозначенный ранее план, согласно которому будет отражать финансовую деятельность экономических субъектов, прибегая к отечественному кредитному рейтинговому агентству, по определению лишённому давления извне.
Первые острые вопросы, связанные с необходимостью начать работу российского кредитного рейтингового агентства, возникли сразу же после, мягко говоря, спорных решений ведущих международных (читай – американских) «КРА» в 2014 году. Речь о ситуации, когда S&P, Fitch и Мооdy’s, как по взмаху дирижёрской палочки, решили в одночасье понизить суверенный кредитный рейтинг России и рейтинги отдельных экономических субъектов РФ чуть ли не до мусорных значений.
Дошло до абсурда: на основании решений перечисленных кредитных рейтинговых агентств российская экономика потеряла сразу несколько рейтинговых позиций, имея при этом один из самых низких долговых уровней среди крупнейших экономик мира. Абсурд заключался и в том, что Россия, в последние годы не просрочив ни единого кредитного платежа, при этом, как правопреемница СССР, выплатив долги ещё и за всех воющих о «советской оккупации», вдруг оказалась в списке S&P, Fitch и Мооdy’s примерно на том же уровне, что и соседняя Украина, экономика которой не может себе позволить платить по счетам «от слова вообще».
Экономические «гуру» из либеральных кругов, как им и полагается, принялись объяснять, что решения международными кредитными рейтинговыми структурами принимались, «исходя из слабых перспектив российской экономики, высоком проценте зависимости от экспорта углеводородов, экономических санкций и прочее, прочее». На голубом глазу те же «гуру» утверждали, что это, дескать, никак не политическое решение – всё, мол, сугубо взвешенно и аргументировано. Ну да... Ну да... Когда в рейтинговом списке упомянутых агентств, к примеру, Мальта находится на десяток позиций выше России с пометкой А (позитивный), имея при этом госдолг на уровне 500% ВВП, то, как говорится, «ноу коммент»... Страна влезает в новый долг, чтобы погасить старый долг, раздувая собственный банковский пузырь, но зато у того же Fitch мальтийский рейтинг – уверенно позитивный, в верхней части списка успешных экономик. И если кто-либо из экономистов заявит, что и здесь всё «экономически аргументировано», то этого лгуна без зазрения совести можно спускать с лестницы с попутным импульсом по пятой точке... Ну в самом деле – сколько можно врать о том, что «никакой политики». Как «никакой политики» и в недопущении российских паралимпийцев в Рио?..
Решение международных рейтинговых структур ставило своей целью нанести удар по системе кредитования (инвестирования) России. Ведь, как известно, чем ниже планка рейтинга, тем выше процент, под который кредитор готов предоставлять финансовые средства. И это на фоне запрета для западных субъектов финансовой деятельности кредитовать РФ. Конечно, со временем эти самые субъекты нашли лазейки для обхода барьеров, желая идти на прибыльные контакты с Россией, но рейтинги ведь так никто не подумал менять. Как говорится, кто ж даст...
В общем, идея о том, что международные рейтинговые агентства и российское участие в их рейтингах – хорошо, но нужно что-то и своё иметь, воплощается в реальность менее чем через два года после публичного оглашения этой идеи. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство России (АКРА) получает возможность присваивать кредитные рейтинги экономическим субъектам, ведущим хозяйственную и финансово-экономическую с использованием российских капиталов.
Из заявления директора департамента директора департамента развития финансовых рынков ЦБ РФ Елены Чайковской (цитата ТАСС):
Кредитные
рейтинговые агентства для включения в реестр должны соответствовать
жестким требованиям закона. Но именно в этом и заключалась идея
перезагрузки отрасли: проведение качественных изменений, которые
позволят повысить степень доверия к ней со стороны пользователей.
Здесь стоит напомнить, что внесение российского кредитного рейтингового агентства в реестр Банка России – это мера, через которую, если хотят работать в РФ, должны пройти и зарубежные «КРА». Период приведения своих уставов к нормам российского законодательства для работы в России у международных кредитных рейтинговых агентств истекает в июле 2017 года. За это время, на основании закона, принятого в России в прошлом году, агентство должно предоставить информацию об учредителях, документам о методиках присвоения рейтингов и органах внутреннего управления. Другими словами, Центробанк предлагает иностранным составителям рейтингов быть прозрачными – ничего более. Проще говоря, скажите, кто вас финансирует и покажите документы, исходя из которых вы присваиваете российской экономике или частным субъектам кредитный рейтинг. Не хочется работать открыто - красный свет и "давай, до свиданья".
Если у кого-то из экономических «гуру» такой закон вызывает возмущение, то всего один вопрос: не значит ли это, что работа всё тех же S&P, Fitch и Мооdy’s изначально затачивалась как закрытый междусобойчик, отрабатывающий интересы сугубо Уолл-стрит? Судя по резкой смене рейтинговых позиции России после утирания Западу носа в Крыму, политический подтекст деятельности этих структур стал очевидным.
Если же им нечего скрывать, то в чём проблема?.. Пусть предоставляют интересующие ЦБ РФ документы и трудятся в России сколько угодно. Другой вопрос: насколько чётко чиновники Банка России сегодня сами готовы проводить мониторинг тех, кто документы всё же решит подаст, и не получится ли так, что в структурах Центробанка найдутся лица, сознательно закрывающие глаза на все рейтинговые пертурбации международных агентств со всеми вытекающими последствиями для российской экономики? В общем, одно дело у нас закон принять, и совсем другое контролировать его выполнение, особенно если речь идёт о его "выполнении" иностранными «партнёрами».