Отношение с Западом у России в 2014 году резко ухудшились, и весь год страна демонстративно разворачивалась на Восток. «Газпрому» удалось заключить рекордный контракт на поставки газа в Китай на $400 млрд, «Роснефть» активно зазывала азиатских инвесторов в свои российские проекты и договорилась о поставках нефти в Индию. Экономика разворота в восточном направлении с учетом резкого падения цен на нефть не очевидна. Но это не мешает властям грезить о строительстве новых газопроводов в Индию или скоростной магистрали из Москвы в Пекин.
Курс на Китай
Конфликт России с Западом из-за присоединения Крыма заставил российские власти и компании активизироваться на восточном направлении. Самым выдающимся результатом стало подписание в мае контракта на поставку газа по трубопроводу "Сила Сибири" на 38 млрд куб. м газа в год в объеме $400 млрд на момент подписания.
Курс на Китай - не новый, российские власти прокладывали этот путь долгие годы. Китайские компании уже закупают большие объемы российской нефти, а тот же контракт с "Газпромом" обсуждался более десяти лет. Но подписать его удалось только сейчас, когда России во чтобы то ни стало требовалось показать Западу смену своих приоритетов. Это и дало почву для рассуждений, что проект может быть не очень-то выгоден "Газпрому". Он и в самом деле не идеальный: правительству пришлось пообещать "Газпрому" освобождение от экспортных пошлин при поставках в Китай, а обещанный изначально китайский аванс на строительство трубы так и не был выдан. Топ-менеджеры "Газпрома" уверяют, что компания способна построить газопровод самостоятельно.
После "сделки века" руководство "Газпрома" не стеснялось в прогнозах и даже принялось прокладывать на карте еще один газопровод в Китай, так называемый западный маршрут. "С учетом наращивания поставок по западному маршруту в среднесрочной перспективе объемы поставок в Китай могут превысить текущие объемы экспорта в Европу", - сообщал глава "Газпрома" Алексей Миллер. В 2013 году "Газпром" поставил в Европу 161,5 млрд куб. м, план на 2014 год - 157 млрд куб. м.
Старается не отставать от "Газпрома" на китайском направлении и "Роснефть". Ей еще раньше удалось договориться о масштабных поставках нефти в Китай, а в этом году возглавляемая Игорем Сечиным компания стала активно приглашать китайских партнеров в свои добывающие проекты и в начале ноября подписала рамочное соглашение о продаже китайской CNPC 10% в проекте по освоению Ванкорского месторождения. Аналитик "Уралсиба" Алексей Кокин оценивает эту сделку в $1 млрд.
В этом же году "РусГидро" подписала с Китаем предварительное соглашение о совместном строительстве противопаводковых ГЭС на Дальнем Востоке, а группа "Интер РАО" наращивает объемы экспорта в Китай. Представитель "Интер РАО" сообщил РБК, что в следующем году компания рассчитывает как минимум сохранить прежние объемы поставок в Китай.
В сфере финансов в октябре Китай и Россия подписали трехлетнее соглашение о валютных свопах на сумму до 150 млрд юаней ($24 млрд) с возможностью увеличения объема операций с согласия обеих сторон. А глава российско-китайского делового совета Геннадий Тимченко анонсировал новый инфраструктурный проект: строительство высокоскоростной железной дороги между Пекином и Москвой. По предварительным оценкам, скорость движения на маршруте Москва - Пекин увеличится в четыре раза, то есть из одной столицы в другую можно будет доехать за 33 часа.
"Поворот на восток - главный тренд этого года", - уверен Константин Симонов, руководитель Фонда энергетической безопасности РФ. Условия, на которых Китай входит в Ванкор, несопоставимы с теми, которые предлагались европейцам. В этой сделке, в частности, "Роснефть" не ставила условием обязательный обмен активами с иностранным партнером. Симонов уверен, что китайцы могут принять участие в приватизации "Роснефти", 19,5% акций которой планируется продать в ближайшие годы.
"Никто нас там не ждал": бизнесмены об азиатском развороте России
Не только Китай
Китай главный, но не единственный азиатский партнер России в энергосфере. Российскую нефть будет покупать Вьетнам и Индия. О поставках до 10 млн т нефти в Индию "Роснефть" договорилась в декабре, начнутся они уже в 2015 году. Примерная сумма сделки оценивается в $5 млрд в год. Если она состоится, Индия получит гарантированные поставки, а Россия - новый рынок сбыта. "Россия боится, что на нее будут наложены ограничения по экспорту нефти в Европу, поэтому стремится диверсифицировать поставки. С этой точки зрения Индия - крайне интересный регион", - говорит Кокин. "Роснефть" также собирается продать индийской ONGC доли в добывающих проектах, среди которых ее крупные Ванкорское и Юрубчено-Тохомское месторождения в Восточной Сибири. Кроме того, индусам предложено войти в проект "Роснефти" по строительству завода "Дальневосточный СПГ".
Япония поддержала санкции Запада против России, но местные Marubeni и Sodeco будут с 2019 года закупать у "Роснефти" СПГ, в общей сложности 2,25 млн т.
Сейчас обсуждаются даже такие еще недавно казавшиеся одиозными проекты, как строительство газопроводов в Индию, Южную Корею и Японию.
Выгода "восточного маршрута" экспорта энергоносителей для России - в диверсификации поставок. Политический мотив - мы получаем гарантии сбыта нефти и газа на восток даже в случае, если Европа в рамках ужесточения санкций по "иранскому сценарию" откажется покупать наши энергоносители. Даже при условии скидок для Азии бюджет, в теории, получает дополнительные средства в виде налоговых поступлений, а экономика страны - новые рабочие места на "больших стройках" трубопроводов и заводов СПГ.
Но на деле на фоне падения цен на нефть тот же контракт "Газпрома" по "Силе Сибири" уже существенно подешевел.
С момента подписания китайского контракта нефть подешевела примерно со $100 до $60 за баррель. Это не значит, что цена на газ для Китая упала на столько же, но она рассчитывается по формуле, которая включает цену на нефть и нефтепродукты, а также коэффициент, который не раскрывается. Уже в ноябре аналитики заговорили о том, что общая сумма контракта из-за подешевевшей нефти могла снизиться примерно на 20%, то есть на $80-100 млрд. Впрочем, параллельно снижаются и затраты "Газпрома" (ранее оценивались в $55 млрд) - из-за роста курса доллара относительно рубля и снижения экспортной пошлины.
Но в условиях продолжающегося падения цен на нефть стоимость строительства "Силы Сибири" вместе с инфраструктурой в виде завода по переработке гелия, дорог, жилья, объектов энергетики ставит под сомнение рентабельность проекта и его выгоду для государства. Особенно с учетом того, что концерн получает налоговые преференции для китайского газопровода минимум на 20 лет, в том числе нулевую ставку НДПИ для "китайского газа".
Турецкий гамбит
Разворачиваясь на Восток, Россия демонстративно отворачивается от Запада. Самый наглядный пример - отказ от строительства газопровода "Южный поток" стоимостью 24 млрд. Это труба, по которой планировалось поставлять 63 млрд куб. м газа в страны Южной и Центральной Европы в обход Украины. Владимир Путин объяснил сворачивание "Южного потока" происками Евросоюза и, в частности, Болгарии. В новой концепции газопровод решено развернуть в сторону Турции, которая может стать крупнейшим посредником по продаже российского газа.
По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, отправной точкой нового газопровода с пока не утвержденным названием "Турецкий поток" станет компрессорная станция "Русская", запроектированная для "Южного потока". По нему "Газпром" сможет поставлять те же 63 млрд куб. м. Минус проекта в том, что с Турцией пока не заключено межправсоглашение по этому маршруту, а лишь меморандум о намерениях, также непонятен рынок сбыта этого газа.
По мнению партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, предложение заменить украинский транзит турецким выглядит не слишком адекватным. "Турки не раз демонстрировали своеобразный подход к услугам по транспортировке чужого газа - скажем, иранского или азербайджанского - через свою территорию, настаивая на схеме приобретения этого газа с последующей его перепродажей как турецкого.
Кроме того, в Турции уже начато строительство газопровода TANAP, который доставит азербайджанский, а в будущем и туркменский газ на греческую границу, откуда тот пойдет в Албанию и Италию по другой трассе - TAP. И очевидная судьба нового российского "потока" - двинуться из Турции в Европу через Болгарию, то есть по тому самому маршруту, который Еврокомиссия желает регулировать в соответствии с антимонопольными правилами своего третьего энергопакета", - утверждает эксперт.
Эксперты полагают, что Россия еще может вернуться к строительству "Южного потока", особенно с учетом того, что Болгария смягчила ряд своих требований и, кажется, снова готова строить совместную трубу с "Газпромом".
Тем не менее, поставки российских нефти и газа в Азию будут расти, а в Европу, наоборот, падать, говорит аналитик ИК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев. И дело не только в политике, но и в падении потребления энергоресурсов в Европе. В 2013 году спрос на газ в 28 странах ЕС составил 472 млрд куб. м (на 27% его обеспечила Россия), снизившись по сравнению с 2008 годом на 14% меньше.