В пятницу, 24 октября, Госдума Россия рассмотрит федеральный бюджет на 2015-2017 гг. в первом чтении. Уже ясно, что при текущих параметрах бюджет ожидают как минимум горячие дискуссии.
Федеральный бюджет на 2015 - 2017 гг. во многих отношениях первый. Первый, где учитывается уже российский Крым, первый в условиях санкций.
"Впервые работать над проектом трехлетнего бюджета пришлось в таких сложных обстоятельствах, когда замедление экономического роста усугубилось введением санкций в отношении отдельных отраслей нашей экономики", - сказал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Основные параметры бюджета
Доходы бюджета в 2015 г. составят 15 трлн 82,4 млрд руб. (19,5% ВВП), в 2016 г. - 15 трлн 795,5 млрд руб. (19% ВВП), в 2017 г. - 16 трлн 547,8 млрд руб. (18,4% ВВП)
Расходы бюджета в 2015 г. составят 15 трлн 513,1 млрд руб. (20% ВВП), в 2016 г. - 16 трлн 271,8 млрд руб. (19,6%ВВП), в 2017 г. - 17 трлн 88,7 млрд руб. (19% ВВП)
Дефицит бюджета в 2015 г. составит 430,7 млрд руб. (0,6% от объема ВВП), в 2016 г. - 476,3 млрд руб. (0,6% ВВП), в 2017 г. - 540,9 млрд руб. (0,6% ВВП). Но эти параметры могут еще измениться во время принятия бюджета парламентом, так как корректировки еще могут быть внесены. При этом некоторые депутаты и представители других ведомств уже критикуют проект.
Стоимость нефти на уровне $100
При составлении бюджета учитывался прогноз цены на нефть марки Urals на уровне $100 за баррель. И прогноз на все три года вообще не меняется.
Конечно, прогноз сейчас влияет на параметры уже не так сильно, поскольку действует бюджетное правило, согласно которому и должны формироваться параметры.
Правило впервые появилось в бюджете 2013 г., и тогда оно учитывало среднюю цену нефти за 5 лет. Ежегодно расчетный период увеличивается на 1 год до достижения 10 лет.
Если фактическая цена на нефть будет превышать базовую ($96 в 2014 г.), то дополнительные доходы, в соответствии с текущими правилами, должны направляться в Резервный фонд, до того момента как его объем составит 7% ВВП.
Но с 2015 г. дополнительные доходы от продажи нефти будут напрямую направляться на финансирование дефицита, поэтому от стоимости нефти напрямую зависит как минимум текущий объем средств Резервного фонда, который будет использован для финансирования дефицита при его исполнении.
Сейчас нефть ощутимо ниже $100 за баррель. Стоимость Brent составляет $86,4, WTI – $81,6 за баррель.
Конечно, вероятность возвращения котировок к уровням $100 есть, но предсказать это достаточно сложно, так как ситуация на рынке, особенно в части баланса спроса и предложения, может меняться весьма активно.
Тем не менее власти все же рассматривают возможность шокового сценария. Банк России не исключает, что включит кризисный сценарий падения цен на нефть в проект денежно-кредитной политики (ДКП).
Он может предполагать падение цен до $60 за баррель. Регулятор отмечает, что в случае если сформируется долгосрочная тенденция к снижению цен на нефть, замедление роста отечественной экономики будет носить также структурный характер.
Радует то, что постепенно Россия снижает свою зависимость от экспорта "черного золота". Так, доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов бюджета в 2015 г. составит 51%, а уже к 2017 г. снизится до 49,6%.
Средний курс доллара - 37,7 руб.
Бюджет на ближайшие годы предусматривает достаточно слабый рубль.
Курс рубля, заложенный в бюджет
2014 г.
35,5
2015 г.
37,7
2016 г.
38,7
2017 г.
39,5
Как видно из таблицы, укрепление курса рубля даже не рассматривается. Более того, уже в 2017 г. в бюджете заложен курс почти в 40 руб. за одну единицу валюты.
Это свидетельствует о сильных изменениях, которые в текущем году произошли. Фактически это означает, что в том виде, в котором российская экономика существовала ранее, она существовать, похоже, уже не будет.
Стоит отметить ослабление рубля, которое вызвано падением цен на нефть, что также приводит к дополнительным доходам бюджета. По подсчетам экспертов, ослабление курса на 1 руб. в текущих экономических условиях увеличивает экспортную выручку на 180 млрд руб.
Дело в том, что экспортная выручка приходуется в валюте, а вот в бюджет попадает выраженной в рублях. Поэтому относительная слабость рубля выгодна российской экономике, ориентированной на экспорт.
Рост расходов на оборону
Расходы на национальную оборону увеличатся с 3,4% ВВП в 2014 г. до 4,2% ВВП в 2015 г. с дальнейшим снижением до 3,6-3,7% ВВП в 2016-2017 гг.
При этом только в 2015 г. расходы по разделу "Национальная оборона" вырастут на 21,2% и достигнут 3,032 трлн руб. Всего на оборону потратят около 3,28 трлн руб., а это рост более чем на 30% по сравнению с текущим годом.
При этом 21% расходов засекречен на 2015 г., а в 2017 г. этот показатель составит 24,6%. Большая часть "закрытых" статей приходится как раз на расходы на национальную оборону.
Именно эту статью расходов критикуют чаще всего.
Деньги планируется направить на переоснащение вооруженных сил военной техникой и модернизацию. Судя по всему, это плановый процесс.
Кроме того, в условиях осложнения геополитической ситуации растут риски для национальной обороны, что также должно быть заложено в бюджет.
Инфляция будет замедляться
Счетная палата и ряд российских ведомств, в частности правительство и Банк России, разошлись в прогнозах по макроэкономическим показателям. Их взгляды относительно бюджета на следующий год, а также инфляции и роста ВВП в текущем году, не совпали.
Основные параметры бюджета рассчитывались при инфляции на 2015 г. на уровне 5,5%, 2016 г. – 4,5%, 2017 г. – 4%.
При этом сейчас инфляция в годовом выражении уже составляет 8,3% и, судя по тенденции, в текущем году все же превысит 8%.
Если даже прогнозы по замедлению инфляции оправдаются, что пока кажется маловероятным при текущей денежно-кредитной политике и ставках Банка России, а также учитывая ослабление рубля, то ошибка или неточность при определении инфляции может существенно повлиять на параметры бюджета.
Так, например, глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова сказала, что прогноз по инфляции в 2014 г. на уровне 7,5% слишком оптимистичен. В результате параметры, которые использовались для прогноза инфляции 2015-2017 гг., "скорее всего, не будут выдержаны".
Изменение бюджетного правила
Бюджет РФ на 2015 г.
Как уже отмечалось, бюджетное правило на ближайшее время изменено. Хотя формально оно не отменено, фактически оно уже не будет действовать в части аккумуляции дополнительных нефтегазовых доходов.
По оценкам чиновников, это даст возможность использовать около 500 млрд руб. в виде дополнительных доходов в 2015 г.
Конечно, это несколько снижает возможности для использования средств Резервного фонда в будущем, так как их просто будет меньше. При этом, хотя подобная "финансовая подушка" помогла смягчить последствия последнего мирового финансового кризиса, накопление средств, а не их направление на программы развития, вызывало немало критики.
Сейчас использование дополнительных доходов позволит сократить объем новых государственных заимствований. В ближайшие три года ежегодно планируется привлекать около $7 млрд, но большая часть будет также направляться на погашение внешнего долга и его обслуживание. В 2015 г. показатель составит $3,696 млрд, в 2016 г. – $5,686 млрд, в 2017 г. – $3,729 млрд.
Кстати, в 2014 г. Россия вообще обошлась без внешних займов.