ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Россия – ЕС: момент истины. Оставить США за скобками
Россия – ЕС: момент истины. Оставить США за скобками15-10-2014, 06:31. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Россия – ЕС: момент истиныРоссия готова обсуждать создание зоны свободной торговли с ЕС. По словам экспертов, никаких содержательных экономических препятствий для этого сегодня нет, при этом Россия способна предложить Европе больше чем Украина и США вместе взятые
Отношения России и Евросоюза подошли к «моменту истины», когда надо определить дальнейший вектор их развития, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров на встрече с представителями Ассоциации европейского бизнеса.
Альтернативы улучшению отношений РФ и ЕС нет, и Россия готова обсуждать создание зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС, продолжил глава внешнеполитического ведомства. «Продвигая евразийскую интеграцию, мы остаемся открытыми к взаимодействию с другими странами, с другими региональными объединениями. Готовы обсуждать перспективы создания зоны свободной торговли с Евросоюзом», — заявил министр. «Наш давний стабильный курс на наращивание сотрудничества с государствами Востока будет осуществляться в любом случае, но мы предпочли бы делать это не в качестве альтернативы сотрудничеству с ЕС, а параллельно с ним», – подчеркнул Лавров.
По словам Лаврова, Москве и Брюсселю необходимо улучшать отношения, тем более в условиях, когда к югу от границ ЕС и России «разгорается пожар нестабильности, вооруженных конфликтов, поднимается волна экстремизма и терроризма». «Мы будем снова и снова наталкиваться на препятствия в усилиях по углублению сотрудничества, если не определим для себя ясные долгосрочные цели. В Москве продолжают считать, что такой естественной целью должно быть поэтапное построение единого экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока при опоре на архитектуру равной и неделимой безопасности», — заявил глава МИД.
Он уверен, что на поддержку партии войны в Киеве были брошены политические и экономические ресурсы, включая антироссийские санкции. «Причем сделано это было вопреки интересам самих европейцев», — сказал Лавров и оценил потери ЕС от санкций против России в 90 млрд евро за два года. «По предварительным подсчетам самой Еврокомиссии, которые были сделаны минувшим летом, общий ущерб от введенных ЕС экономических ограничений может стоить налогоплательщикам ЕС 40 млрд евро в этом году и примерно 50 млрд евро — в следующем», — уточнил он и добавил, что Россия тоже несет ущерб, но санкции одновременно укрепляют ее решимость концентрировать ресурсы, обновлять промышленность, инфраструктуру и эффективнее работать по всем направлениям.
Он объяснил, что Россия не станет делать исключений для отдельных европейских компаний, не согласных с западными санкциями. «Думаю, для отдельных компаний исключений быть не может, вы лучше стимулируйте свои правительства двигаться в нужном направлении», — сказал он и напомнил, что представители некоторых европейских компаний уже предлагали Москве не применять против них рестриктивные меры, в случае, если они откажутся выполнять санкции ЕС.
Про зону свободной торговли с ЕС российские власти говорили неоднократно с 2005 года, напоминает директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. «Президент Владимир Путин заявил об этом в своей статье в 2010 году, тогда же впервые прозвучала фраза о построении единого экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока. Насколько это возможно в текущих геополитических условиях, отягощенных взаимными санкциями, сложно сказать. И тем не менее российский лидер на саммите Россия – ЕС уже в текущем году напомнил, что наша страна такое предложение сделала, и подтвердил это на саммите СНГ 10 октября в Минске», — уточнил он и добавил, что никаких содержательных экономических препятствий для создания зоны сегодня нет. «При этом по нашим подсчетам, только обнуление пошлин в торговле с ЕС дало бы России порядка $40 млрд в течение четырех лет», — констатирует Александр Кнобель.
В Европе существуют три проекта зон свободной торговли: ЕС – США, ЕС – Украина и ЕС — Россия, но все они на сегодня практически заморожены, добавляет эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. «Понятно, что планирование зоны свободной торговли между ЕС и США основывалось в основном на возможности поставок сланцевого газа, как альтернативы российскому природному, но в последнее время эта тема затихла. ЗСТ с Украиной европейцам создавать невозможно до завершения процесса ассоциирования, то есть как минимум до 2018 года проект похоронен. Что касается зоны свободной торговли с Россией, хотя ряд членов ЕС в отдельных сегментах приветствовали такую возможность, в частности страны Прибалтики по вопросам транзита, Польша с Германией – в области машиностроения, соглашение о добрососедстве так и не было подписано. Словом, все ЗСТ пробуксовывают и, как показывает практика, без какого-то политического проекта, они в любом случае работают неэффективно», — рассказал он «Эксперт Online».
В случае создания зоны свободной торговли России и ЕС, Украина в принципе не будет нужна Европе, как транзитный проект по реэкспорту товаров из стран СНГ и Китая, уверен Дмитрий Абзалов. «Россия же, активизировав риторику по этому направлению, преследует цель создать мощный инструмент приграничного сотрудничества; снизить зависимость Европы от США, уменьшив при этом санкционное давление на отечественную экономику; и открыть для ЕС рынок постсоветского пространства. Кроме того, ЗСТ – серьезный политический проект, который способен придать России вес на мировой арене», — замечает он.
Усилившуюся риторику по поводу готовности России создавать зону свободной торговли с ЕС, замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев связывает с желанием избавиться от санкционного давления. «Этот проект не имеет продвижения, поскольку ЕС не признает евразийскую интеграцию и отказывается от переговоров с ЕврАзЭс, видя в ней конкурента. При этом в Европе надеются, что Россия оплатит ассоциацию в ее экономику отколовшихся от евразийского сообщества стран – Грузии, Молдавии, Украины, обещая им снятие всех торговых ограничений», — пояснил он «Эксперт Online». Александр Кнобель добавляет, что РФ сегодня уже не может включиться в европейскую ЗСТ в одностороннем порядке – только одновременно с ЕврАзЭс, в рамках которого существует единая торговая политика.
Оставить США за скобкамиМосква дает новый сигнал о готовности сближения с Европой.
Россия готова создать зону свободной торговли с ЕС, уверил глава МИДа Сергей Лавров. Таким образом Москва дает сигнал Брюсселю, что в ее планы не входит разрывать экономические связи. Более того – именно реализация такого проекта смогла бы оживить стагнирующие экономики России и ЕС, а также снизить экономическое и политическое влияние США на российско-европейские отношения. Россия готова обсуждать создание зоны свободной торговли с ЕС, заявил во вторник глава МИДа Сергей Лавров. По его словам, попытка разорвать экономики России и ЕС не будет способствовать успешному развитию мирового бизнеса, «важно объяснить недопустимость таких игр с экономикой». «Она таких игр не терпит», – добавил он. Создание ЗСТ с ЕС – идея, которая обсуждается уже много лет. Последний раз президент России Владимир Путин предлагал Брюсселю обдумать ее в начале года, еще до госпереворота на Украине и санкционной войны. При этом Путин имел в виду европейскую и евразийскую интеграцию. То есть речь шла о зоне свободной торговли между одним союзом – ЕС, и другим союзом – Евразийским экономическим, созданным в мае этого года Россией, Белоруссией и Казахстаном. ЕЭС должен начать работу с 1 января 2015 года. То, что Россия по-прежнему готова обсуждать создание зоны свободной торговли с ЕС, несмотря на недружественные шаги европейцев, может показаться неожиданным. Тем более Россия уже и так является членом ВТО, зачем ей еще и ЗСТ? Однако у зоны свободной торговли есть одно преимущество – это механизм принятия решений. «В случае создания зоны свободной торговли с Евросоюзом из переговорного процесса исключаются другие страны, и в первую очередь – США», – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. «Это логичный шаг российского внешнеполитического ведомства. Потому что любые переговоры о возможном создании зоны свободной торговли между нашей страной и ЕС неизбежно затронут тему действующих сейчас антироссийских санкций. Это может снизить их негативное давление на российскую экономику на фоне одновременного падения цен на нефть», – говорит Дмитрий Лукашов. Плюсы и минусы «Экономика нашей страны остро зависит от прибыли экспортно ориентированных компаний и их налоговых отчислений в федеральный бюджет. Именно эти представители бизнеса являются основными налогоплательщиками, и благодаря их вкладу в государственную казну в стране реализуются крупные проекты», – поясняет она. С другой стороны, российские компании, ориентированные на внутренний рынок, могут не справиться с возросшей конкуренцией со стороны иностранных игроков. Более того, могут исчезнуть целые сектора экономики, так как их просто задавят более сильные импортные соперники. Яркий пример – это сельское хозяйство. Импортная продукция дешевле благодаря огромным субсидиям, которые ЕС предоставляет своим фермерам (в разы меньше, чем в России), и несоизмеримо более низким процентным ставкам по кредитам. Для ЕС создание зоны свободной торговли с Россией и ЕЭС еще более выгодно. «Экономики многих стран ЕС еще далеки от докризисных показателей. Способом преодоления этой ситуации как раз может стать увеличение товарооборота предприятий за счет роста продаж на российском рынке», – говорит Тамара Касьянова. Причем такое партнерство предоставит даже больше преференций европейским производителям, чем российским, отмечает Дмитрий Лукашов. Во-первых, открытие границ сразу замедлит процесс импортозамещения в России. Во-вторых, 85% российского экспорта – это минеральное сырье, включая углеводороды, а они пользуются отличным спросом на мировом рынке и без всяких ВТО и ЗСТ. Евросоюз же, напротив, будет поставлять готовую продукцию, конкурирующую с азиатскими и американскими товарами. В отличие от Украины Однако ЕС не нужна и экономически и социально сильная Украина. Все экономические требования ЕС для Украины, например по урезанию госдотаций на газ и услуги ЖКХ, рост тарифов для потребителей (причем в разы) или урезание дотаций для угольной промышленности – это задел на будущее. Украина должна наладить свою бюджетную политику ценой благосостояния своего населения, чтобы быть в состоянии расплатиться по международным кредитам. Но лишних денег – на инфраструктуру, новые производства и т. д. – у Киева быть не должно. Чтобы расплатиться с долгами, в условиях жесткой экономии Украине придется за бесценок приватизировать предприятия, распродавать заводы и производства, земли и природные ресурсы. Маленькой и беспокоящейся о своей экологии Европе нужно место для токсичных производств, не говоря уже о том, что украинцы, в отличие от европейцев, не будут против добычи нетрадиционных ресурсов (угрожающих загрязнению рек и озер). Логично, что на Украине должна быть дешевая рабочая сила, поэтому Брюсселю абсолютно невыгодно поднимать благосостояние ее граждан. Интересно, что еще в 2011 году Россия предлагала Киеву вместе создавать зону свободной торговли с ЕС – после присоединения Украины к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. И тогда речь шла как раз о создании ЗСТ к 2015 году. Главное отличие в том, чтобы создавать ЗСТ с Европой не на индивидуальном уровне – Украина с ЕС, Россия с ЕС и т. д., а именно ЗСТ между ЕЭП и ЕС. Выигрыш был очевиден. ЗСТ между союзами, а не отдельной страной и ЕС, позволяет добиться больше выгод благодаря внешнеполитическому весу России и в целом ЕЭС.
Вернуться назад |