Россия меняет вектор энергической стратегии на фоне растущего спроса на углеводороды в Китае и Индии.
Напряженные отношения между Россией и западными странами, вызванные событиями на Украине, также вынудили Москву активизировать процесс диверсификации поставок нефти и газа.
В рамках этого процесса Россия и Индия запланировали постройку нефтепровода, идущего через одну из самых неспокойных провинций Китая – Синьцзян, стоимостью в $30 млрд. Если этот проект удастся реализовать, он станет самым дорогостоящим в мире.
История вопроса
Основа для этого проекта была заложена 21 октября 2013 г. во время визита премьер-министра Индии Манмохана Сингха в Москву на 14-й российско-индийский ежегодный саммит. Сингх и Путин выступили с совместным заявлением: "Россия и Индия договорились о создании совместной группы по изучению возможности наземной транспортировки углеводородов". Это заявление подтвердило общую приверженность двух стран по дальнейшей реализации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия "о совершенствовании сотрудничества в нефтегазовой отрасли", которое было заключен 21 декабря 2010 г. Стоит отметить, что проект был предложен к рассмотрению еще в 2005 г., но лишь четыре года спустя, когда министры иностранных дел России, Индии и Китая договорились усилить сотрудничество в энергетической сфере, он приобрел особую актуальность. В конце прошлого года крупнейшая в Индии нефтегазовая компания ONGC проявила интерес к проекту, отметив, что нефтепровод из России представляется целесообразным.
В настоящее время Индия покупает незначительные объемы российской нефти. Согласно данным посольства Индии в Москве объем импорта нефтепродуктов из России в 2012 г. составил лишь $176 млн, тогда как двусторонний товарооборот за этот период вырос на 24,5% и достиг $11 млрд. Объем индийского экспорта составил $3 млрд, в то время как объем российского экспорта, который преимущественно состоял из поставок оружия, оценивался в $8 млрд.
"Украинский кризис" способствовал тому, что проект постройки нефтепровода получил серьезную политическую поддержку, так как ускоренная диверсификация поставок на рынки вне Европы, в страны Азии и другие растущие рынки, где спрос быстро увеличивается, является основным ответным шагом России на угрозы введения полномасштабных санкций со стороны Европы и США.
Спрос на газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе увеличивается значительно быстрее, чем в Европе: по прогнозам International Energy Outlook 2013 (U.S. Energy Information Administration), в течение следующей четверти века потребление газа будет расти в странах Азии темпами 3% в год, а в Европе – только 0,7%.
Проект строительства нефтепровода получил серьезную политическую поддержку и в Китае. В докладе Центра исследований энергетической стратегии Китая Института мировых проблем КНР Ся Ишань отмечается, что этот проект является выгодным для Китая, так как позволяет получить статус транзитной территории российской нефти, а не только конечного получателя.
Более того, строительство нефтепровода только укрепит намерение Индии стать членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Для перехода к строительству нефтепровода предстоит еще решить ряд существенных проблем, помимо астрономической цены. Ряд экспертов предполагают, что столь масштабные затраты делают проект неэффективным, так как Индии гораздо проще закупать более дешевую нефть из Ирана, а России дешевле поставлять нефть на юг Азии с помощью танкеров. Также около 35% маршрута нефтепровода проходит по гористой местности, именно с этим связана высокая стоимость его строительства. Более того, это способствует значительному сдвигу графиков завершения строительства – до 2020-2022 гг.
Вернуться назад
|