Украина готова обсуждать с ЕС и США вопрос о совместном использовании и обновлении газотранспортной системы (ГТС) Украины, заявил Арсений Яценюк, назначенный Верховной радой премьер-министром Украины.
"Лучшим ответом на энергетическую зависимость Украины от России будет присутствие на Украине европейских и американских инвесторов. В том числе мы готовы рассматривать вопрос совместной эксплуатации и модернизации украинской ГТС", - заявил Яценюк по итогам встречи с вице-президентом США Джозефом Байденом.
Украина также готова к широкому сотрудничеству в энергетике с американскими и европейскими компаниями. "Нам нужны инвестиции в наш энергетический сектор. И наилучшим ответом на энергетическую зависимость Украины от России будет присутствие здесь, на Украине, европейских и американских инвесторов", - отметил Яценюк.
ГТС Украины состоит из магистральных газопроводов, распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций, является второй по величине в Европе и одной из крупнейших в мире. Протяженность магистральных газопроводов ГТС Украины составляет 37,6 тыс. км, общая мощность 72 компрессорных станций составляет 5405 МВт.
Пропускная способность ГТС на границе Украины с Россией составляет 288 млрд куб. м газа в год, на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией и Молдавией - 178,5 млрд куб. м газа в год, в том числе со странами ЕС - 142,5 млрд куб. м газа в год.
"Самым основным и наиболее успешным способом модернизации ГТС Украины как с точки зрения экономики, так и с точки зрения эффективности работы может быть только решение на долгосрочную перспективу. Такое решение подразумевает реформирование работы "Укртрансгаза", наем западных европейских управленческих специалистов, выведение компании на международные биржи Лондона или Нью-Йорка, продажа половины компании через публичную оферту.
Это может принести от $15 млрд до $25 млрд, а деньги могут быть использованы для погашения долгов Украины перед Россией, для модернизации ГТС. И это будет благоприятным решением и для Европы, и для России", - полагает управляющий директор Pelicourt Роберт Бенш.
Что касается вопроса взаимоотношений Украины с "Газпромом", то это главным образом экономические вопросы. "Газпром" намерен получать оплату за поставленный газ, хотя компания беспокоится и о геополитических аспектах, связанных с реверсными поставками, полагает Бенш.
Но основным в отношениях "Газпрома" и Украины является все-таки экономический вопрос. И если "Газпром" будет получать согласованную оплату по согласованным объемам, то не должно возникать никаких проблем, связанных с поставками газа на Украину из других стран, заключает эксперт.
В конце 2013 г. премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что Украина возмущена тем, что Евросоюз не проявляет интереса к модернизации украинской ГТС. Брюссель так и не представил Украине приемлемых предложений и по другим финансовым и политическим вопросам, отметил Азаров.
"Уникальная мировая газотранспортная система, которая может транспортировать 100, 120, 150 млрд кубометров газа при условии модернизации, обеспечивать потребности Европы, она уже 30 лет не модернизируется. Почему эта система, которая имеет стратегическое значение для Европы, не вызывает интереса у европейцев?" - задавался вопросом Азаров.
Теперь же все становится на свои места. Зачем Евросоюзу в то время покупать ГТС Украины? Не нужно это и США. А при нынешней украинской власти забрать ГТС Украины можно бесплатно.
США и ЕС получают возможность "сесть" на трубу и сразу же получать доход, да еще и диктовать России в лице "Газпрома" цены на транзит. Ведь 33% экспорта "Газпрома" в Европу по-прежнему осуществляется через ГТС Украины. Появляются и другие рычаги воздействия на "Газпром" и Россию, и набор этих рычагов ограничивается лишь фантазией США и ЕС
Вернуться назад
|