ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > ФРС в роли главного спасителя Америки. Других уже не остаётся

ФРС в роли главного спасителя Америки. Других уже не остаётся


23-11-2013, 10:38. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

ФРС в роли главного спасителя Америки. Других уже не остаётся


Уже многие десятилетия (за исключением всего нескольких лет) федеральный бюджет США сводится с дефицитами. Таким образом, происходит неуклонное наращивание государственного долга США.


В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

пИзображение


КАК АМЕРИКА ЗАКРЫВАЛА СВОИ «БЮДЖЕТНЫЕ ДЫРЫ»

Начиная с 2007/2008 фин. г. величина дефицита годового бюджета США стала превышать планку $1 трлн. Государственный долг США каждый год увеличивается на величину годового дефицита американского бюджета, достигнув к лету нынешнего года отметки в $17 трлн. Покрывается бюджетный дефицит с помощью заимствований. В прошлом десятилетии примерно 1/3 дефицита закрывалась так называемыми «нерыночными» заимствованиями. Речь идет о том, что правительство берет на возвратной основе деньги из социальных фондов, которые также входят в состав государственной финансовой системы, но функционируют автономно от федерального бюджета. Получаются своеобразные «внутренние» заимствования, которые имеют специальные способы оформления и учета. Другая часть дефицита (в среднем 2/3) покрывалась с помощью казначейских бумаг, которые размещаются внутри США и за их пределами. Согласно последним данным (2013 г.), на «внутренние» («нерыночные») заимствования государства приходится уже только ¼ прироста государственного долга, а ¾ обеспечивается за счет казначейских бумаг.

Основными покупателями казначейских бумаг традиционно выступает Федеральная резервная система США, американские банки и другие финансовые организации, а также иностранные инвесторы, которые представлены преимущественно центральными банками и суверенными фондами других стран.

Доля ФРС среди держателей казначейских бумаг (% к общему объему размещенных казначейских бумаг, на конец года): 2008 г. – 7,8; 2009 г. – 10,3; 2010 г. – 11,1; 2011 г. – 16,2; 2012 г. – 14,7; 2013 г. (середина года) – 16,6. В популярной литературе и публицистике даётся обычно несколько упрощенная схема государственных заимствований США. Говорится о том, что якобы основным держателем казначейских бумаг выступает Федеральная резервная система США, которая «на корню» скупает все выпуски этих бумаг. Правда, со времени окончания финансового кризиса доля ФРС постепенно нарастала, достигнув примерно 1/6 (в абсолютном выражении около $2,2 трлн. в середине 2013 г.). Для справки отметим, что в истории США бывали моменты, когда доля ФРС во владении казначейскими бумагами превышала нынешний уровень. Например, в середине 1970-х гг. доля ФРС достигла 23% (в абсолютном выражении – 75 млрд. долл.).

Доля прочих финансовых организаций США (%, на конец года): 2008 г. – 28,2; 2009 г. – 23,6; 2010 г. – 21,5; 2011г. – 22,5; 2012 г. – 22,6; 2013 г. (середина года) – 21,6. В состав прочих финансовых организаций входят различные инвестиционные фонды (прежде всего взаимные фонды), негосударственные пенсионные и социальные фонды, депозитно-кредитные организации (банки), страховые компании и т.д.



ИНОСТРАННЫЕ ДЕРЖАТЕЛИ КАЗНАЧЕЙСКИХ БУМАГ США

Традиционно основная нагрузка в затыкании «бюджетных дыр» возлагалась на денежные власти других стран. До конца прошлого века это были почти исключительно центральные банки. С начала нынешнего века в странах-экспортерах начался бурный рост так называемых «суверенных фондов», в которых стали концентрироваться избыточные валютные доходы. Эти фонды стали управляться министерствами финансов (казначействами) соответствующих стран. Их активы размещались в наиболее надежных долговых бумагах, в том числе (и в первую очередь) в бумагах казначейства США.

Доля иностранных держателей казначейских бумаг (%, на конец года): 2008 г. – 52,9; 2009 г. – 48,4; 2010 г. – 48,6; 2011 г. – 48,8; 2012 г. – 48,9; 2013 г. (середина года) – 47,9. Как видно, за период 2008-2013 гг. доля иностранных держателей снизилась на 5 процентных пунктов. Отчасти это можно объяснить следующим: доверие к американским долговым бумагам снижается; валютные резервы центральных банков и суверенных фондов перенасыщены бумагами, номинированными в валюте США; во всем мире растет опасение того, что американская долларовая система может рухнуть. Между тем, в абсолютном выражении прирост запасов казначейских бумаг США в международных резервах центральных банков других стран происходил до осени прошлого года. Просто темпы прироста варьировали. В 2006 году был зафиксирован рекордный прирост закупок американских казначейских бумаг центральными банками - 10%. Главными держателями казначейских бумаг США за пределами США выступают Китай и Япония. При общем объеме казначейских бумаг у иностранных держателей на конец июля 2013 г. в 5.590,1 млрд. долл. на указанные две страны приходилось 2.412,7 млрд. долл., или 43,2%. Ниже приведены данные о распределении казначейских бумаг США среди главных зарубежных держателей.

Главные страны - держатели казначейских бумаг США (млрд. долл., на конец июля соответствующего года)
Изображение

Примечание к таблице:

К графе «Страны-экспортеры нефти»относится совокупный объем долга США на балансе следующих стран: Эквадор, Венесуэла, Индонезия, Бахрейн, Иран, Ирак, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Алжир, Габон, Ливия и Нигерия.

К графе «Банковские центры Карибского бассейна»относятся следующие юрисдикции: Багамские острова, Бермуды, Каймановы острова, Голландские Антильские острова, Панама и Британские Виргинские острова.




«КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СМЯГЧЕНИЯ» КАК «СОЛОМИНКИ» ДЛЯ ТОНУЩЕЙ АМЕРИКИ

Полагаем, что в политике размещения государственного долга денежными властями США в последнее время наметились интересные изменения. Они связаны с программой так называемых «количественных смягчений» (КС), которая была запущена Федеральной резервной системой США еще в разгар финансового кризиса в 2009 году. Суть ее заключается в увеличении денежных вливаний в экономику США путем выкупа Федеральным резервом различных видов бумаг, находящихся в активах американских банков. Прежде всего, таких бумаг, которые ухудшают балансы американских банков. Последние, меняя «плохие» бумаги на деньги ФРС, по замыслу идеологов «количественных смягчений», должны активизировать кредитование реального сектора экономики и способствовать экономическому восстановлению страны после финансового кризиса. С сентября 2012 г. реализуется уже третья программа КС, которая предусматривает ежемесячный выкуп бумаг на сумму 85 млрд. долл., причем выкуп казначейских бумаг на сумму 45 млрд. долл. и ипотечных бумаг – на сумму 40 млрд. долл.

Что же получается? В течение прошедшего финансового года (2012/2013) дефицит федерального бюджета, по предварительным оценкам, составил 680 млрд. долл. Впервые за последние пять лет удалось существенно снизить бюджетный дефицит, он оказался ниже планки 1 трлн. долл. Будем исходить из того, что на долю «нерыночных» заимствований в истекшем финансовом году пришлось 25% покрытия бюджетного дефицита. Тогда получим, что с помощью казначейских бумаг было покрыто примерно 500 млрд. долл. прироста государственного долга за истекший финансовый год. За этот же истекший год, согласно третьей программе КС, было выкуплено 45 млрд. долл. Х 12 = 540 млрд. долл. На самом деле, как показывают статистические данные ФРС, выкуп казначейских бумаг Федеральным резервом в течение прошедшего финансового года был ниже запланированного и находился в среднем на уровне 40 млрд. долл. в месяц. Получается, что практически весь прирост государственного долга США в истекшем финансовом году «закрывался» третьей программой КС, т.е. «печатным станком» ФРС.



ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ ДРУГИХ СТРАН БОЛЬШЕ НЕ ХОТЯТ СПАСАТЬ АМЕРИКУ

Наши расчеты подтверждаются и другой статистикой. В 2013 году, по данным Банка международных расчетов, Международного валютного фонда и министерства финансов США, многие страны стали сокращать свои закупки и запасы американских казначейских бумаг. В первой половине 2013 года покупки иностранными государствами казначейских ценных бумаг США упали на 0,6%. Оценки говорят в пользу того, что и за весь 2013 год будет иметь место снижение покупок по сравнению с предыдущим годом. Это будет первое годовое снижение, начиная с 2000 года. Впрочем, снижение уровня закупок теоретически не всегда может приводить к снижению объема запасов казначейских бумаг. Но многое свидетельствует о том, что запасы также падают. Данные за второй квартал 2013 года показывают, что запасы центральных банков в виде казначейских бумаг США снизились на $48 млрд. Бразилия, Тайвань и Россия в совокупности уменьшили свои вклады на $22 миллиарда. Сейчас трудно говорить, насколько долгосрочной является тенденция центральных банков по сбросу американских долговых бумаг. Некоторые аналитики считают, что это конъюнктурный момент, связанный с тем, что, мол, центральные банки начали осуществлять валютные интервенции, направленные на сдерживание слишком резкого падения курсов национальных денежных единиц. Действительно такое падение имело место по причине того, что председатель ФРС Б. Бернанке весной нынешнего года стал намекать на возможность сворачивания программы КС. В июне месяце председатель ФРС даже заявил, что в 2014 году Федеральный резерв перестанет вообще закупать казначейские бумаги. Этих намеков оказалось достаточно для того, чтобы иностранный капитал начал уходить из экономик стран периферии мирового капитализма (ПМК). Сегодня уже этот фактор не работает: Бернанке перестал даже заикаться насчет возможного сворачивания «количественных смягчений». По нашему мнению, сохранение КС может привести лишь к тому, что центральные банки ПМК перестанут продавать американские казначейские бумаги. Но покупать новые они также не будут. Ведь они понимают, что до бесконечности программа «количественных смягчений» не может существовать.



РОССИЯ КАК ПОКУПАТЕЛЬ И ДЕРЖАТЕЛЬ КАЗНАЧЕЙСКИХ БУМАГ США

Были времена, когда Россия в своих международных резервах имела довольно скромный пакет американских казначейских бумаг. Еще в конце 2007 г. их сумма не превышала $32,7 млрд. Однако к концу 2008 г. их объем увеличился до $116 млрд., т.е. в 3,5 раза. Далее, до середины 2012 года, запасы американских казначейских бумаг в резервах РФ росли медленно, достигнув своего пика в январе 2013 года – $164,4 млрд. Многие обратили внимание на заявление нашего министра финансов А. Силуанова, сделанное им в октябре нынешнего года по поводу американских казначейских бумаг. Он сказал, что бумаги являются надежными, их доля в золотовалютных резервах РФ составляет 45%, добавив, что в ближайшее время мы не собираемся менять эту долю. Тут требуются некоторые пояснения. Во-первых, доля казначейских бумаг ниже. В мае с.г. тогдашний первый заместитель Председателя Банка России А. Улюкаев в одном из своих публичных выступлений сказал, что она находится на уровне 30%. И это правда, достаточно познакомиться с официальной статистикой на сайте того же Банка России. Видимо, Силуанов имел в виду только часть золотовалютных резервов, относящуюся к Минфину. Это средства Резервного фонда и Фонда национального достояния – валютные «кубышки» российского казначейства. В части резервов, принадлежащих Ценробанку, доля казначейских бумаг существенно ниже той цифры, которую назвал Силуанов. Во-вторых, незадолго до этого Россия как провела достаточно существенное сокращение своего портфеля казначейских бумаг США.

Согласно последним имеющимся данным, в конце текущего года у России казначейских бумаг имелось на сумму $131,6 млрд. Следовательно, за полгода произошло сокращение их запаса составило $32,8 млрд. Снижение запасов казначейских бумаг за указанный период, согласно данным министерства финансов США имело место также на Тайване, в Швейцарии, Германии, Гонконге, Сингапуре, в группе стран-экспортеров нефти. Но во всех этих случаях размеры сокращений существенно меньше, чем в РФ. Вообще, замечено, что доля американского доллара и особенно казначейских бумаг в международных резервах той или иной страны является чутким индикатором, фиксирующим степень зависимости этой страны от США, а также состояние ее взаимоотношений с Америкой.

Не думаю, что возникшие в последние месяцы осложнения в отношениях между США и Россией («шпионская история» с участием Э. Сноудена, противостояние по поводу ситуации вокруг Сирии, заявление группы американских сенаторов о необходимости введения финансово-экономических санкций против Москвы и др.) будут способствовать наращиванию Россией запасов казначейских бумаг США. Или даже сохранению их на прежнем уровне. Упомянутое выше заявление Силуанова можно воспринимать как проявление дежурного «политеса». Между прочим, когда Россия реально в первой половине нынешнего года сокращала свой портфель американских казначейских бумаг, наши официальные лица вообще предпочитали об этом не упоминать. Если в середине 2011 года Россия находилась на 6-м месте среди иностранных держателей казначейских бумаг США, то в середине 2012-го – на 8-м месте, а в середине 2013 года – уже на 11-м месте.



ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ США: «КУДА НЕ КИНЬ, ВСЮДУ КЛИН»

В данной ситуации не позавидуешь ни Федеральному резерву, ни американскому казначейству. Федеральный резерв должен продолжать дурную деятельность по дальнейшей скупке бумаг казначейства и ипотечных агентств, не имея права не только прекратить эту деятельность, но даже заикнуться о возможности такого прекращения. Федеральный резерв напоминает несущийся на бешеной скорости автомобиль, у которого отказали тормоза.

Американское казначейство оказывается в состоянии неопределенности. Ведь с каждым годом становится все сложнее размещать казначейские бумаги, как за рубежом, так и на внутреннем рынке. Это раньше все было проще: главной задачей американского казначейства было вовремя обеспечить повышение «потолка» государственного долга, а в рамках новой квоты печатались казначейские бумаги, которые разлетались по миру как жареные пирожки. 17 октября в Америке закончился очередной акт спектакля под названием «повышение потолка государственного долга». «Потолок» «народные избранники» на Капитолийском холме подняли, а необходимого количества желающих покупать «горячие пирожки» уже не находится. Можно, конечно, повысить привлекательность «пирожков». Каким образом? Поднять доходность по казначейским облигациям. Но тут также возникает ряд неприятностей. Например, в бюджетных расходах увеличится доля, идущая на обслуживание государственного долга («процентные расходы»). Сейчас процентные ставки в Америке низкие, поэтому доля «процентных расходов» находится на уровне 7%. А при других ставках эта доля может удвоиться или даже утроиться.

Надо иметь в виду, что казначейские бумаги инвесторы воспринимают в первую очередь не как инструмент получения прибыли, а как инструмент защиты капитала. Поэтому на рынке казначейских бумаг своя «логика»: чем надежнее бумага, тем ниже проценты и выше ее цена. И, наоборот: повышение процентных ставок настораживает инвесторов, бумага дешевеет. Вот, например, сегодня Европа переживает тяжелейший долговой кризис. Чтобы как-то закрывать «бюджетные дыры», многие европейские государства должны повышать процентные ставки по своим облигациям. Были уже случаи, когда ставки достигали отметки 10%. А рыночные цены облигаций при этом падали. Федеральный резерв, покупающий бумаги казначейства, очень настороженно относится к возможным повышениям ставок по бумагам. В этом случае обесценивается его портфель казначейских бумаг. Если он попытается продавать бумаги, то понесет убытки. Или даже дойдет до банкротства. Я уже подробно рассматривал тему возможной «смерти» Федерального резерва в ряде своих публикаций, отсылаю к ним наиболее пытливых читателей («Банкротство Федеральной резервной системы: разве такое возможно?; «Центральные банки тоже могут стать банкротами», сайт ИВК).

Не хочу дальше утомлять читателя «тонкостями» рынка казначейских бумаг. Пусть об этом болит голова у хозяев Федерального резерва и министра финансов США. Ситуацию, в которую попали денежные власти в Вашингтоне, можно выразить русской пословицей: «Куда не кинь, всюду клин».


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВ И КАЗНАЧЕЙСТВО США: ОБА В РОЛИ «УТОПАЮЩИХ»

Итак, подытожим сказанное выше: за последний год произошло радикальное изменение структуры размещения государственного «рыночного» долга США. Если раньше облигации казначейства приобретали, прежде всего, денежные власти (центральные банки и находящиеся в ведении министерств финансов суверенные фонды), во вторую очередь различные американские фонды (пенсионные, взаимные, прочие инвестиционные), а также банки и страховые компании, то теперь чуть ли не единственным нетто-покупателем казначейских бумаг стал Федеральный резерв. Как мы показали выше, он раньше был крупным, но все-таки лишь «подстраховочным» покупателем американских государственных долгов.

Чем объяснить такой «разворот» на рынке казначейских бумаг США? Во-первых, дяде Сэму уже не удается (как раньше) уговаривать другие страны покупать «в добровольно-принудительном порядке» фантики американского казначейства. Я уже не говорю о том, что некоторые страны вообще стараются отказываться от долларов и всех бумаг, номинированных в долларах, считая эту валюту ненадежной. Во-вторых, американская экономика так и не сумела придти в себя после финансового кризиса. Я не исключаю, что Федеральный резерв действительно пытается разгрузить банки и финансовые компании от разного рода бумаг и заставить их финансировать реальную экономику. Но из этого ничего не получается. Если так можно выразиться, имеет место «нецелевое использование» денег Федерального резерва: они идут не в реальный сектор американской экономики, а на финансовые рынки, в том числе за пределы США. Операция по «спасению» американской экономики может окончиться для Федерального резерва очень плачевно. Он со стремительной скоростью расширяет свои активы с помощью бумаг, которые в будущем могут создать серьезные убытки и довести Федеральный резерв до банкротства. Тогда вслед за ФРС на «дно» пойдет и американское казначейство. А, стало быть, и государство под названием «США».


Источник


Вернуться назад