ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Северный морской путь сегодня
Северный морской путь сегодня8-08-2013, 10:25. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Айрат Хамидуллин
Кризис, который сильно ударил по мировой торговле и системе международных перевозок привел к логичному рассмотрению способов сокращения издержек во многих странах мира. Не оказалась в стороне и Европа, которая активно торгует с Юго-Восточной Азией, в частности с Японией, Южной Кореей и, конечно, Китаем. Основная тяжесть всех перевозок ложится на морские пути, проходя мимо загруженного Суэцкого канала и узкого Малаккского пролива. Особо крупным судам приходится огибать всю Африку. Не добавляет оптимизма и нападения пиратов, которые наносят немалый ущерб транснациональным компаниям, заставляя государства отправлять им на помощь боевые корабли. Альтернативу перегруженным путям на юге вполне может составить Северный морской путь (СМП), популярность которого год от года только растет.
СМП стал интересен еще в Советские годы, когда СССР не жалел денег на развитие науки и в строй вводились уникальные корабли, способные действовать в тяжелых условиях. Развитие СМП позволяло решать проблемы безопасности северной границы, стало толчком развития северных регионов, богатые всевозможными видами ресурсов. Однако использовать корабли в этих широтах можно было всего несколько месяцев. Сейчас ситуация несколько изменилась. Льды тают гораздо быстрее, чем это было раньше. Одни связывают сокращение площади льдов с глобальным потеплением, другие – с обычной калибровкой погоды, при которой возможны периоды времени с подобными изменениями в климате. Все это приводит к увеличению сроков эксплуатации СМП и количеству кораблей, проходящих через него. Если в 2011 году прошло всего 11 кораблей, в 2012 порядка 49 судов, и это только начало. Разница в расстоянии довольно существенна: расстояние от Мурманска до японской Йокагамы через Суэцкий канал составляет 12840 морских миль, а через СМП – всего 5770 морских миль, разумеется, без шансов встретить пиратов. Также немалую роль сыграло и снижение тарифов на использование пути.
Уже сейчас можно говорить о возвращении внимания Москвы к этим территориям. На данный момент Россия налаживает патрулирование северных территорий при помощи не только авиации, но и кораблей. В 2012 году свой поход в северные широты совершил тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». В этом году планируются такие же мероприятия с возможным увеличением числа кораблей. Проблемы с кораблями, конечно, имеются. Срок работы советских кораблей, заточенных в прямом смысле этого слова на этом регионе, подходит к концу. Число новых кораблей пока не радует, но процесс восстановления былой мощи уже идет. 168 кораблей ледового класса принадлежит России. Советский задел еще играет свою роль, сейчас больше требуются именно финансовые вложения в научные исследования этого региона, строительство новых кораблей и создание мощной инфраструктуры. До 2020 года планируется построить еще 60 кораблей. Целая система позволит обслуживать перевозчиков в любую погоду, а в экстренных случаях постоянная группировка кораблей может прийти на выручку. Хотя до этого еще далеко. Без серьезной мотивации сделать что-то будет сложно. Но в случае с СМП она имеется.
Во-первых, без развития СМП невозможно эффективная разработка полезных ископаемых. Именно добывающие нефть и газ структуры влияют на развитие региона. Инвестиции просто обязаны окупиться, если, конечно, потом какая-нибудь Саудовская Аравия или Катар не начнут заниматься демпингом на рынке. Во-вторых, развитие инфраструктуры приведет к увеличению уровня жизни для наших граждан, живущих на севере. К строительству новых аэродромов и дорог потребуется много рабочих рук, что поможет в реализации идеи В.В. Путина о создании 25 миллионов рабочих мест. В-третьих, если Россия не успеет «застолбить» за собой этот регион окончательно, то могут возникнуть конфликты с другими странами, у которых имеется свой взгляд на СМП. Один из таких потенциальных противников является Китай, который нуждается в больших запасах нефти и газа.
Пока у китайцев нет серьезного морского флота для деятельности в этом регионе, зато имеются финансы и желание инвестировать в серьезные проекты. Тот, кто сможет контролировать морские перевозки, станет контролировать и сам СМП. Возможности штамповать суда имеются именно у Китая. Другим нашим соперником традиционно считается США. В случае войны, ракеты полетят по кратчайшему пути – через Арктику, куда американцы могут пригнать корабли с системой «Иджис». Они и смогут сбивать наши ядерные боеголовки на разгонном этапе полета. Вот почему важно наращивать и военный кулак на севере. Другой аспект российско-американского сотрудничества – это границы и пути. По поводу первого Россия осуществляет подготовку по продвижения признания океанского шельфа за нами, что позволяет претендовать на большие территории. Вторая часть подразумевает наличие у американцев своего СМП в сотрудничестве с Канадой. Правда, там пока больше разногласий, чем плодотворной работы, но Вашингтон явно постарается окупить вложенные деньги в этот проект.
В этом и заключается вся игра – успеть раньше всех. Юридически Российская Федерация имеет все права на СМП, но гораздо лучше будет иметь при этом и другие веские показатели в лице мощной военной группировки, серьезной инфраструктуры и полном контроле перевозчиков на СМП. Тогда никто даже и не посмеет намекнуть о своем видении на этот лакомый кусочек. Если Россия сможет развить этот проект, то далее выглядело бы логично после развития СМП обратить внимание на юг. Наличие параллельно расположенной другой транспортной артерии – Транссиба – стоит соединить между собой при помощи нескольких перпендикулярных линий, роль которых для начала могут играть крупнейшие реки Сибири. Становление целой сетки путей позволит эффективнее управляться запасами Сибири и Дальнего Востока. Развитие СМП может стать началом новой колонизацией гигантских территорий нашей страны и дать мощный толчок не только для экономики, но и для нации в целом. Первый шаг сделан и останавливаться России явно не стоит. Вернуться назад |