Скандал вокруг американской шпионской системы PRISM угрожает похоронить один из самых амбициозных геополитических проектов Вашингтона – создание трансатлантической зоны свободной торговли США и Европейского союза.
По данным германского еженедельника Der Spiegel, в Брюсселе самым серьезным образом восприняли информацию о шпионаже Агентства национальной безопасности (АНБ) США против дипломатических представительств ЕС. [1] А британская The Financial Times, ссылаясь на письменное обращение комиссара ЕС по внутренним делам Сесилии Мальмстрем к властям США, сообщает, что Евросоюз может прекратить обмен информацией между европейскими спецслужбами и США в связи с обнаружением прослушивающих устройств в кабинетах послов европейских стран. «У нас наступил деликатный момент в наших отношениях с США, нашим сильнейшим союзником. Обоюдное доверие и конфиденциальность сильно подорваны, и я ожидаю, что США их восстановят», – подчеркивает еврокомиссар Мальмстрем. [2]
Наиболее жесткую позицию в отношении США заняли Германия, Франция и Нидерланды – ведущие в экономическом отношении страны ЕС. «Поведение в стиле «холодной войны» неприемлемо», – цитируют агентства слова Ангелы Меркель. А бывший вице-спикер парламента Бельгии Лод Ваноост убеждён, что главной целью программы PRISM является именно экономический шпионаж против Евросоюза, и это имеет самое прямое отношение к тому смыслу, какой Вашингтон вкладывает в план создания зоны свободной торговли с ЕС... [3]
Евросоюз и США приступили непосредственно к подготовке соглашения о создании свободной трансатлантической экономической зоны, призванной связать сетью торговых и иных соглашений их экономики, в конце 2012 года. Консультации по этому вопросу охватывают такие области, как торговля продукцией сельского хозяйства, взаимные инвестиции, упорядочивание налогообложения, взаимное признание стандартов в медицине. Однако главная цель создателям «экономической НАТО» видится глобальной. «Запад не намерен просто сдать часть своих позиций в новой глобальной экономике быстро развивающимся странам с новыми рынками, прежде всего группе БРИКС», – заявил информированный источник в Брюсселе. Он подтвердил, что готовится беспрецедентная инициатива по созданию единого трансатлантического рынка. [4]
О намерении Евросоюза создать трансатлантическую зону свободной торговли было объявлено на саммите ЕС 8 февраля. А через несколько дней о поддержке этой идеи и о готовности начать соответствующие переговоры с Брюсселем сообщил Барак Обама. Посвятив данному вопросу значительную часть своего ежегодного послания «О положении страны» и обращения к конгрессу, Обама всячески подчеркивал выгоды подобного шага – разумеется, для самих американцев. По его словам, заключение соглашения с Евросоюзом послужит поддержке американского экспорта и обеспечит конкурентные интересы США «на растущих рынках Азии». Кроме того, по мнению Барака Обамы, «свободная и честная торговля между США и Европой» способна дать американцам миллионы новых рабочих мест. [5]
О еще более масштабных задачах и возможных выгодах заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. «Будущее соглашение между двумя самыми крупными экономическими государствами планеты изменит глобальные правила игры, - говорит он. - Вместе мы создадим самую большую в мире зону свободной торговли».
В настоящее время экономические отношения между США и ЕС действительно являются самыми развитыми в мире. Суммарный товарооборот между ними превышает 2 трлн. долларов. В Еврокомиссии прогнозируют, что заключение Трансатлантического соглашения будет ежегодно приносить европейским производителям более 60 миллиардов евро. По оценкам Брюсселя, создание зоны свободной внешней торговли США - ЕС приведет к удешевлению товаров, а также к более эффективному распределению ресурсов, что в свою очередь снизит цены для конечного потребителя. В Брюсселе уже подсчитали, что это должно дать рост ВВП ЕС на 0,5%.
Однако не всё так благополучно. Идея создания трансатлантического торгово-экономического союза между США и Евросоюзом обсуждается на уровне экспертов и даже отдельных политиков давно. Вплоть до самого последнего времени большую заинтересованность в подобных проектах проявляли европейцы – в первую очередь, как раз Ангела Меркель. Еще в 2007 году германское правительство представило пакет предложений по гармонизации законодательства ЕС и США в экономической и торговой областях с перспективой создания зоны свободной торговли. В Вашингтоне жизнь этой идеи можно проследить по докладам Национального разведывательного совета США, прогнозирующим к 2025 году серьезные пертурбации в мировой финансово-экономической системе. «Доллар уязвим в условиях крупного финансового кризиса, и международная роль доллара, вероятно, снизится: из беспрецедентной «глобальной резервной валюты» доллар превратится к 2025 году в единицу, первую среди равных в валютной корзине», - уверены эксперты Национального разведывательного совета США. По их мнению, данное обстоятельство подталкивает к более интенсивным интеграционным процессам. Вместе с тем «зависимость финансовой стабильности США от внешних источников может ограничить американскую свободу маневра». [6]
Последним по времени толчком к реанимации идеи «экономической НАТО» стали растущие опасения Запада по поводу укрепления группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Однако проекту создания зоны свободной торговли США и ЕС не достаёт конкретики, а главное - он сомнителен с геополитической точки зрения. Слишком серьезные противоречия разделяют США и Европу. Не случайно западные СМИ предпочитают с осторожностью говорить о трансатлантическом экономическом партнерстве, называя лишь некоторые возможные соглашения. Так, американская газета The San Francisco Chronicle считает возможной отмену налогов на торговлю товарами, составляющих сегодня в среднем 3-4%. По оценке издания, подобная мера могла бы привести к увеличению годового ВВП США на 1,5%, а ВВП Евросоюза - на 0,5%. Однако это пока сугубо гипотетический сценарий. У США уже существует режим свободной торговли с Южной Кореей, но он как раз был введён по соображениям военно-стратегического порядка в условиях сохраняющегося военного противостояния в Юго-Восточной Азии. Что же касается отношений Брюсселя и Вашингтона, то, как указывает The San Francisco Chronicle, Евросоюз по инициативе Франции намерен вести соответствующие торгово-экономические переговоры «параллельно с дискуссиями о надзоре со стороны АНБ». [7]
Впрочем, намерения намерениями, но сегодня Брюссель зачастую вынужден играть по чужим правилам. Кризис заставил ЕС пересмотреть взгляд на торговые отношения. В предыдущие годы Брюссель в основном заключал соглашения о свободной торговле со слабыми партнерами, получая доступ на их рынки в обмен на преференции, и эти соглашения заключались на условиях европейцев. Сейчас же от Европы потребуются серьёзные уступки.
И в отношении США Евросоюз на уступки уже пошёл. В 2012 году Брюссель увеличил квоту на импорт американского мяса, выращенного без гормонов. В ближайшее время может быть разрешен экспорт в ЕС американского говяжьего жира - проблема обсуждалась в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) не один год. В принципе, нынешние намерения создать трансатлантическую зону свободной торговли – попытка двух сторон решить проблемы за пределами ВТО, отмечают эксперты. Ведь так называемый Дохийский раунд переговоров, который был призван урегулировать взаимные торговые претензии и гармонизировать законодательство, тянется уже 12 лет. По прогнозам экспертов, нынешние переговоры по Трансатлантическому соглашению также будут напряженными и продлятся не менее двух лет. Если взять, к примеру, такую важную отрасль, как трубные сети, то не будет преувеличением подчеркнуть, что в этом отношении «рынки США и Европы совершенно разные, причем не только в плане торговли трубами, но и по масштабам производства, и по текущей рыночной ситуации. [8]
Наконец, фактором, затрудняющим торгово-экономическое сближение США и ЕС, являются «особые отношения» Вашингтона и Лондона. Великобритания была и остаётся главным европейским союзником американцев. Вот как описал значение Туманного Альбиона для американских интересов Збигнев Бжезинский: Великобритания «является основным сторонником Америки, очень лояльным союзником, жизненно важной военной базой и близким партнером в принципиально важной разведывательной деятельности». А такой союзник может оказаться важнее, чем выигрыш на зоны свободной торговли. [9]
В принципе, идея ЗСТ как таковая в мире востребована. Наиболее известным европейским примером может служить Центральноевропейское соглашение о свободной торговле с участием Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, Словении и Чехии. Правда, подписанное в 1992 году, оно просуществовало всего 12 лет – до вступления стран-участниц в Евросоюз. Что же касается США, то они, как уже сказано, имеют соответствующее соглашение с Южной Кореей – одним из главных азиатских рынков. А в 1994 году была создана Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA) с участием США, Канады и Мексики. Оно предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и иных барьеров для промышленных и сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами. Как видим, речь идет о длительном и сложном процессе сближения и унификации торгово-экономической практики.
На пути к возможному образованию зоны свободной торговли США и ЕС собственно экономических проблем выявится гораздо больше, чем, скажем, в процессе создания NAFTA. А скандал с американским «электронным колпаком» над Европой, продемонстрировавший, каким образом американцы обеспечивают себе односторонние преимущества в рамках запланированной ими «экономической НАТО», количество этих проблем, прямо скажем, никак не уменьшит.
[1] http://www.spiegel.de/netzwelt/netzpolitik/nsa-hat-wanzen-in-eu-gebaeuden-installiert-a-908515.html
[2] The Financial Times, 05.07.2013.
[3] http://rt.com/business/nsa-free-trade-spying-477/
[4] http://www.vz.ru/economy/2012/12/27/614035.print.html
[5] http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/02/12/remarks-president-state-union-address
[6] Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. М., 2009. С.175.
[7] http://www.sfchronicle.com/news/world/article/Europe-wants-parallel-talks-on-trade-surveillance-4644564.php
[8] Петропавловский О. Трубные сети США и ЕС // Металлоснабжение и сбыт. 2013. Июнь. С.122.
[9] Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2009. С.63.