На днях прошла информация о том, что Россия с 2008 года произвела списание 20-миллиардного долга (сумма в американских долларах) африканским государствам. Эти сведения были озвучены с трибуны Генассамблеи ООН главой Департамента международных отношений МИДа России Владимиром Сергеевым. Помимо внушительной списанной суммы Российское Правительство сделало 50-миллионный взнос (тоже в долларах) в специально созданный при Всемирном банке фонд для самых бедных стран мира. Россия в финансовом плане поощряла образовательные, медицинские, общественные проекты на территории целого ряда африканских государств, реализуя, в том числе, и совместные программы. Если рассматривать одну только образовательную сферу, то сегодня около 4 тысяч студентов из разных стран Африки проходят обучение в российских высших учебных заведениях на бесплатной основе, то есть при 100%-ном финансировании из российского бюджета.
Представитель МИД России господин Сергеев сообщил о том, что не нужно считать списанные долги подаренными Африки. На самом деле речь идет о своеобразном обмене списания долга на программы развития, в которых могут принять участие и российские представители, в том числе, представители частного бизнеса. Списание же долга произошло по причине того, что Африка якобы всё равно свой долг выплатить России не сможет, а это значит, что нужно искать другие пути контактов. Кстати, слова о невозможности выплат долга со стороны разных стран в отношении России мы стали слышать с завидной регулярностью. И всякий раз как оправдание высказывается одна и та же мысль: мол, все это вернется сторицей, не нужно скупиться…
В общем, перспектива рисуется достаточно благостной: мы списываем долг, наш бизнес и государственные структуры африканцы тут же допускают на свою территорию, чтобы Россия участвовала в масштабных проектах различных сфер деятельности. И после этого, вроде бы, Россия должна не просто вернуть себе многомиллиардные средства, вложенные в Африку, но и приумножить отдачу от своей щедрости.Казалось бы, что нам осталось только достать карманные калькуляторы и посчитать всю выгоду списание солидного долга, равного, к примеру, 20 (!) расходным статьям бюджетов Курской или Брянской областей за 2012 год.
Однако перед тем как впадать в эйфорию от очередного проявления дружбы к братским африканским народам, хочется рассмотреть ситуацию с тем, насколько удалось списанные ранее долги воплотить во многообещающие бизнес-проекты на территории различных государств-акцепторов российских (советских) денежных вложений. Не будем углубляться в советскую историю, а обратим внимание на новое российское время (с 1991 года).
Итак, только за последние годы, Россия списала долгов иностранным государствам Азии и Африки (не считая последнего списания) на сумму, которая по самым приближенным подсчетам равна 75 миллиардам долларов. Наибольшие суммы долга были списаны таким государствам как КНДР (около 10 млрд. долларов), Монголия (11,1 млрд. долларов), Афганистан (около 11 млрд. долларов), Вьетнам (10 млрд. долларов), Сирия (10 млрд. долларов), Ирак (8 млрд. долларов). Как видно, Азиатский континент был достаточно активно проспонсирован за счет отечественного бюджета. Африке досталось меньше, но последняя новость говорит о том, что у этого материка еще все впереди...
Так вот, если обратить внимание на те страны, которым Россия свои долги списывала, то, разве что, Сирию можно назвать государством, которое заявляло и продолжает заявлять о непременно дружественной позиции в отношении Российской Федерации. Мало того, до начала кровопролитной гражданской войны в этом государстве на его территории существовало, действительно, достаточное количество совместных проектов, из которых российская сторона извлекала определенную прибыль. В этом случае списание долга еще можно назвать стратегическим и вполне оправданным.
Если же обратиться внимание на другие государства, в отношении которых Россия проявила невиданную щедрость, то некоторые из них с большой натяжкой можно назвать неплатежеспособными.
В частности, в 2000-м году долг в размере 10 миллиардов долларов был списан Вьетнаму. И эту страну вряд ли можно было даже в те годы назвать откровенно неплатежеспособной. Сегодня рост вьетнамской экономики опережает рост экономики российской, и уж десять-то миллиардов Ханой мог бы себе позволить изыскать из, скажем так, внутренних резервов. По всей вероятности, списание долга Вьетнаму образца 2000 года должно было послужить неким актом доброй воли в отношении официального Ханоя, чтобы имелась возможность продления аренды военной базы в Камрани. По советско-вьетнамскому договору Москва имела возможность эксплуатировать «Камрань» бесплатно. Но Советский Союз распался, и с 1991 года аренда стала, скажем так, не совсем бесплатной. «Не совсем бесплатная» аренда должна была завершиться в 2004 году, когда Вьетнам мог бы потребовать полноценной оплаты за эксплуатацию военной базы. Москва производит списание вьетнамского долга, хотя госдолг России к тому времени исчислялся суммой, близкой к 50% ВВП. Но этот шаг ни к каким прогрессивным договоренностям не привел. База «Камрань» уплыла из наших рук, а уж кто в этом виноват, и что надо было делать, чтобы база осталась российской - вопрос из разряда повисших в воздухе… В общем, в 2002 году россияне узнали о том, что у страны просто нет денег на то, чтобы свою военную базу в далеком Вьетнаме содержать. Денег и, правда, было немного, а потому у военнослужащих вопросы, конечно, остались, а вот гражданское большинство восприняло уход из Камрани как нечто должное.
Кстати, Вьетнам, по некоторым данным, предлагал России платить по 300 млн. долларов в год, но в России это восприняли то ли как неблагодарность за списание долга, то ли еще как-то, но в итоге многие сошлись на мнении «да и не нужна нам военная база в Камрани –от нее одни хлопоты…»
В 2008 году Россия списывает около 4,5 миллиардов долларов Ливии. Казалось бы, всё понятно: связи с тогдашним руководством были такие, что и документы о поставках российского оружия в Ливию подписывались без лишних проволочек, и совместные проекты по углеводородам тоже работали по плану. Но тут неожиданно Запад для себя выясняет, что в Ливии-то, оказывается, антидемократический режим, что Ливию нужно срочно демократизировать… При этом демократизация прошла так, что и следа совместных проектов с Россией в Ливии не осталось, о списанном долге забыли, а Москва вообще превратилось для «демократической» Ливии в столицу недружественного государства, которое до последнего не водружало флаг новой власти на здании ливийской дипмиссии. В общем, и здесь списание долга не стало толчком для новых взаимовыгодных отношений между странами. О списании в Триполи и Бенгази просто забыли.
В 2008 году Россия решает списать 8-миллиардный иракский долг. И здесь опять-таки проявляется определенная странность. Ну, никак Ирак не соответствует понятию беднейшей страны мира. А если не соответствует, то для чего такое солидное долговое списание проводилось?
Однако в случае с Ираком все-таки для России есть позитивный момент, связанный с совместными торговыми проектами, которые стали воплощаться лишь совсем недавно (пока на бумаге). Речь идет о подписании Россией и Ираком ряда контрактов на закупку последним российских вооружений. Общая сумма этих контрактов составляет более 4 миллиардов долларов на приобретение оружия у Российской Федерации (системы «Панцирь-С1», истребители МиГ-29М/М2, вертолеты Ми-28НЭ, системы ПВО и бронетехника). Этот факт тут же вызвал волну неодобрения на Западе: мол, как же так… Ирак демократизировали мы, а его руководство заключает контракты с Россией… Непорядок! А потому после объявлений о заключении контрактов Ирака с Россией тут же активизировались США и заявили, что вполне могут самостоятельно покрыть все потребности Ирака в самолетах, вертолетах и бронетехнике, системах ПВО и других видах вооружений, заявляя о сумме контрактов на 12 млрд. долларов. И если Россия и здесь уступит, то можно будет констатировать, что и своеобразный финансовый реверанс в виде долгового списания тоже станет обычным бессмысленным подарком стране, которая вполне могла бы по долгам рассчитаться.
Не меньше вопросов и к списанию долгов для других стран. После списания долга КНДР Пхеньяну предложили участвовать в совместном проекте по прокладке транскорейской железной дороги до портов Южной Кореи, а также о прокладке ЛЭП из России до Южной Кореи через территорию КНДР. Однако пока ни о каких бизнес-проектах и речи не идет. Мало того, СМИ КНДР озвучивают позицию руководства страны, которое обещает нанести чуть ли ни ядерный удар по Сеулу, если тот не прекратит «грязных инсинуаций» в отношении северокорейского народа. Какая уж тут железная дорога… Какие уж тут линии электропередач…
Да и списание афганского долга в 2007-м тоже вряд ли можно назвать примером стратегической мысли в плане совместных бизнес-проектов. Если учесть, что после 2014 года у власти в этой стране, вероятнее всего, снова окажутся талибы или же силы, которые находятся с ними в тесной связи, то 11-миллиардный подарок от России тоже быстро забудут… Да и кто ж о таком помнит? То ли дело «имперские амбиции», «удушение демократических идеалов» или «российская колонизация»– это будет культивировать еще очень и очень долго, а вот то, что деньги советских (российских) налогоплательщиков оказались солидным подарком для местных экономик – забывается быстро.
В общем, для налаживания партнерских отношений и опутывания себя узами дружбы можно вообще списать все долги и надеяться на то, что «партнеры» одарят нас какими-то преференциями. Но, руководствуясь фактами недавней истории списания долгов, вряд ли можно говорить о том, что преференции для России в этих странах непременно себя проявят.
В этой связи хочется думать, что всё-таки регулярные заявления о списании долгов разным странам мира, как и сами списания, имеют стратегическую цель, а не являются банальным проявлением мало объяснимой политической и экономической щедрости. Как известно, благими намерениями дорога выстилается совсем не в райские кущи…
Представитель МИД России господин Сергеев сообщил о том, что не нужно считать списанные долги подаренными Африки. На самом деле речь идет о своеобразном обмене списания долга на программы развития, в которых могут принять участие и российские представители, в том числе, представители частного бизнеса. Списание же долга произошло по причине того, что Африка якобы всё равно свой долг выплатить России не сможет, а это значит, что нужно искать другие пути контактов. Кстати, слова о невозможности выплат долга со стороны разных стран в отношении России мы стали слышать с завидной регулярностью. И всякий раз как оправдание высказывается одна и та же мысль: мол, все это вернется сторицей, не нужно скупиться…
В общем, перспектива рисуется достаточно благостной: мы списываем долг, наш бизнес и государственные структуры африканцы тут же допускают на свою территорию, чтобы Россия участвовала в масштабных проектах различных сфер деятельности. И после этого, вроде бы, Россия должна не просто вернуть себе многомиллиардные средства, вложенные в Африку, но и приумножить отдачу от своей щедрости.Казалось бы, что нам осталось только достать карманные калькуляторы и посчитать всю выгоду списание солидного долга, равного, к примеру, 20 (!) расходным статьям бюджетов Курской или Брянской областей за 2012 год.
Однако перед тем как впадать в эйфорию от очередного проявления дружбы к братским африканским народам, хочется рассмотреть ситуацию с тем, насколько удалось списанные ранее долги воплотить во многообещающие бизнес-проекты на территории различных государств-акцепторов российских (советских) денежных вложений. Не будем углубляться в советскую историю, а обратим внимание на новое российское время (с 1991 года).
Итак, только за последние годы, Россия списала долгов иностранным государствам Азии и Африки (не считая последнего списания) на сумму, которая по самым приближенным подсчетам равна 75 миллиардам долларов. Наибольшие суммы долга были списаны таким государствам как КНДР (около 10 млрд. долларов), Монголия (11,1 млрд. долларов), Афганистан (около 11 млрд. долларов), Вьетнам (10 млрд. долларов), Сирия (10 млрд. долларов), Ирак (8 млрд. долларов). Как видно, Азиатский континент был достаточно активно проспонсирован за счет отечественного бюджета. Африке досталось меньше, но последняя новость говорит о том, что у этого материка еще все впереди...
Так вот, если обратить внимание на те страны, которым Россия свои долги списывала, то, разве что, Сирию можно назвать государством, которое заявляло и продолжает заявлять о непременно дружественной позиции в отношении Российской Федерации. Мало того, до начала кровопролитной гражданской войны в этом государстве на его территории существовало, действительно, достаточное количество совместных проектов, из которых российская сторона извлекала определенную прибыль. В этом случае списание долга еще можно назвать стратегическим и вполне оправданным.
Если же обратиться внимание на другие государства, в отношении которых Россия проявила невиданную щедрость, то некоторые из них с большой натяжкой можно назвать неплатежеспособными.
В частности, в 2000-м году долг в размере 10 миллиардов долларов был списан Вьетнаму. И эту страну вряд ли можно было даже в те годы назвать откровенно неплатежеспособной. Сегодня рост вьетнамской экономики опережает рост экономики российской, и уж десять-то миллиардов Ханой мог бы себе позволить изыскать из, скажем так, внутренних резервов. По всей вероятности, списание долга Вьетнаму образца 2000 года должно было послужить неким актом доброй воли в отношении официального Ханоя, чтобы имелась возможность продления аренды военной базы в Камрани. По советско-вьетнамскому договору Москва имела возможность эксплуатировать «Камрань» бесплатно. Но Советский Союз распался, и с 1991 года аренда стала, скажем так, не совсем бесплатной. «Не совсем бесплатная» аренда должна была завершиться в 2004 году, когда Вьетнам мог бы потребовать полноценной оплаты за эксплуатацию военной базы. Москва производит списание вьетнамского долга, хотя госдолг России к тому времени исчислялся суммой, близкой к 50% ВВП. Но этот шаг ни к каким прогрессивным договоренностям не привел. База «Камрань» уплыла из наших рук, а уж кто в этом виноват, и что надо было делать, чтобы база осталась российской - вопрос из разряда повисших в воздухе… В общем, в 2002 году россияне узнали о том, что у страны просто нет денег на то, чтобы свою военную базу в далеком Вьетнаме содержать. Денег и, правда, было немного, а потому у военнослужащих вопросы, конечно, остались, а вот гражданское большинство восприняло уход из Камрани как нечто должное.
Кстати, Вьетнам, по некоторым данным, предлагал России платить по 300 млн. долларов в год, но в России это восприняли то ли как неблагодарность за списание долга, то ли еще как-то, но в итоге многие сошлись на мнении «да и не нужна нам военная база в Камрани –от нее одни хлопоты…»
В 2008 году Россия списывает около 4,5 миллиардов долларов Ливии. Казалось бы, всё понятно: связи с тогдашним руководством были такие, что и документы о поставках российского оружия в Ливию подписывались без лишних проволочек, и совместные проекты по углеводородам тоже работали по плану. Но тут неожиданно Запад для себя выясняет, что в Ливии-то, оказывается, антидемократический режим, что Ливию нужно срочно демократизировать… При этом демократизация прошла так, что и следа совместных проектов с Россией в Ливии не осталось, о списанном долге забыли, а Москва вообще превратилось для «демократической» Ливии в столицу недружественного государства, которое до последнего не водружало флаг новой власти на здании ливийской дипмиссии. В общем, и здесь списание долга не стало толчком для новых взаимовыгодных отношений между странами. О списании в Триполи и Бенгази просто забыли.
В 2008 году Россия решает списать 8-миллиардный иракский долг. И здесь опять-таки проявляется определенная странность. Ну, никак Ирак не соответствует понятию беднейшей страны мира. А если не соответствует, то для чего такое солидное долговое списание проводилось?
Однако в случае с Ираком все-таки для России есть позитивный момент, связанный с совместными торговыми проектами, которые стали воплощаться лишь совсем недавно (пока на бумаге). Речь идет о подписании Россией и Ираком ряда контрактов на закупку последним российских вооружений. Общая сумма этих контрактов составляет более 4 миллиардов долларов на приобретение оружия у Российской Федерации (системы «Панцирь-С1», истребители МиГ-29М/М2, вертолеты Ми-28НЭ, системы ПВО и бронетехника). Этот факт тут же вызвал волну неодобрения на Западе: мол, как же так… Ирак демократизировали мы, а его руководство заключает контракты с Россией… Непорядок! А потому после объявлений о заключении контрактов Ирака с Россией тут же активизировались США и заявили, что вполне могут самостоятельно покрыть все потребности Ирака в самолетах, вертолетах и бронетехнике, системах ПВО и других видах вооружений, заявляя о сумме контрактов на 12 млрд. долларов. И если Россия и здесь уступит, то можно будет констатировать, что и своеобразный финансовый реверанс в виде долгового списания тоже станет обычным бессмысленным подарком стране, которая вполне могла бы по долгам рассчитаться.
Не меньше вопросов и к списанию долгов для других стран. После списания долга КНДР Пхеньяну предложили участвовать в совместном проекте по прокладке транскорейской железной дороги до портов Южной Кореи, а также о прокладке ЛЭП из России до Южной Кореи через территорию КНДР. Однако пока ни о каких бизнес-проектах и речи не идет. Мало того, СМИ КНДР озвучивают позицию руководства страны, которое обещает нанести чуть ли ни ядерный удар по Сеулу, если тот не прекратит «грязных инсинуаций» в отношении северокорейского народа. Какая уж тут железная дорога… Какие уж тут линии электропередач…
Да и списание афганского долга в 2007-м тоже вряд ли можно назвать примером стратегической мысли в плане совместных бизнес-проектов. Если учесть, что после 2014 года у власти в этой стране, вероятнее всего, снова окажутся талибы или же силы, которые находятся с ними в тесной связи, то 11-миллиардный подарок от России тоже быстро забудут… Да и кто ж о таком помнит? То ли дело «имперские амбиции», «удушение демократических идеалов» или «российская колонизация»– это будет культивировать еще очень и очень долго, а вот то, что деньги советских (российских) налогоплательщиков оказались солидным подарком для местных экономик – забывается быстро.
В общем, для налаживания партнерских отношений и опутывания себя узами дружбы можно вообще списать все долги и надеяться на то, что «партнеры» одарят нас какими-то преференциями. Но, руководствуясь фактами недавней истории списания долгов, вряд ли можно говорить о том, что преференции для России в этих странах непременно себя проявят.
В этой связи хочется думать, что всё-таки регулярные заявления о списании долгов разным странам мира, как и сами списания, имеют стратегическую цель, а не являются банальным проявлением мало объяснимой политической и экономической щедрости. Как известно, благими намерениями дорога выстилается совсем не в райские кущи…