По какому сценарию может развиваться предстоящий европейский финансовый крах?
lussien
Как верно сказал временный и беспартийный греческий премьер Лукас Пападемос в новогоднем обращении к соотечественникам, "нам предстоит очень трудный год, в лучшем случае наши дела пойдут хуже, чем в 2010-м". Греческие газеты тут же опубликовали карикатуры, на которых Пападемос изображался в виде Санта-Клауса с пустым мешком. На самом деле содержимое этого мешка можно было бы описать даже со знаком минус: одних только налогов греки в 2012 году должны выплатить еще на 7,5 миллиардов евро больше, чем в 2010 г. Если в 2010 году производимый в Греции ВВП сократился на 6%, на этот год он сократится еще как минимум на 3%. Это будет уже пятый год рецессии, конца которой пока не видно. По прогнозам греческого Объединения розничной торговли, в результате мер жесточайшей экономии в этом году ожидается 60 тысяч банкротств мелких и средних предприятий и фирм. Но гораздо страшнее то, что ожидает саму Грецию. Поскольку к 20 марта ей необходимо рефинансировать кредиты на огромные суммы, она может обанкротиться уже в первом квартале этого года. Рамки, поставленные Греции со стороны ЕС, довольно жесткие: в этом году дефицит бюджета должен сократиться с 10 до 4,7%, а до 2015 года - до 1,1%. Таким образом, даже о сокращении госдолга речь пока не идет. Если эти условия не будут выполнены, Греция объявит о своем банкротстве, если, конечно, Европа в очередной раз не проявит слабость и еще раз не оттянет неизбежное. Вдобавок Пападемосу предстоит сократить пенсии, уволить еще 30 тысяч госслужащих и провести непопулярную налоговую реформу, а также до конца января договориться с частными кредиторами о долговых скидках. В рамках этого соглашения европейские банки должны отказаться от 50% своих долговых требований, в результате чего госдолг Греции должен снизиться с 366 до 265 миллиардов евро. Если все пойдет по плану, то Греция получит от Европы первый кредитный транш помощи в размере 89 миллиардов евро, из которых 30 миллиардов уйдет на погашение старых долгов, 39 миллиардов на рекапитализацию греческой банковской системы, висящей над пропастью, 14 миллиардов на обслуживание гособлигаций, истекающих в середине марта, и 6 миллиардов на зарплаты и пенсии госслужащих. Если всего этого не произойдет, то Грецию ожидает либо упорядоченное банкротство в рамках еврозоны, либо неупорядоченное с выходом из еврозоны, что было бы для нее худшим и вполне себе катастрофическим сценарием. Дальнейшие события могут развиваться следующим образом. Греции придется возвратиться к драхме, которая будет быстро девальвироваться. Тогда даже прощение долгов Греции уже не поможет, поскольку она не сможет получать кредиты и продавать облигации на свободном рынке (что, впрочем, уже и сейчас для нее скорее из области фантазий) и будет окончательно отрезана от рынка капитала, что повлечет за собой гораздо более сильную рецессию, чем та, что мы наблюдаем сейчас. Поскольку обменный курс драхмы к евро будет постоянно падать, цена на энергоносители и другие импортируемые продукты и товары будет расти сумасшедшими темпами. Последуют крах греческой банковской системы, поскольку греческие банки не смогут занимать деньги в ЕЦБ под гарантии греческих гособлигаций, гиперинфляция, резкое падение покупательной способности драхмы, прекращение строительства, резкий рост безработицы, частичное возвращение к натуральному обмену и нищета широких слоев населения. Придется закрыть многие школы и больницы, полиция с армией будут лишены бензина для своих транспортных средств, в результате чего резко вырастет количество уголовных преступлений, управление страной будет частично парализовано. Перед банками вырастут очереди желающих снять деньги, в чем правительство вынуждено будет людей ограничивать. Из-за недостатка покупателей банки всего мира (в первую очередь, европейские и особенно сами греческие) вынуждены будут списать греческие облигации. Затронуты этим процессом будут не только банки, но и пенсионные фонды и страховые компании, многие из которых тоже имеют на балансе греческие облигации. В результате эффекта домино потеряют в цене также страховые полисы на эти облигации и многие содержащие их деривативы. На мировых финансовых рынках под давление тут же попадут самые финансово отсталые страны еврозоны, в первую очередь, Португалия и Ирландия, уже хотя бы потому, что доверие инвесторов в то, что руководство ЕС и еврозоны способно удержать их в рамках этой зоны, сильно ослабнет, а проценты, выплачиваемые этими странами за новые гособлигации, вырастут до неприемлемого уровня, что сделает невозможным рефинансирование долгов этих стран. Португалия стоит, очевидно, второй на очереди после Греции; вероятность того, что эта страна обанкротится в течение будущих 2 лет, оценивается специалистами как очень высокая. Вслед за Португалией под ударом окажется Испания, поскольку испанские банки имеют на балансах португальские долговые обязательства на сумму в 80 миллиардов евро. При этом испанская банковская система уже сейчас испытывает большие трудности. Если закачается Испания, то за этим последует настоящая мировая катастрофа, ведь Испания располагает четвертой экономикой Европы, которую европейский спасательный зонтик ESM спасти просто не в состоянии. Французские банки имеют в своих активах испанские гособлигации в объеме около 140 миллиардов евро, т.е. в 2 раза больше, чем греческих, а немецкие - на сумму в 180 миллиардов евро (в 6 раз больше, чем греческих). А Германия и Франция - это костяк еврозоны. Нельзя забывать и про Италию с ее 1,9 триллионами евро долгов, которые стране, вероятно, не удастся выплатить и в несколько столетий. Даже если этот наихудший в краткосрочном плане сценарий (поскольку в долгосрочном выпадение из еврозоны Греции, да, пожалуй, и других южноевропейских стран практически неизбежно) не будет реализован в ближайшее время, ничего радужного Европу в 2012 году не ждет. Долги растут, а меры экономии, призванные их сократить, неизбежно приводят к рецессии, из-за которой опять же растут долги. ВВП еврозоны, согласно Евростату, в этом году должен сократиться минимум на 2,8%, средний дефицит бюджета составит не менее 7%. Средняя госзадолженность медленно, но верно приближается к отметке в 200% ВВП. Если Греция останется в еврозоне и возможности девальвировать свою валюту у греков соответственно не будет, то их зарплаты будут и дальше неуклонно падать, а рейтинг греческих облигаций до сих пор не снижен до уровня D ("макулатура") только благодаря прямым вливаниям из ЕЦБ и "еврозонтика". Немногим лучше будет развиваться и положение Португалии, чей ВВП сократится минимум на 3%, дефицит бюджета составит как минимум 4,5%, а госдолг уже равен 111% ВВП. Впрочем, пока не рухнет Испания или Италия, нынешнее состояние Греции и Португалии еще может некоторое время поддерживаться из "еврозонтика". Пока держится Португалия, Испании в ближайшем будущем ничего особо страшного не угрожает: ВВП в 2012 году должен вырасти на 0,7%, дефицит бюджета - около 6%, госдолг составляет 84% от ВВП. Другое дело Италия с ее огромными долгами (120% ВВП). Пока Италия снова может рефинансировать эти долги благодаря недавнему вливанию ЕЦБ в 500 млрд. евро на три года под 1% годовых в европейские банки. Но если Италии вновь придется рефинансировать свои долги из расчета 7% годовых за десятилетние гособлигации, как в последние месяцы прошлого года, Италию будет уже не спасти. Главным гарантом сохранения еврозоны продолжает оставаться Германия. При прогнозируемом годовом росте в 0,6-0,8% и дефиците бюджета в 1% она, возможно, даже сумеет чуть сократить свой непосредственный госдолг до 82%, но уже сейчас ряд финансовых институтов весьма сомневается в возможности хоть какого-то экономического роста в стране в этом году. Неизбежен также рост инфляции. А ведь даже инфляция в 4% будет являться ограблением сбережений немцев. Уж не говоря о том, на какие сотни миллиардов помощи Германия подписалась за последние 2 года. Даже не любящие немцев французские газеты пишут в этой связи о новом "Версальском мире без войны" (не будем вспоминать о том, что именно Франция была не только инициатором создания еврозоны, но и фактически заставила Германию в нее вляпаться, выставив это вступление как обязательное условие для французского согласия на воссоединение Германии в 1991 году). Кроме того, новая модель Европы Саркози-Меркель предусматривает лишение национальных парламентов важнейших прав и передачу этих прав брюссельским бюрократам. Таким образом, Германия вольется в новую европейскую конфедерацию, а ее граждане будут лишены права голоса и даже элеметарных возможностей контролировать расход собираемых с них налогов, что, впрочем, и так уже давно происходит. История показывает, что такого рода образования нежизнеспособны. Если добавить к этому, что вся финансовая система новой конфедерации построена на долгах и ее полный крах лишь отодвигается в будущее при помощи запущенного на полную мощь печатного станка, то напрашивается один вывод: искусственное объединение Европы ведет лишь к ее разъединению.
ussien.livejournal.com
Вернуться назад
|