Дефолт Европейской демократии: в шаге от кризиса
Жуковский Владислав
В очередной раз основное внимание экспертов приковано к развитию ситуации вокруг усиливающегося долгового кризиса в центральной и периферийной Европе, грозящего перерасти в масштабную экономическую рецессию и окунуть мировую экономику во вторую волну кризиса. Судя по публикуемым в последнее время макроэкономическим данным, явление, именуемое евро-бюрократами из политкорректности "временным охлаждением экономической активности в Еврозоне", всё в большей степени носит признаки затяжной рецессии. Столь масштабного сжатия промышленного производства, сокращения капитальных вложений, ухудшения деловой активности в обрабатывающем секторе и сфере услуг, падения потребительских расходов Европа не наблюдала с активной фазы кризиса 2008-2009г. Последний отчёт Евростата, опубликованный в середине ноября, продемонстрировал беспрецедентное за последние 2,5 года ухудшение экономической ситуации в Еврозоне. Прежде всего, речь идёт о снижении оценочных темпов роста экономики Валютного Союза с 2,5% в 1-м кв. 2011г. до 1,4% по итогам 3-го кв., что стало минимальным значением за период с 1-го кв. 2010г, когда Старый свет только-только стал выходить из кризиса 2008-2009гг. Не лучше обстоит ситуация в промышленности Еврозоны, которая продемонстрировала обвальное падение темпов роста выпуска товаров и услуг с 7,3% в феврале текущего года до едва заметных 2,2% по итогам сентября. При этом ещё в августе годовой прирост промышленного производства превышал 5,3%. В целом же, в глаза бросается тот факт, что столь низких значений роста ВВП (1,4%), розничных продаж (-1,5%), промышленного производства (2,2%) и индекса потребительского доверия (-19,9) в Зоне Евро не наблюдалось более полутора лет. При этом индексы деловой активности в промышленности (47,1 пунктов) и сфере услуг (46,4 пунктов), а также индикаторы доверия инвесторов (-21,2 пунктов) и делового климата (-0,18 пунктов) обвалились до своих минимальных значений за период с середины кризисного 2009г. Несмотря на многочисленные заверения со стороны евро-бюрократов и непрекращающиеся "словесные интервенции" руководителей ЕЦБ, всё больше напоминающие попытки словесных манипуляций рынком, не происходит абсолютно никаких позитивных изменений на долговом рынке Европы. Более того, в настоящий момент наблюдается очередное масштабное бегство спекулянтов и инвесторов из долговых бумаг стран-членов Еврозоны. Доходность 10-ти летних государственных облигаций Италии в очередной раз подскочила до 7,06%, приблизившись к рекордным 7,45%, зафиксированным 9 ноября. Доходность долговых бумаг Греции с аналогичным сроком погашения стабилизировалась на максимальных исторических уровнях в 28,4%, что, судя по всему, объясняется масштабным выкупом бумаг Афин со стороны ЕЦБ и особенно приближенных к нему западно-европейских транснациональных банков. При этом стоимость заимствований по однолетним долговым бумагам Греции в очередной раз достигла рекордных отметок в 250%, что вполне сопоставимо с 150-220% доходности по российским долговым бумагам, имевшим место в 1997-1998гг. в рамках пирамиды ГКО-ОФЗ и валютного коридора. Нечто подобное наблюдалось во время мексиканского "кризиса текилы" в 1994-1995гг. и финансового краха Аргентины в 2000-2001гг. Во всех обозначенных случаях это закончилось финансовым кризисом, объявлением дефолта по обязательствам и глубоким экономическим кризисом. На сей раз в подобной ситуации либо уже находятся, либо рискуют оказаться не только периферийные страны ЕС, но и столпы Евросоюза в лице Италии, Испании и даже Франции. Что характерно, спекулятивным атакам в последнее время подвергаются долговые бумаги не только стран периферийной Европы, которые в принципе не оказывают сколько-нибудь значимого влияния на общую экономическую ситуацию в Европе и практически никоим образом не вовлечены в процесс принятия решений. В настоящее время наблюдается утрата доверия к кредитоспособности системообразующих стран Старого Света в лице Франции, Бенилюкса, Голландии и прочих. О масштабе долговых проблем в Европе в том числе свидетельствует резкое падение доходности по долговым бумагам Германии с 3,5% в апреле 2011г. до 2,1% в октябре и менее чем 1,78% по итогам 15 ноября. В результате столь масштабного бегства капитала в поисках "тихой гавани", которой стали долговые бумаги ФРГ, произошло стремительное расширение дифференциала доходности облигаций всех остальных стран-членов Еврозоны с долговыми бумагами Германии. Более того, впервые за долгое время стоимость заимствований для Германии оказалась ниже аналогичного показателя для США, чьи долговые бумаги традиционно рассматриваются в качестве "защитного актива" даже вопреки фактической утрате способности США обслуживать свои долговые обязательства без постоянного привлечения новых займов. В настоящий момент доходность 10-ти летних облигаций федерального займа Германии на 0,21% ниже доходности американских долговых бумаг. Если к разрыву в доходностях с немецкими "бундесами" в 27,4% для Греции и 9,5% для Португалии финансовые рынки и эксперты уже успели привыкнуть, то скачок разницы заимствований для Италии и Германии с недавних 3,5% до 5,4% стал крайне неприятным сигналом о выходе ситуации на долговом рынке Европы из под контроля евро-бюрократов. Ещё больше опасений относительно перспектив Еврозоны и кредитоспособности крупнейших заёмщиков вызвал резкий рост доходностей Франции с 2,5% в октябре до более чем 3,7% по итогам 15 ноября, в результате чего разница в ставках заимствований с Германией подскочила с 0,74% до 1,88% соответственно. При этом наибольшие опасения вызывал резкий рост стоимости страховок для Франции с недавних 150 пунктов до 232 по итогам середины ноября. Принимая во внимание масштабы французской экономики и размер долга, а также значимость Франции для всего проекта Европейской Интеграции, ставит под сомнения жизнеспособность всей Еврозоны. Однако даже не само по себе разрастание долгового кризиса в Еврозоне и усиление спада экономической активности в крупнейшем валютно-экономическом союзе вызывает опасения. Наибольшие опасения вызывает стремительное падение прозрачности механизма принятия решений европейскими наднациональными элитами, которые, насколько можно судить, всё в меньшей степени обращают внимание на существование даже формальных демократических процедур. Прежде всего, стоит отметить скандальные отставки экс-главы немецкого Центробанка Акселя Вебера, который на посту председателя Бундес Банка вплоть до последнего момента отстаивал объективные интересы немецких налогоплательщиков и не позволял европейскому управляющему классу переложить неподъёмное бремя долгов периферийной Европы на плечи Германии. Насколько можно судить, интересы транснациональных корпораций и международного финансового капитала, а также обслуживающих их наднациональных элит оказались настолько весомей, что даже нынешняя канцлер Германии Ангела Меркель не сделала ничего, чтобы вывести из под удара Вебера. Следующий громкий скандал разгорелся в связи с отставкой члена правления ЕЦБ Юргена Штарка, который также как и Вебер искренне не хотел допустить перекладывания долгов евро-банкротов на плечи немецких граждан. Однако ни высокий пост евро-чиновника, ни авторитет в банковском сообществе, ни наличие мощного лобби в финансовых кругах Германии не помогли Штарку сохранить свой пост, когда речь зашла об ущемлении интересов крупного финансового капитала. Судя по всему, западноевропейские промышленные монополии и международные банки, в чьих интересах, главным образом, осуществлялось снятие всяческих ограничений на трансграничное движение капитала и осуществлялась распродажа наиболее рентабельных компаний и отраслей периферийной Европы, испугались возможности распада Еврозоны и потери монополистических прибылей. На протяжении последних 30-ти лет Европейская Интеграция носила явно выраженный колониальный характер, подразумевавший превращение стран Восточной и Южной Европы в рынки сбыта для продукции западно-европейских монополий и поставщиков дешёвой рабочей силы с редкими элементами "отвёрточных" производств. Однако ещё более наглядно наглость крупнейших транснациональных банков, а также обслуживающих их интересы международных финансовых организаций в лице МВФ, Всемирного Банка, ЕЦБ и наднациональных политических элит из Еврокомиссии была продемонстрирована на примере отставок премьер-министров Греции и Италии. Совершенно очевидно, что Георгиос Папандреу, так же как и все его многочисленные предшественники, втянувшие Грецию в Евросоюз в 1981г. и в Зону Евро в 2001г. не сделали ничего, чтобы сохранить в руках греков хоть какой-то суверенитет над своей страной, не допустить уничтожение национальной промышленности и предотвратить деиндустриализацию экономики. Однако он просто-напросто решил сохранить лицо в глазах своих избирателей и не стать "греческим кириенко", который возьмёт на себя груз ответственности за масштабное урезание расходов на науку и образование, а также на социальное, медицинское и пенсионное обеспечение. Прекрасно осознавая, к каким плачевным результатам приводит навязанная МВФ политика урезания бюджетных расходов, если она не подразумевает стимулирование предпринимательской активности, развитие научно-технического потенциала, борьбу с монополизмом и ограничение произвола чиновников, Папандреу решил вынести на общественный референдум навязанную его стране со стороны международных финансовых элит программу урезания бюджетных расходов. Совершенно не важно, нравится этот шаг Еврокомиссии, ЕЦБ, МВФ или кому-нибудь ещё или нет. Как глава суверенного государства Папандреу имел права пойти на этот шаг. И, более того, принимая во внимание всю тяжесть ситуации в Греции, премьер-министр был обязан вынести этот вопрос на общегосударственный референдум, т.к. подписание данного "стабилизационного" пакета мер неминуемо привело бы к существенному падению уровня жизни населения. Однако, как показала практика, демократические институты и процедуры принятия решений, широко разрекламированные в СМИ и многих учебниках по общественным дисциплинам, только там в последнее время и встречаются. Как только демократические ценности и принципы вступили в противоречие с объективно обусловленными коммерческими интересами крупнейших финансовых институтов и глобальных ТНК, а также амбициями наднациональных политических элит, про этим самые принципы не просто предпочли позабыть. Их самым наглым образом нарушили. Сначала МВФ обусловил выделение очередного транша финансовой помощи Греции и списание 30% государственного долга с уходом в отставку премьер-министра Георгиоса Папандреу, что стало сенсацией даже в мире больших финансов. Если раньше вопрос выделения средств со стороны МВФ мог быть увязан с демократичностью политического режима, с целевым использованием выделяемых кредитов, с проведением крайне пагубной для национальной экономики денежно-кредитной политики и снятием ограничений на трансграничное движение капитала, то теперь, наоборот, в предоставлении займа отказали премьеру, решившему действовать согласно Конституции своей страны. Затем под шквалом критики со стороны руководства Евросоюза и Еврокомиссии был вынужден уйти в отставку премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, который, безусловно, был ничем не лучше многих других евро-бюрократов и олигархов-политиков. Единственное его отличие заключалось в том, что он, несмотря на высокую степень интегрированности в европейскую политическую и деловую элиту, ассоциировал себя с Италией и вплоть до самого последнего момента оттягивал момент урезания уровня жизни итальянцев. Насколько можно судить, именно нежелание Берлускони передать управление над Италией в руки евро-бюрократов и ставленников крупного финансового капитала и послужило главной причиной отставки премьера Италии. Что характерно, оба новых премьера Греции и Италии самым тесным образом связаны с глобальным финансовым капиталом, а также наднациональными элитами Старого Света и своим восхождением на европейский Олимп обязаны, в том числе, верности в отстаивании интересов крупного европейского капитала.
Война и Мир
Вернуться назад
|