ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Олег Дерипаска: при отсутствии спроса инвестиции бесполезны

Олег Дерипаска: при отсутствии спроса инвестиции бесполезны


3-04-2009, 03:48. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
alt
   

Правительство решило обеспечить автопрому весомую финансовую поддержку. Помощь "АвтоВАЗу" составит 25 миллиардов рублей, а Группе ГАЗ предоставят госгарантии в 4 миллиарда. Однако представители компании заявили, что за финансовой помощью они не обращались. Ситуацию в интервью "Вестям" комментирует вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, член Совета по предпринимательству при правительстве Российской Федерации, гендиректор компании "Базовый Элемент", в состав которой входит Группа ГАЗ, Олег Дерипаска.

- Здравствуйте, Олег Владимирович. В последнее время правительства многих стран оказывают помощь своей промышленности, автопрому. Россия не исключение. Вот эта помощь, которая идет сейчас от государства, насколько действенной она будет? И сможет ли она помочь? И не понадобятся ли какие-то дополнительные меры?

- Мне кажется, помощь – это всегда дополнение к основным программным мероприятиям. То, с чем мы сейчас столкнулись, это, конечно, системный кризис. Он, безусловно, связан не с нашими проблемами, а с теми проблемами, которые возникли на финансовых рынках. Наша экономика, которая была достаточно сильной с точки зрения ресурсов развития, завязана на экспорт сырья и на доходы, которые потом перераспределялись внутри страны на достаточно дешевые западные деньги, в отсутствие ликвидности начала очень быстро сжиматься. Потребитель резко сменил модель: из инвестиционной перешел в модель более бережливого производства. Приостановлены были основные инвестиции и, конечно, для машиностроения это очень тяжелое время с учетом того, что все это перешло буквально в считанные дни. Я помню, мы рассматривали с менеджментом группы ГАЗ программу на четвертый квартал в этом же здании. Тогда я пытался их убедить уйти на 50% от планового объема.

- А они не верили, что будут проблемы со сбытом и так далее?

– Не верили. Смотрели, как на какого-то сомневающегося. Но все оказалось еще хуже. К сожалению, когда выяснилось, что не наполовину, а на 70% произошло падение, особенно в нашем сегменте, в коммерческом автомобиле. Но, с другой стороны, тот потенциал, который был создан "Русскими машинами" в Группе ГАЗ и в целом в компании, безусловно, позволит преодолеть кризис. И, как я уже сказал, помощь важна. Важно понимание со стороны регионов, со стороны федерального правительства. Безусловно, это дополнение. Кризис для машиностроения кончился в декабре прошлого года. Всем стало ясно, что будет очень низкий спрос с учетом кредитно-денежной политики, политики высоких процентных ставок, когда потребитель будет заинтересован в максимально быстрой окупаемости. А это значит, что нужно менять продуктовую линейку и, соответственно, те финансовые продукты, которые связаны были с продажей автомобилей или специальной техники – они должны обеспечить максимально быструю окупаемость. И вот на этом мы пытались сосредоточиться. И я считаю, что Группа ГАЗ в состоянии в следующие 6 месяцев предоставить новую линейку и новые условия для наших покупателей.

- Олег Владимирович, скажите, сейчас Группа ГАЗ генерирует убытки, насколько мне известно. Какие есть планы по выходу из этой ситуации? Вы сказали о новой продуктовой линейке. Какие еще будут меры предприниматься, чтобы этого не было? Или я неправильную имею информацию?

- Сокращать издержки. Вопрос не только в нас. Вопрос в наших поставщиках. При металлоемкости в 0,7 тонны для производства "ГАЗели" используется 2 тонны металла. Потом - качество. Качество и, скажем так, те процессы, которые построены у нас.

- То есть получается, что нужно модернизировать всю систему машиностроения?

- В карете прошлого далеко не уедешь. Мы живем на советской инфраструктуре. Вопрос не в ресурсоемкости, да, а в качестве материалов и в технологии процессов обработки для заготовительного производства. И, безусловно, это будет висеть тяжелым грузом. Сейчас это стало наиболее выпукло, когда на маленьких объемах нужно обеспечить загрузку таких гигантов.

- Есть ли понимание у ваших коллег, у ваших поставщиков, что это нужно одновременно менять, а не конечный производитель (в данном случае компания ГАЗ) должен за все отдуваться?

– Понимание есть, ресурсов нет. В данный момент, мне кажется, нужно сосредоточиться на работе с основными потерями. Это потери, связанные с отсутствием ясности в ценообразовании. До сих пор наши поставщики пытаются поставлять по ценам, которые не существуют на внешних рынках. Буквально, я думаю, еще несколько месяцев - и ценообразование будет приведено в норму. Наши наблюдения не только по машиностроению, но по многим другим отраслям. Цены потихонечку делают посадку на уровень 2003 года. Нужно дождаться спроса и, мне кажется, та финансовая стабилизация, которую ЦБ и Министерство финансов обеспечили, в какой-то момент, мне кажется, должна быть конвертирована в снижение процентных ставок и увеличение срочности рубля. Чем сейчас момент характеризуется? Что предприятия проедают оборотные средства. То есть закончатся оборотные средства - начнут проедать основной капитал.

- Когда это может произойти, по вашим оценкам?

– У всех разная скорость. Вы понимаете, каждое предприятие вело разную политику. Допустим, Группа ГАЗ, как только почувствовала - я уже говорил - разбирала эту ситуацию в начале сентября. И в октябре мы постарались нажать на тормоз, чтобы снизить остатки в сети, на складе готовой продукции, чтобы не допускать затоваривания. В этом и ценна помощь правительства, что оно сразу отреагировало и не допустило такого опасного, скажем так, сползания в такую уже непредсказуемую зону.

- Не рассматриваете ли вы такой вопрос, как привлечение какого-то внешнего инвестора? Очень сложно говорить о нем, рынка практически нет, и тем не менее, как это сделал тот же АвтоВАЗ или КамМАЗ, пришли иностранные производители. Вы думаете об этом?

- Инвестициями сейчас не поправишь вопрос спроса.

- То есть бесполезно вкладывать деньги?

– В данный момент - да. Это такое заблуждение, что в момент кризиса нужно валить деньги направо и налево. Нет, мне кажется. Нужно вначале избавиться от потерь и от всего лишнего, затем - спрос, и на удовлетворение конкретного спроса надо начинать развивать производство.

- Спрос кроме как дешевым кредитом чем можно поднять? Насколько мне известно, госзаказ все-таки существует, и у ГАЗа покупает государство часть продукции. Может быть, надо больше покупать? Или что здесь нужно сделать?

- В принципе, они сделали по максимуму. Я не знаю, что они могут сделать больше в следующие 9 месяцев. Вопрос сейчас стоит о снижение цен. То есть если мы повысим цены на свою продукцию, то она для наших потребителей с учетом стоимости денег не даст возможности при сегодняшнем состоянии экономике заработать. То, на чем менеджмент ГАЗа сосредоточен и мы как акционеры стараемся в целом в Группе "Русские машины" – нам нужно снижение цен. Для этого мы работаем с каждым поставщиком, пытаемся найти общий язык для того, чтобы обеспечить в конце снижение цен на продукцию на 20-25%.

- Есть некие претензии от ваших партнеров по поводу оплаты их услуг и так далее. Чтобы вы из первых уст могли сказать, как идут здесь дела, и нет ли здесь нерешаемых проблем в текущем моменте?

– Нужно набраться терпения. Реструктуризация – сложный процесс. Мы сейчас занимаемся реструктуризацией с банками. Я думаю, к концу апреля получим более или менее согласованную позицию. Затем займемся основными поставщиками.

- Как известно, у вас активы в разных отраслях находятся. Ждете ли вы, что хоть какой-то из этих активов будет в этом году прибыльным?

- Ситуация будет меняться к концу года. То есть, все компании ведут программы по сокращению издержек. Надо дождаться результатов первого полугодия. Даже не первого квартала, а первого полугодия, и будет ясен результат.

- Крупный бизнес брал кредиты дешевые и, в том числе, исходя из экономической ситуации, были дешевые деньги. И был спрос. Его удовлетворяли. Ну, и взял так много, потому что не было нормы, которая регулировала бы уровень этой задолженности. Почему крупный бизнес брал кредиты на внешних рынках даже тогда, когда было видно, что проблемы с ликвидностью в западной банковской системе уже налицо? Вот почему так происходило?

- Мы же были вынуждены. Мы же вытолкнуты были туда за счет того, что здесь было очень дорого занимать. Ну, посмотрите: "Русский алюминий", на секундочку, в прошлом году произвел алюминия в полтора раза больше, чем производил весь Советский Союз.

- Серьезная цифра.

- Серьезная, да. Это же не грибы, их не дождик поливал. Это новые заводы, расширение старых производств, создание новых технологий, повышение производительности труда. Мы полностью решили проблему сырьевой базы. Это была самая большая проблема: отсутствие глинозема или собственного сырья.

- И, тем не менее, почему кредиты оказались такими короткими? Вот я читаю отчеты: должны погасить столько, столько. На этот год примерная цифра - 140 миллиардов долларов крупные российские компании должны отдать. Почему так сразу?

- 180.

- 180, вот видите.

- Должны были отдать. Придется отдать больше. Поэтому, можно сказать, что не половина кредита к возврату, а 90% той суммы за исключением небольших кусочков проектного финансирования. Но ничего страшного.

- Это 300 миллиардов долларов?

- Потенциально - да.

- Как отдавать будем?

- Реструктурируем.

- Ну, у вас уже есть успехи в этом направлении?

- У нас - есть. И за нами пойдут все остальные. Я считаю, что, опять-таки, потенциал, который у нас создан, позволяет в следующие семь лет жить практически без инвестиций.

- То есть, вам главное сейчас - отдать деньги, которые как-то там реструктурируют. И даже можно новые деньги не вкладывать?

- Я бы даже сказал, главное - не отдать, главное – уговорить кредиторов поверить в модель. Это, в общем, то, чем занимается наша компания. Мы смотрим модели. Кредиторы достаточно придирчивы. Три с половиной месяца понадобилось для того, чтобы убедить кредиторов в том, что модель, которую мы предлагаем рассматривать, имеет право на жизнь.

- Многие говорят: почему налогоплательщики должны спасать крупный бизнес? Почему их деньги тратятся на это? Что можете на это сказать?

- Мы не бесплатно пользуемся этим ресурсом. Мы платим: наша ставка больше 8% годовых. В нашем случае это не совсем деньги налогоплательщиков. Это деньги Центрального банка, это кредит. То есть, у нас нет здесь бюджетных средств. Это срочные кредиты. Но - справедливо, да. Никто не знал, что кризис будет длинным. Даже нам казалось, что он будет короче гораздо.

- Олег Владимирович, спасибо, что вы нашли для нас время. Будем надеяться, что вы все свои проблемы решите. И все будет хорошо.

- Здесь даже не сомневайтесь.


Вернуться назад