ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Овощное танго

Овощное танго


29-07-2011, 08:47. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Овощное танго


  Наталья Новопашина
 
Овощное танго

Европейский овощной скандал заставил задуматься о том, способна ли Россия обеспечить себя растительной продукцией

Мир пережил не один скандал, связанный с сельхозпродукцией. Благополучию потребителей угрожал то птичий, то свиной грипп, то зараженное диоксином мясо, то коровье бешенство, то свиная чума...

Растительная продукция, тем более биологически чистая, никогда опасной не объявлялась. Однако недавно виновниками распространения кишечной инфекции, унесшей жизни нескольких десятков человек в Германии, были названы именно овощи. Спрос на считавшуюся полезной растительную продукцию начал стремительно падать.

До сих пор непонятно, овощная или какая-то другая нечистая продукция послужила источником массовой эпидемии. Под подозрение попадали то огурцы, то салаты, то ростки сои. Россельхознадзор предположил, что источником инфекции могло стать мясо. В напасти обвиняли биотопливо и даже неизвестное бактериологическое оружие. Но овощная версия оказалась более впечатляющей, и перепуганные европейцы перестали есть огурцы, помидоры, зелень...

Мир облетели кадры, в которых фермеры выбрасывают на помойку огурцы. Убытки европейских производителей оцениваются в миллионы долларов. В рамках ЕС под запрет попала продукция отдельных предприятий. Россия пошла на беспрецедентные меры. Со 2 июня Роспотребнадзор запретил поставки ВСЕХ овощей из ВСЕХ стран Европы, что вызвало бурное недовольство со стороны ЕС. Правда спустя ровно двадцать дней после введения эмбарго Роспотребнадзор объявил о достижении договоренностей с ЕС об особом режиме допуска продукции на российский рынок (на сегодня ввоз овощной продукции разрешен из шести стран ЕС). Председатель совета директоров агрохолдинга «Московский» Евгений Сидоров вообще не понимает, почему вокруг этой темы поднялся такой ажиотаж: «Одну пятую часть поставок закрыли, причем в сезон, ну и чего столько шума-то?» Между тем возникает вопрос: насколько Россия зависима от импортных овощей и что будет, если истории с «нехорошими» овощами будут повторяться? Ведь нет гарантии того, что когда-нибудь эпидемия не затронет Турцию, Китай, Израиль, которые поставляют нам свой товар в гораздо большем объеме, чем европейские производители. Конечно, овощи, за исключением картошки-морковки-лука, не являются товаром первой необходимости. Но все же за долгие годы рыночной экономики покупатели привыкли к круглогодичному присутствию на прилавках помидоров, огурцов, перца, баклажанов, всевозможной зелени.

Без рукколы и айсберга

Для Европы закрытие России стало большой проблемой: по данным Ассоциации европейских производителей овощей и фруктов Freshfel, на Россию в 2010 году пришлось 34,11% экспорта овощей из ЕС. Российский рынок пережил эту новость относительно спокойно. Объем поставок овощей из ЕС в нашу страну не превышает 20% от общего объема импорта. Кроме того, когда разразилась эпидемия, уже начали поспевать овощи и зелень в странах ближнего зарубежья, скоро пойдет продукция из наших южных регионов. Так что исчезновение с прилавков европейского товара некритично для российских потребителей. Кроме того, около 70% годового объема импорта овощей приходится на январь — май. Запрет на ввоз европейских овощей ударил прежде всего по ресторанам и розничным сетям (им пришлось срочно искать новых поставщиков) и производителям, использующим импортное сырье. Антон Семенов, генеральный директор ЗАО «Белая Дача Трейдинг» (крупнейший российский производитель салатных смесей, в том числе для «Ростикса» и «Макдоналдса»), признался, что компания ощущала нехватку сырья. В связи с невозможностью поставок из Италии, Польши, Дании компания была вынуждена перейти на авиадоставку из Израиля и Америки. Но перевозка самолетами обходится дороже в несколько раз, да и нужных объемов нет.

Владельцы некоторых более мелких хозяйств, наоборот, рады запрету. Как рассказал представитель одного из подмосковных агрохолдингов, многие рестораны ранее отдавали предпочтение иностранному салату, а теперь выстроились в очередь к отечественному производителю — при этом обращаются даже покупатели из других городов. В меню почти каждого ресторана есть салаты, для приготовления которых используется большое количество «нерусской» зелени. Непонятно, что будет, когда окончательно откроют границу для европейской продукции, но сейчас некоторые рестораторы заявляют о возможном отказе от заморского товара: мол, отечественная зелень, оказывается, не хуже импортной.

Правда, многие участники рынка стали говорить о возможном повышении цен на овощную продукцию. Ведь даже при отсутствии явного дефицита некоторые продавцы (и оптовые, и рядовые рыночные торговцы) могут воспользоваться ситуацией и переписать ценники — такое не раз бывало, тем более что повышение цен всегда можно списать на инфляцию.

Овощ как фактор безопасности

Как только в Европе разразился овощной скандал, в нашей стране тотчас заговорили о том, что у местного производителя появился шанс нарастить производство. «Действие запрета положительно скажется на фермерском секторе, увеличив спрос на произведенную в нем овощную продукцию», — заявила министр сельского хозяйства Елена Скрынник, напомнив, что более 80% от общего объема овощей производится малыми формами хозяйствования. Кратковременное увеличение спроса на отечественную продукцию, конечно, позитивный фактор. Но рост «значимости» наших хозяйств не будет иметь долговременного эффекта.

Во-первых, пик продаж отечественной продукции приходится на летний сезон, а с наступлением осени он падает. Во-вторых, нет ни одной страны, которая полностью покрывала бы собственные потребности в овощной продукции, прежде всего в силу климатических причин. Даже в жарких странах имеются сезонные провалы, когда товар приходится завозить из других государств. Согласно доктрине продовольственной безопасности, Россия должна обеспечить производство овощной продукции на уровне не менее 80% от потребности. Сейчас этот показатель, по данным Минсельхоза, составляет 87%. Но речь идет об основных продуктах — картошке, морковке, капусте.

«Россия находится в другом положении, нежели многие европейские страны: тепличный бизнес развит недостаточно, а климатические условия позволяют выращивать свежие овощи в открытом грунте в промышленных масштабах лишь на юге страны», — говорит аналитик департамента бизнес-планирования и маркетинговых исследований Global Reach Consulting Юлия Колпакова. По оценкам ассоциации «Теплицы России», в целом в течение года на долю импорта приходится 11—15% от общего объема потребления овощей, напомним, из них 20% составляет европейская продукция. Только в 2010 году, когда Россия из-за засухи значительно увеличила импортные поставки, импорт из Европы составил 24% (в физическом выражении — 620 тыс. тонн). Объем поставок из других стран по итогам 2010 года оценивается в 1 млн 980 тыс. тонн). Причем ассортимент импортируемых овощей очень велик: это не только экзотические для нас фенхель или артишок, но и традиционные и неприхотливые вроде бы овощи. Например, в 2009 году Россия купила за границей 132,25 тыс. тонн лука (всех видов) и 41,28 тыс. тонн чеснока. Даже картофеля в нашей стране не хватает и его приходится докупать. Об огурцах-помидорах, возделывание которых в открытом грунте требует гораздо больших хлопот, чем картофель, и говорить не приходится. А выращивать их в теплицах в необходимых объемах Россия не может. «В 2010 году объем производства овощей защищенного грунта составил 565,4 тыс. тонн. В пересчете на душу населения жители нашей страны едят по 4,1 кг отечественных тепличных овощей и зелени в год. Остальные 5—7 кг несезонных свежих овощей приходятся на импортные поставки. Такая или почти такая ситуация сохраняется в России в течение последних десяти лет», — говорит Тамара Решетникова, генеральный директор компании «Технологии Роста» (одно из профильных направлений — исследования тепличного бизнеса).

Тепло ли тебе, теплица?

Сегодня совокупная площадь закрытого грунта в стране составляет всего 1,8—2 тыс. га (для сравнения: в советские годы промышленные стеклянные теплицы на территории, сопоставимой с территорией нынешней России, занимали свыше 4,7 тыс. га). В настоящее время теплицы, оставшиеся с советских времен, изношены на 70—90%, при этом ежегодно из оборота выводится от 70 до 100 га старых теплиц. «В 2009—2010 годах в отрасль стали приходить потенциальные инвесторы, значительная часть которых ранее не рассматривала тепличный бизнес, как привлекательную площадку для инвестиций», — говорит Тамара Решетникова. Но пока строительство новых тепличных комплексов идет крайне низкими темпами. Развитие тепличного бизнеса тормозит вечная российская проблема — большие затраты на организацию теплиц и электроэнергию, необходимую для обогрева и освещения зимних теплиц в условиях российского климата. В советское время многие теплицы находились на государственных дотациях, притом что тогда были очень низкие тарифы на электроэнергию, основную статью расходов в теплицах. Сегодня, по оценкам Евгения Сидорова, на свет и газ приходится более 35% затрат в себестоимости продукции. Другие игроки называют цифру до 50%.

«Главная проблема развития отрасли — инвестиции. Банки дают их очень неохотно, так как риски тепличного бизнеса высоки, а сроки окупаемости — слишком долгие (5—8 лет). Из-за отсутствия кредитов сейчас стоят десятки крупных и средних тепличных проектов», — отмечает Тамара Решетникова. По данным Минсельхоза, на строительство 1 га современных зимних теплиц под ключ приходится тратить в среднем около 120 млн рублей (с учетом инфраструктуры). На согласовании в министерстве находится программа «Развитие овощеводства защищенного грунта РФ на 2012—2014 годы с продолжением мероприятий до 2020 года». В рамках программы предусмотрены субсидированные кредиты сроком до восьми лет на строительство, реконструкцию и модернизацию тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте. Планируется, что в результате реализации программы площадь зимних теплиц увеличится к 2014 году до 3тыс. га, к 2020 году — до 4 тыс. 700 га. В 2014 году, ожидают в Минсельхозе, валовой сбор овощей составит 720 тыс. тонн. Однако программу поддержки тепличной отрасли должны были принять еще весной этого года. Собственно, о ее необходимости говорят уже лет десять. Но воз и ныне там...

Раз огурчик, два огурчик...

Сегодня российские тепличные хозяйства способны предложить очень небольшой ассортимент продукции: прежде всего это салаты и зелень в горшочках, огурцы, помидоры. Наиболее простым и рентабельным считается производство зелени: она не требует значительных затрат, и выращивать ее можно круглогодично. Правда, летом спрос на тепличную зелень сильно падает, но зато в холодное время она приносит неплохие дивиденды. Поэтому некоторые тепличные хозяйства в последние годы стали вообще отказываться от выращивания помидоров-огурцов в пользу зелени.

«Белая Дача» сделала переработку и продажу зеленной продукции своим главным направлением (хотя компания занимается и продажей овощей, в основном для сетевых ресторанов). Ежемесячно компания производит порядка 1 тыс. тонн салатов. На овощи, в основном томаты, приходится порядка 30% от объемов компании, остальные 70% производства занимают салаты и салатные смеси. «Салаты — более маржинальный и более интересный для нас продукт, нежели огурцы и помидоры, которые выращивают очень многие и на которые установлен строгий ценник, — говорит Антон Семенов. — Это очень непростой бизнес и сверхприбылей в нем нет: рентабельность составляет порядка 15%».

Надо сказать, что по европейским меркам упомянутая цифра рентабельности более чем приличная. Но у России свои причуды. В свое время отец гендиректора ЗАО «Белая Дача Трейдинг», основатель группы компаний «Белая Дача» и бывший министр сельского хозяйства РФ Виктор Семенов говорил, что отечественному тепличному комплексу требуется рентабельность минимум 20%, чтобы выйти на уровень безубыточности. «Тепличный бизнес сезонный: ту выручку, которую предприятие получает в сезон, оно вынуждено тратить оставшийся год. Поэтому рентабельность обязана быть выше, чем инфляция», — объяснял Семенов. Дело в том, что в нынешних условиях тепличный бизнес подвержен почти той же сезонности, что и производство в открытом грунте. Как правило, в тепличных хозяйствах производство огурцов прекращается в осенне-зимний период и начинается весной, когда увеличивается световой день и температура на улице. Причина проста: зимой требуется сильнее обогревать и освещать теплицы, что влетает в копеечку.

В большинстве российских теплиц урожай овощей получают в период с марта по ноябрь. «Проблема многих тепличных комплексов России в том, что там не используется светокультура (технология досвечивания растений с помощью специальных лапм), то есть нет круглогодичного выращивания. Декабрь — февраль обычно «пустые». Лишь некоторые комбинаты могут позволить себе светокультуру, она требует значительных текущих затрат на энергоносители», — поясняет Тамара Решетникова. У крупнейших в России холдингов «Московский» и «Южный» (Карачаево-Черкесия) под светокультуру томатов и огурцов занята небольшая площадь теплиц, в основном таким способом выращивают зелень. Одно из немногих исключений — агрохолдинг «Майский» в Казани, который на значительной площади современных теплиц использует светокультуру все 12 месяцев в году. «За счет этого и урожайность у них другая: например, урожайность огурцов с одного квадратного метра может доходить до 100 килограммов в год, в то время как у других производителей этот показатель не превышает 60–70 килограммов в год», — продолжает Тамара Решетникова.

Экзотический баклажан

При желании в теплицах можно выращивать и ананасы, но это уже вопрос цены и, соответственно, эффективности. После зелени более-менее рентабельным считается выращивание огурцов и томатов: урожайность баклажанов, кабачков и перцев (довольно популярных овощей) существенно ниже, а срок вызревания дольше. Потому российские хозяйства предпочитают с этими культурами не связываться: перец и баклажаны в российской торговле в зимне-весеннее время практически на 100% представлены импортом.

Агрохолдинг «Московский» — одна из немногих компаний, которая выращивает баклажаны и перцы. Председатель совета директоров агрохолдинга Евгений Сидоров объясняет расширенный ассортимент необходимостью выбора: «Мы 95% своей продукции реализуем в Москве, а здесь потребитель очень требовательный, ему нужно разнообразие на прилавке». В интересах покупателей холдинг отказался от выращивания длинноплодных огурцов, кстати, очень популярных в Европе. «У этих огурцов урожайность лучше, они неплохие, в основном используются в ресторанах, но наши покупатели предпочитают короткоплодный огурец», — говорит Евгений Сидоров. В настоящее время «Московский» производит около 30 тыс. тонн овощей в год, правда, объемы продаж перца и баклажанов в компании не уточняют. По оценкам же компании «Технологии Роста», в общей структуре производства тепличных овощей в России огурцы занимают 60%, томаты — только 35%, баклажаны — 4%, а перец — лишь 1%.

«Для меня загадка, почему цена на местный томат настолько велика, что мне выгоднее привезти товар из Польши — это с учетом расходов на таможню, доставку и логистику, — удивляется Антон Семенов. — Разница получается в полтора раза!» Ответ прост. И дело не только в дороговизне энергоресурсов и отсутствии новых технологий. «Во многих странах, развивающих тепличное производство, в том числе в Голландии, Испании, идет процесс глобализации — объединение фермеров в кооперативы, поддерживающие их интересы. Также развитие тепличного бизнеса поддерживается государством, стимулируется как внутреннее производство, так и вывоз продукции», — говорит Евгений Сидоров. Кроме того, продукцию мало произвести — должна быть налажена инфраструктура для ее хранения и сбыта, взаимоотношения с розничной торговлей. «Сети — ведущая сила розничной торговли, они диктуют правила. Например, они требуют охлаждать продукцию до шести-восьми градусов, как это делают иностранные поставщики, — так им легче и проще хранить товар. И никакие увещевания о том, что этого делать не надо, что у нас свежая продукция и мы находимся в двух часах езды от магазинов, на розницу не действуют», — рассказывает председатель совета директоров агрохолдинга «Московский». Получается, что полноценному развитию тепличного бизнеса в России мешает дороговизна производства и, как следствие, невозможность конкурировать с импортом как из дальнего, так и из ближнего зарубежья. Между тем пример «Майского» показывает, что при желании и достаточном финансировании увеличение производства овощей закрытого грунта в России возможно. Но для массового развития этого направления и возможности конкурировать с западной продукцией стране необходима целенаправленная государственная поддержка. Речь вовсе не идет о прямых финансовых вливаниях. Такими мерами могло бы стать, например, выступление государства в качестве гаранта тепличных хозяйств перед банками-кредиторами, особые тарифы на обеспечение энергией и порядок ее предоставления, развитие отечественной науки в области земледелия закрытого грунта (в основном мы сегодня используем голландские и американские технологии)... Наконец, субсидирование по примеру мясных нацпроектов (именно благодаря им удалось увеличить производство птицы и свинины). Но отрасль долгие годы находится в процессе становления. Остается надеяться на то, что в ближайшие годы заявленные ранее крупные тепличные проекты будут запущены на юге России.

За рубежом

Многие страны ударными темпами увеличивают площади под производство парниковой продукции. Объем продукции закрытого грунта в Турции за последние пять лет увеличился на 37%, а суммарная площадь теплиц еще в 2009 году превысила 33 тыс. га. В Китае за 20 лет площади теплиц возросли со 162 тыс. га до 2 млн га. Заметим, что климатические условия в этих странах гораздо более выгодные с точки зрения выращивания овощей в естественном грунте, нежели в России, и тем не менее тепличная отрасль развивается очень активно. Как объясняют эксперты, выращивание в закрытом грунте более целесообразно и эффективно — оно подразумевает независимость от климатического фактора (где-то слишком жарко, где-то слишком солнечно). «Управлять микроклиматом в замкнутом пространстве намного проще. Кроме того, выращивание идет круглогодично, что далеко не везде возможно в открытом грунте. В Турции тоже есть зима, в Италии тем более, про Голландию и говорить нечего: в крошечной по сравнению с Россией стране площадь защищенного грунта в 5,5 раз больше. Именно Голландия по количеству квадратных метров теплиц на одного человека является лидером», — говорит Тамара Решетникова. Получается, что при всей важности климатического фактора сам по себе он не может полностью предопределить экономический успех тепличного производства. Да, при теплом климате (как в Турции, Азербайджане, Италии) затраты на содержание теплиц гораздо меньше, нежели в странах с холодным климатом. Тем не менее общая площадь защищенного грунта растет и в таких странах, как Белоруссия, Украина, Болгария. Успешно развивает производство и близкая к нам по климату Финляндия. Эта маленькая северная страна с переменчивым климатом почти полностью обеспечивает свое население основными продовольствием, да еще поставляет товар на экспорт. Причем финские продукты славятся своим качеством. Сегодня в Финляндии насчитывается около 70 тыс. фермерских хозяйств. Традиционной формой существования являются сбытовые кооперативы, поддерживающие интересы и качество своей продукции.

Тогда и сейчас

Как отмечают в компании «Технологии Роста», первые крупные промышленные теплицы были построены в СССР еще в 1930-х годах и концентрировались, как правило, возле крупных городов страны. Дешевое топливо для обогрева и освещения теплиц давало возможность строить их даже за полярным кругом. Пика своего развития тепличная отрасль достигла в 1980-е годы — тогда рентабельность тепличных хозяйств доходила до 70—200%. Общая площадь промышленных стеклянных теплиц составляла свыше 4,7 тыс. га, больше всего теплиц было в московском регионе — их площадь достигала 450 га. Правда, урожайность в советские годы была раза в три ниже нынешней. Поэтому, несмотря на большое число тепличных хозяйств, свежие овощи на столе советских людей в зимний период были все-таки редким явлением — большая часть урожая уходила номенклатурным работникам. После перестройки большая часть площадей закрытого грунта пришла в упадок. Более половины теплиц были разобраны или просто заброшены. К началу 2000-х годов в России насчитывалось уже менее 2,2 тыс. га закрытого грунта. По данным компании «Технологии Роста», сегодня крупнейшие тепличные комбинаты в России — ТК «Южный», ТК «Московский», ТК «Майский». По данным «Южного», его доля на московском рынке несезонных овощей составляет 30%, в 25—30% оценивает свою долю холдинг «Московский». Казанский производитель «Майский» производит порядка 7% тепличных овощей РФ.

Цифры

Главный поставщик свежих овощей на российский рынок — Нидерланды (15,2% от всего объема импорта свежих овощей в натуральном выражении) и Турция (14,8%), отмечают в Global Reach Consulting. Третье место занимает Китай (12,3%). В разных сегментах рынка доля импортной продукции сильно отличается. Так, например, в сегменте помидоров на импорт приходится 24%, в сегменте огурцов — 12,5%. Почти половина всех импортных помидоров (и треть огурцов) на российском рынке имеет турецкое происхождение. По данным ИКАР, в 2010 году Россия импортировала около 200 тыс. тонн огурцов (на страны Европы пришлось лишь 11 тыс. тонн) и 700 тыс. тонн помидоров (около 90 тыс. тонн).


Вернуться назад