Газовые страдания–4

Начинается отопительный сезон. Кто-то, возможно, захочет поставить себе газовый котел. В предыдущих статьях мы выяснили, что теперь у нас можно выбирать поставщика. Правда, при его смене надо переоформлять субсидию. Несмотря на якобы конкурентный рынок, цены необоснованно растут. А “Нефтегаз” жалуется на 11 млрд. убытка. Теперь постараемся понять еще один важный момент: кто отвечает за газовые трубы в многоквартирных домах? Их ремонт и эксплуатацию? А главное, сколько это теперь стоит?

 

Мы уже рассказывали, что новая модель газового рынка предусматривает разделение функций продажи газа и поставки его потребителю. Торгуют трейдеры, а обслуживанием внутридомовых газовых сетей занимаются поставщики, бывшие облгазы, переименованные в операторов газораспределительных систем (в украинской аббревиатуре – ГРМ).

Если раньше мы просто получали квитанцию и платили, скажем, “Киевгазу”, туда же или на 104 звонили, почувствовав запах газа или когда нужно было подключить какой-то прибор официально, то сейчас трейдер виртуальный. Образно говоря, это может быть соседняя хлебная лавка, которая обзавелась соответствующей лицензией. Чинить газовые трубы в квартирах и содержать домовые счетчики она не обязана, не уполномочена и не умеет. Не говоря уже о газопроводах.

При этом общеизвестно, что наши газопроводы находятся в аварийном состоянии и требуют инвестиций. Достаточно вспомнить разгерметизацию магистрального газопровода “Киев–Запад Украины” 15 сентября в Чабанах Киевской области. Тогда обошлось без жертв и разрушений, но это просто повезло. Так сказать, “пробник” серьезных проблем, которые могут быть. Тем не менее, по словам очевидцев, газ из газопровода вырывался из-под земли с огромной силой: в небе стоял "дикий шум", напоминающий рев турбин самолета.

Обслуживать магистральные газопроводы должны предприятия системы “Нефтегаза”. Но, рассуждая об убытках и ухудшении показателей, “Нефтегаз” обмолвился, что «мы сократили наши капитальные инвестиции на 50%». «Это было важной и своевременной реакцией на падение привлекательности инвестиционных проектов в отрасли», – сказал руководитель компании Андрей Коболев.

Учитывая, что по прогнозу Минфина убытки “Нефтегаза” в 2020-2023 годах могут составить почти 22 млрд. грн., капиталовложения будут и дальше сокращаться. Кстати, 22 млрд. грн. – это согласно базовому сценарию. Есть еще и другие сценарии: стрессовый и оптимистический. Согласно оптимистичному сценарию, убытки составят всего лишь 10,05 млрд. грн., по стрессовому – 23,32 млрд. грн. В любом случае прибыли никто не обещает.

Ладно, обслуживать магистральные газопроводы “Нефтегаз” еще кое-как будет. Деваться ему некуда. А что с домовыми газовыми сетями, которые из года в год стареют и становятся просто опасными для людей, которые живут в этих домах?

Об этом вспоминают, только когда в многоэтажках происходит утечка газа (часто при использовании газовых котлов), взрыв, обрушение стен, гибель людей. С начала года в Украине в результате изношенности газовых сетей произошло больше 100 взрывов. Погибли 200 человек, и еще 700 пострадали. Последний резонансный случай – этим летом в Киеве на Позняках, когда снесло половину дома и погибли несколько человек.

Тогда кто же все-таки отвечает за трубы внутри дома? На этот счет у нас сейчас большая юридическая путаница. По закону о ЖКХ, обслуживание системы осуществляет оператор ГРМ. При этом закон, прописанный в интересах коммунальной мафии, не конкретизирует, что входит в стоимость техобслуживания. Если случится авария, может оказаться, что ремонтные работы идут по отдельным договорам, специальному тарифу и в абонплату не включены.

Вообще, как мы уже не раз писали, новый закон "О жилищно-коммунальных услугах" – это закон о безответственности и диктате коммунальных компаний. Их наделяют презумпцией невиновности. Если раньше лопнувшая внутри дома труба, взорвавшийся газ или другие проблемы с инфраструктурой были заботой аварийщиков, то теперь они переложены на владельцев квартир или руководство ОСМД.

С другой стороны, по Кодексу газораспределительных систем, заниматься оборудованием и отвечать за его состояние должен собственник. Или тот, у кого газовые сети на балансе. Если нет юридического подтверждения собственности на газовые сети оператора ГРМ, они должны быть переданы ему в пользование. Не переданы, значит, он их не обслуживает.

Поэтому ОСМД, ЖЭКи, управляющие домами и прочие не понимают: они обязаны подписывать договора именно с бывшими облгазами на обслуживание внутридомовых газовых сетей или могут найти им замену и платить только за обслуживание газовых сетей до “входного” счетчика?

Скажем, некое ОСМД не захочет подписывать договор с бывшим облгазом по эксплуатации внутридомовых сетей. Решит, что дешевле нанять пенсионера дядю Васю, который всю жизнь отпахал в газовом хозяйстве. Он будет приходить раз в квартал, щупать трубы, проверять “хомуты” – качество выше, цена ниже. Можно так? Одни юристы говорят, что можно, другие, что нельзя. Некоторые объединения жильцов пытались поискать правды в судах – каждый раз новая интерпретация закона о ЖКХ.

Сейчас в Верховной Раде ждет повторного второго чтения законопроект №2458, согласно которому дома, не заключившие договора на обслуживание внутридомовых сетей с конкретным оператором ГРМ, будут обязаны сделать это принудительно на основании типового договора, и услугу оплачивать отдельно. Кто будет принуждать? Видимо, местная власть. Так как закон не принят и вокруг него много лоббистской суеты, на выходе могут быть разные варианты. Но в любом случае все делается для того, чтобы дяде Васе подряд не светил.

Теперь о том, сколько придется платить за поддержание газовых труб формально в порядке и за призрачную “страховку” от взрывов. Учитывая постоянно нытье Минэнерго о том, что нынешние тарифы на транспортировку газа крайне занижены, а денег у операторов ГРМ нет, можно быть уверенным: бесплатно осуществлять функцию по содержанию внутридомовых сетей никто не будет.

По некоторым данным, Минэнерго делало просчеты, за какую сумму бывшие облгазы снова примут на себя непосильный груз содержания сетей, и пришло в выводу, что тарифы должны быть примерно на 50% выше действующих. Это увеличит цифру в вашей квитанции на коммунальные услуги в общей сложности на 5-10%.

Но все зависит от нюансов. Будет ли установлена верхняя планка стоимости подобных услуг? Если нет, то что НКРЭКУ собирается включать в тариф? Как поступать со злостными неплательщиками: их часть будут раскидывать на всех жильцов или планируется проводить индивидуальную работу? Вопросов немало. Ответов пока нет. Очевидно одно – у нас появится еще один вид коммунальных платежей. И возможно, не последний.