ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Смогут ли Белоруссия и Россия обнулить транзитный потенциал Прибалтики?

Смогут ли Белоруссия и Россия обнулить транзитный потенциал Прибалтики?


4-10-2020, 09:32. Разместил: Pretty

Попытка вмешательства Литвы в президентские выборы в Белоруссии серьезно осложнила межгосударственные отношения этих двух стран, и в середине августа Лукашенко заявил, что переориентирует белорусские грузопотоки, идущие через Литву, на российское направление ― в порты Ленинградской области. Это должно нанести серьезный удар по литовской экономике, поскольку до 30 процентов грузооборота литовского порта Клайпеда приходится на обслуживания белорусского транзита.

Посмотрим, насколько серьезным было это заявление Лукашенко и в состоянии ли он его реализовать. Всего через порты Прибалтики Белоруссия экспортирует порядка 30 млн тонн грузов, в основном это удобрения ― до 10 млн тонн и нефтепродукты ― до 8 млн тонн, в том числе через порт Клайпеда 14,1 млн грузов ― 9,8 млн тонн калийных удобрений и 4,3 млн тонн нефтепродуктов. То есть через Литву идет половина всего белорусского грузопотока.

В результате переговоров с российской стороной стало понятно, что перенаправить весь грузооборот с портов Прибалтики на российские порты технически невозможно, для этого нет соответствующей транспортной инфраструктуры. Министр энергетики России Александр Новак в начале сентября заявил о возможности грузооборота через российские порты порядка 3–4 млн тонн.

В середине сентября после анализа всех возможных вариантов поставок он повысил свое прогноз, заявив: «Как известно, в нашем северо-западном кластере есть свободные мощности портов Приморск, Санкт-Петербург, Усть-Луга... В настоящее время идет проработка условий. Объемы могут составить от 4–6 млн тонн нефтепродуктов». То есть через Россию можно перенаправить только четверть всех грузов, идущих через Прибалтику, и это касается только нефтепродуктов. Заявление Лукашенко оказалось, по сути, популистским и никак не может быть реализовано на настоящем этапе.

Причина очень проста: если посмотреть на карту, то станет понятно, что прибалтийские порты значительно ближе к Белоруссии, чем российские. Расстояние увеличивается примерно на 300 км, и доставка удобрений может быть обеспечена только железной дорогой, а нефтепродуктов ― железной дорогой и с помощью продуктопроводов. Прямой железной дороги из Белоруссии на Усть-Лугу через Псков сегодня нет, отсутствуют продуктопровод и необходимая логистика, к тому же в ленинградских портах ограничена соответствующая инфраструктура для дополнительного приема и перевалки этих грузов.

Сейчас можно транспортировать грузы только по существующей и так перегруженной железной дороге в обход Пскова, делая крюк через Великие Луки, а нефтепродукты ― по резервным веткам системы нефтепроводов «Дружба», но это еще более удлиняет расстояние и удорожает стоимость транспортировки. Россия пока не может предложить условий транспортировки, экономически равных или хотя бы близких к прибалтийским. Возможность скидки РЖД транспортных расходов на 50 процентов не решает проблемы, а более высокие скидки ведут к убыточности перевозок.

Как следует из официальных сообщений, сейчас прорабатывается переброска грузов по существующим транспортным коридорам с серьезной скидкой на транспортные расходы только нефтепродуктов, по транспортировке и перевалке удобрений есть еще более серьезные вопросы.

Для того чтобы транспортировка и перевалка удобрений и нефтепродуктов была экономически выгодна, необходимо прокладывать прямую железную дорогу из Белоруссии на Усть-Лугу через Псков, которая нужна и для подъема экономики этого депрессивного российского региона, а для транспортировки нефтепродуктов ― прямой продуктопровод.

Вариант прокладки продуктопровода российская «Транснефть» уже предлагала несколько раз, но он экономически выгоден только при прокачке до 8 млн тонн нефтепродуктов, то есть все белорусские поставки нефтепродуктов через Прибалтику должны быть переориентированы на Россию. По этому вопросу взаимопонимание сторон пока не достигнуто.

С транспортировкой и перевалкой удобрений ситуация куда сложнее. Россия не может принять сегодня белорусские удобрения, так как у нее нет мощностей для их перевалки. К тому же до 36 процентов экспорта российских удобрений также приходится на прибалтийские порты, а между основными производителями минеральных удобрений «Беларуськалием» и российским «Уралхимом», занимающими 21,3 и 20 проц. относительно мирового рынка удобрений, давно уже существует конфликт интересов и жесткая конкуренция.

Программа по расширению инфраструктуры для перевалки удобрений в российских портах реализуется, и дополнительные мощности будут постепенно вводиться в строй в 2021–2024 годах. Терминалов там недостаточно, поэтому Лукашенко и предложил совместно построить в порту Усть-Луги терминалы для перевалки белорусских удобрений. Следует напомнить, что после развала в 2013 году калийного альянса между «Уралхимом» и «Беларуськалием» последний организовал эффективную логистику через порт в Клайпеде, приобретя там 30 процентов мощности терминалов по перевалке удобрений, и вышел в число мировых лидеров по экспорту калийных удобрений.

Уже не первый год идет противостояние двух мощных конкурентов «Баларуськалия» и «Уралхима», владельцем последнего является одиозный российский миллиардер белорусского происхождения Дмитрий Мазепин, по версии Forbes входящий в 100 богатейших людей России. В России он прославился рейдерскими захватами производителей удобрений и подмял под себя их значительную часть, в связи с этим за ним тянется шлейф уголовных дел и, опасаясь уголовных преследований, он обустроился в Риге. Большую часть экспорта удобрений он проводит через рижский порт, в котором владеет частью портовых терминалов. Мазепин добивается латвийского гражданства и принимает активное участие в финансировании латвийских политиков.

Предприимчивый миллиардер предусмотрительно вывел свои российские активы в офшорные компании и в 2013 году попытался подмять под себя и «Баларуськалий» путем захвата рынков сбыта, а затем и поглощения конкурента, однако реализовать это ему не удалось, поскольку в конфликт вмешался лично Лукашенко и не допустил этого.

После начала августовского противостояния в Белоруссии Мазепин, являясь руководителем Российско-Белорусского делового совета (РБДС), направил от его имени обращение с предложением признать факты притеснения оппозиции, сесть с ней за стол переговоров, сформировать на основе РБДС Комитет национального спасения и начать переговоры с властью, но эта инициатива не нашла поддержки. Мазепин на этом не остановился и продолжает поиск путей поглощения белорусского конкурента, пытаясь играть уже на политическом поле, и в этом ему серьезно подыгрывает «Газпром». При этом его деятельность расходится с интересами российского государства и тем более с интересами Белоруссии.

Как видим, помимо проблем с транспортировкой и перевалкой удобрений, есть серьезные противоречия между российскими и белорусскими производителями, и прежде чем говорить об экономической интеграции в этой отрасли, необходимо вырабатывать общую позицию по этому направлению и устранять противоречия.

Реализовывать предложенную Лукашенко переориентацию белорусского грузопотока удобрений и нефтепродуктов с прибалтийских портов на российские на данном этапе возможно только в части транспортировки какого-то ограниченного объема нефтепродуктов. Для реализации задачи в полном объеме потребуется строительство прямой железной дороги и продуктопровода, а это требует серьезных инвестиций и длительного времени. Такие проекты закладываются на много лет вперед и предусматривают использование их десятилетиями. В связи с этим экономическая интеграция стран должна предусматривать и глубокую политическую интеграцию, без которой реализация проектов такого масштаба может вызывать большие сомнения.

Помимо использования транспортных коридоров стран Прибалтики для транзита белорусских нефтепродуктов и удобрений, в эти страны планируется перебрасывать излишки электроэнергии построенной с помощью России Белорусской АЭС, от которой они уже сейчас отказываются и требуют закрытия станции. В перспективе Прибалтика может создать Белоруссии проблемы и на этом направлении, к ним надо заранее готовиться и предусматривать эффективное использование излишков электроэнергии АЭС.

Одним из вариантов может быть предложенная российским экспертом по энергетике Борисом Марцинкевичем программа строительства в Белоруссии газоперерабатывающих производств, аналогично строящемуся в дополнение к газопроводу «Сила Сибири» Амурскому газоперерабатывающему заводу. Такая программа предусматривает строительство в Белоруссии энергоемких газоперерабатывающих заводов, переработку на них транзитного российского газа и использование «никому не нужной» электроэнергии Белорусской АЭС.

Эти предприятия с высокой добавочной стоимостью могут производить из природного газа гелий, этан, стирол, полиэтилен, этиленгликоль для производства бутылок, винилхлорид для производства ПВХ, пластиковых окон, искусственной кожи, уплотнителей и много еще интересных и нужных товаров. Реализация такой совместной российско-белорусской программы решает сразу несколько задач, обеспечивает эффективную переработку газа и загружает мощности электростанции, повышает занятость населения, запускает выпуск востребованной в Белоруссии, России и за рубежом ликвидной продукции и приводит к успешной экономической интеграции двух стран.

Внедрение проектов по переориентированию белорусских грузопотоков с прибалтийских портов на российские и использование энергетических мощностей Белоруссии возможно только при реализации серьезных совместных инвестиционных проектов в Белоруссии и России, представляющих обоюдный интерес для экономик двух стран. Все это становится достижимым при политической интеграции двух стран, исключающей разрыв достигнутых соглашений. В этой связи вопросы создания механизмов функционирования Союзного государства становятся как никогда актуальными.

Юрий Апухтин


Вернуться назад